
Здравствуйте. Ребёнок обучается в коррекционной школе 8 вида по программе АООП для УО (ИН) 1 вариант, индивидуальное обучение. Перешёл в третий класс.
Уже не первый год специалисты школы заводят разговор, что нужно перевести ребёнка на 2 вариант, т.к. математика идёт слабо, нужно много наглядности (но понимание есть). По русскому много ошибок, в основном логопедических. Читает с пониманием, может ответить на вопросы по тексту. Любит читать. Окружающий мир тоже хорошо. Но, несмотря на все плюсы, всё равно каждый раз слышу, что необходимо перевести на 2 вариант, т.к. «ему сложно», «зачем это ему», «это хотелки мамы», «20 лет назад этот диагноз был необучаем» и т.д.
Попросила сделать ребёнку СИПР по 1 варианту, на что получила ответ: «Его не существует, только для 2 варианта». Если открыть ФГОС для детей с ОВЗ, приказ № 1599, то там есть пункт 2.3 в Приложении, что при необходимости, составляется СИПР. Мне завуч ответила, что я читаю не тот документ. Сходила на районную ПМПК. Услышала то же самое: «СИПР только для 2 варианта». Снова подошла к завучу, директору школы, обещали изучить этот вопрос. В итоге опять – нет.
Вся эта история длится с 2023 г. Я отправила запрос в Минобразования, получила ответ (прикрепила), что я права, но назначает только комиссия. С этим ответом подошла к администрации школы, пожали плечиками: «Идите на комиссию». Съездили с ребёнком на Центральную ПМПК. Показала ответ из Минобра. Дали заключение, что нужен СИПР по 1 варианту.
Пришла в школу с заключением. Забрали оригинал, сказали, что с копией нельзя пройти ни одну проверку. Но ведь оригинал должен храниться у родителей – можете подсказать, как это доказать? Сказали, что постараются через месяц подготовить СИПР. Я подошла через месяц, сказали: «Составляем, но СИПР по 1 варианту не существует». Походила несколько раз, ответ одинаковый. Потом сказали, что сами позовут. И мае выяснила, что «ничего составлять не будут, т.к. СИПР по 1 варианту не существует». Что нужно сделать, чтобы составили СИПР? Или всё же я не права, а правы администрация школы?
Комментарии
На Ваш вопрос отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Татьяна Левашова:
Добрый день!
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС УО) в пункте 2.2. устанавливает, что адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.
В Приложении к ФГОС УО в п.2.3. Таблицы №1 «Требования к АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» установлено, что для обучающихся по программе вариант №1 на основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
Поскольку разработка СИПР для обучения по программе вариант №1 не является обязательной, в разделе 2.9.1. указанной таблицы нет требований к пояснительной записке, содержащей описание структуры и общую характеристику СИПР. Но это не значит, что СИПР не может быть составлена школой. Иными словами, школа может составить СИПР и при обучении ребенка по программе вариант №1, тем более, что такие рекомендации дала ЦПМПК.
Для этого родители должны написать заявление на имя директора школы о разработке СИПР для своего ребенка. Заявление должно быть рассмотрено администрацией школы и родителям дан ответ в течение 30 дней с момента регистрации заявления. В случае отказа в разработке СИПР вы можете обжаловать отказ в местный орган образования.
Но и вне рамок СИПР вы можете попросить школу организовать обучение ребенка по индивидуальному учебному плану, в котором должны быть учтены особенности его предыдущего обучения, полученные им ранее знания, а также его индивидуальные особенности.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Порядок обучения по индивидуальному учебному плану, устанавливается школой в локальном нормативном акте (он может называться, например, «Положение об индивидуальном учебном плане»), он должен быть размещен на сайте Вашей школы либо его можно запросить у администрации школы.
Право на обучение по ИУП предоставляется любому обучающемуся в организации независимо от причин возникновения потребности в обучении по ИУП. Это право предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Для перевода на обучение по ИУП нужно написать заявление на имя директора школы.
Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану (например, на одну четверть). В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания родителей по индивидуализации содержания образовательной программы (например, увеличение учебных часов, отведённых на изучение математики или русского языка). Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации.
Индивидуальный учебный план (ИУП) составляется школой совместно с родителями исходя из потребностей и способностей конкретного ребенка. Он составляется в рамках той программы, по которой обучается ребенок и должен соответствовать требованиям ФГОС. Важно понимать для чего такая индивидуализация нужна ребенку и каким способом эта потребность может быть удовлетворена.
ИУП разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями организации. У школы может отсутствовать возможность реализовать все пожелания родителей, например, из-за загруженности педагогов, отсутствия свободных помещений для проведения классно-урочных занятий.
Индивидуальный учебный план предусматривает:
- обязательное изучение всех учебных предметов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
- корректировку количества учебных часов на изучение отдельных предметов, в том числе для их углублённого или ускоренного обучения;
- введение учебных курсов за счёт сокращения/перераспределения количества часов на иные учебные курсы.
Например, ребенок плохо усваивает программу по математике, в рамках ИУП дополнительно добавляется один урок математики в неделю. Это достигается за счет уменьшения нагрузки по физкультуре, где один урок в неделю сокращается.
Обращаю ваше внимание, что школа обязана выполнять рекомендации ПМПК и обучать ребенка по рекомендованной программе (варианту программы №1) и без заключения ПМПК не имеет права перевести ребенка на обучение по другой программе.
Пожалуйста, пишите, если возникнут вопросы!