Закон, да не тот? Часть 1

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится подготовленный ко второму чтению законопроект № 1104125-7 «О внесении изменений в статьи 6 и 23 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Законопроект № 1104125-7).

В Законопроект № 1104125-7, как утверждают авторы, была включена часть законопроекта, известного как «законопроект о распределенной опеке», касающаяся внесения изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В новом виде предложения разработчиков «законопроекта о распределенной опеке» претерпели изменения, и ряд положений полученного варианта вызывает тревогу. Подробнее рассказывает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

1. Законопроект № 1104125-7 предусматривает выписку из психоневрологического интерната при наличии заключения врачебной комиссии о том, что гражданин по состоянию здоровья может проживать самостоятельно, либо заявления лица, обязующегося обеспечивать помощь гражданину после его выписки.

Такой подход противоречит первоначально спроектированному авторами законопроекта подходу, согласованному Правительством РФ и поддержанному Государственной Думой РФ при принятии законопроекта в первом чтении, что выписка из психоневрологического интерната не может ставиться в полную зависимость от мнения врачей о способности гражданина проживать самостоятельно или от наличия лиц, готовых заботиться о гражданине. Важно отметить, что при предлагаемом в Законопроекте № 1104125-7 подходе будет продолжаться фактически недобровольное содержание в интернатах даже дееспособных граждан. 

Экспертным сообществом, в том числе психиатрическим, неоднократно отмечалось, что вопрос о возможности жить самостоятельно не является компетенцией врачей. Врачи могут дать заключение об особенностях функционирования гражданина, вызванных психическим расстройством, о необходимости получения гражданином психиатрической помощи. Такое заключение должно лишь учитываться при рассмотрении вопросов жизнеустройства инвалидов, имеющих психические расстройства.

Предлагаемый Законопроектом № 1104125-7 подход не учитывает положения законодательства и позицию Конституционного Суда РФ:
1) Конституционный Суд РФ в Определении от 26.05.2011 № 727-О-О указал, что нормы о выписке адресованы, прежде всего, к интернатам и направлены на недопущение ситуации, когда гражданин, который не может проживать самостоятельно, оказался выписанным из интерната и остался без помощи;
2) недавние изменения в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают возможность для инвалидов, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, выбрать получение услуг сопровождаемого проживания в домашних условиях;
3) индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида в разделе о способности инвалида вести самостоятельный образ жизни (в целях решения вопроса о предоставлении инвалиду жилья) предусматривает три варианта оценки такой способности:
- вывод о неспособности вести самостоятельный образ жизни,
- вывод о способности инвалида вести самостоятельный образ жизни с регулярной помощью других лиц,
- вывод о способности вести самостоятельный образ жизни. 

Законопроектом № 1104125-7 предусмотрено создание междисциплинарной комиссии по вопросам приема в психоневрологические интернаты и выписки из них (далее – Комиссия), куда должны входить представители органов социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, общественных объединений и негосударственных организаций. По замыслу разработчиков эта Комиссия должна рассматривать, в том числе, возможность организации сопровождаемого проживания для граждан, желающих выписаться из психоневрологического интерната и не способных вести самостоятельный образ жизни, при отсутствии у них родственников или иных лиц, готовых оказывать им помощь.

2. Законопроект № 1104125-7 не предусматривает возможность обращения в Комиссию в связи с обжалованием решений (бездействия) руководителей психоневрологических интернатов по вопросам временного выбытия граждан (в отпуск, на выходные). Такая возможность была первоначально предусмотрена в законопроекте, чтобы вывести вопросы временного выбытия из-под компетенции только руководителя интерната. Граждане сталкиваются с трудностями временно выбыть из психоневрологических интернатов, в том числе для того, чтобы побыть с родителями, членами семьи, другими близкими. В особенно тяжелом положении оказываются недееспособные граждане и их близкие. В предложенном же ко второму чтению виде законопроект закрепляет существующее положение полной зависимости недееспособного гражданина от решений руководителя психоневрологического интерната, который несет ответственность за подопечного. В то же время существуют механизмы временной передачи ответственности тем людям, которые готовы заботиться о недееспособном гражданине во время его отсутствия в интернате. Даже Конституционный Суд возлагал надежды на решение этого вопроса на законодательном уровне (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1733-О). Вынесение вопросов временного выбытия недееспособных граждан на рассмотрение Комиссии могло бы помочь в решении системной проблемы с реализацией прав этих граждан.

3. Законопроект № 1104125-7 без какой-либо мотивировки признает утратившей силу статью 38 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которая предусматривает создание государством независимой Службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях. 

Вместе с тем, законопроект № 1104125-7 допускает осуществление деятельности по защите прав лиц с психическими расстройствами, в том числе негосударственными организациями и общественными объединениями. Но при этом любые посещения в целях защиты прав граждан с психическими расстройствами должны согласовываться с руководством психиатрических больниц и психоневрологических интернатов (проектируемый пункт 3 статьи 46 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Это в подавляющем большинстве случаев становится непреодолимым барьером для получения инвалидами помощи в защите своих прав.

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан при оказании им психиатрической помощи (как отдельный вид защиты прав и законных интересов) предполагается разрешить только профессиональным общественным объединениям, созданным медицинскими работниками (проектируемый пункт 2 статьи 46 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Такой подход представляется несбалансированным, поскольку на практике нарушение прав граждан с психическими расстройствами часто обусловлено соображениями удобства медицинских работников. Кроме того, экспертное сообщество среди активных организаций, включенных в помощь проживающим в психоневрологических интернатах, в которых также оказывается психиатрическая помощь, не видит таких объединений.

Новации не учитывают результаты работы Службы защиты прав граждан с психическими расстройствами, созданной органами государственной власти Нижегородской области как дополнительной гарантии прав граждан с психическими расстройствами. Аналогичный опыт у Комиссии по защите прав граждан, проживающих в организациях стационарного социального обслуживания, при Департаменте труда и социальной защиты населения г. Москвы. Так, Комиссия наделяет представителей негосударственных организаций полномочиями по непосредственному консультированию граждан в интернатах, и с участием этих представителей Комиссия рассматривает системные проблемы с осуществлением прав проживающих в интернатах граждан. Отмечается большой вклад представителей службы защиты прав и уполномоченных представителей Комиссии в повышении правовой культуры работников интернатов.

Продолжение следует

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии