Минтруд России дал методические рекомендации стационарным организациям социального обслуживания по подходам к инициированию признания недееспособными детей и переводу детей, закончивших пребывание в стационарных организациях социального обслуживания, в организации социального обслуживания для взрослых (Методические рекомендации по вопросу признания недееспособными несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), далее Методические рекомендации, ознакомиться можно здесь). О документе рассказывает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
1. Вопросы признания ребенка недееспособным
Поскольку распространена практика признания недееспособными детей, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания (детских домах-интернатах), Методические рекомендации призваны разъяснить подходы государства к этому вопросу.
Методические рекомендации важны не только для детей, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания (хотя именно они – целевая группа рекомендаций). В них отражен подход к вопросу признания недееспособными детей в целом.
Общественные организации неоднократно обращали внимание на этот вопрос, сталкиваясь с тем, что всех детей в детских домах-интернатах для детей с психическими нарушениями признавали недееспособными после достижения 14 лет. По достижении 18 лет признанные в детском возрасте недееспособные граждане не становятся автоматически дееспособными, как другие 18-летние граждане, потому что признать дееспособным ранее признанного недееспособным гражданина может только суд при наличии оснований для этого (что подчеркивается и в Методических рекомендациях, п. 17). После совершеннолетия недееспособные жители переводятся в такое же учреждение для совершеннолетних. Они взрослеют, что бывает позже, чем у нормотипичных людей, развиваются навыки, способности, и иногда встает вопрос о восстановлении дееспособности. Но это сложный процесс, часто к положительному результату путь длиною в года.
А, как точно указано в Методических рекомендациях, «последствия признания гражданина недееспособным имеют более широкую сферу распространения, чем только ограничение имущественных прав несовершеннолетних. Режим недееспособности применяется во всех правоотношениях с участием такого гражданина (семейные, трудовые, избирательные и т.д.). Гражданско-правовой статус «недееспособный», даже при положительной динамике, вызывает предвзятое отношение к способностям человека, возможностям осуществления его прав, что фактически создает препятствия к получению образования, трудоустройству, выбору иной формы социального обслуживания, кроме стационарной, социальных контактов.» (п. 17 Методических рекомендаций).
Прежде всего, обращаю внимание на положение, что вопрос о признании недееспособным ребенка в возрасте от 14 до 18 лет (в этом возрасте возможно признание недееспособным) должен ставиться только тогда, когда другие способы осуществления прав ребенка, их защиты невозможны (п. 11 Методических рекомендаций). У ребенка всегда есть законный представитель (родители, попечители, организация для детей-сирот), который вправе представлять интересы ребенка практически во всех правоотношениях. У законного представителя ребенка этого возраста нет только одного полномочия: совершать сделки от имени ребенка.
Мы неоднократно высказывались о ситуациях, когда есть необходимость признавать ребенка недееспособным и когда это нецелесообразно:
Нужно ли лишать ребенка дееспособности в 14 лет?
«Ребенок с психическим расстройством: зачем думать о дееспособности?»
Совершеннолетие человека с особенностями развития – недееспособность
Недостаточными основаниями для инициирования процесса признания ребенка недееспособным являются:
1) потенциальная необходимость выступления несовершеннолетнего с психическим расстройством стороной имущественной сделки (п. 14 Методических рекомендаций);
2) необходимость получения медицинской помощи и проблемы с дачей ребенком старше 15 лет информированного добровольного согласия на медицинскую помощь (подросток с 15 лет дает его самостоятельно). Признание недееспособным может быть целесообразно лишь при стойкой неспособности несовершеннолетнего, достигшего 15 лет, выразить свою волю в сочетании с его нуждаемостью в регулярной медицинской помощи, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть оказана иначе, чем при наличии добровольного информированного согласия, может быть поставлен вопрос о признании его недееспособным. Под стойкой неспособностью выразить свою волю могут быть приняты случаи, когда ребенок не вступает в общение, в том числе с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации, не способен дать ответ на задаваемый вопрос. Случаи медицинского вмешательства без согласия гражданина установлены ч. 9 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В Методических рекомендациях рекомендовано со всеми несовершеннолетними проводить реабилитационные мероприятия, направленные на формирование практических бытовых и социальных навыков, в том числе навыков самообслуживания, пользования денежными средствами и совершения покупок, активное пользование речью, расширение круга общения, развитие интересов, профессиональных навыков, предоставить возможность самостоятельно готовить еду, стирать свои вещи, совершать мелкие бытовые покупки, развивать навыки финансового поведения (п. 10 Методических рекомендаций). В этом контексте напоминаю, что действует "ГОСТ Р 70190-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.06.2022 N 537-ст). Стандарт устанавливает состав, объем, форму и содержание услуг по осуществлению развивающего ухода за следующими детьми:
• с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР);
• со значительно выраженными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, особенно в сочетании с выраженными нарушениями языковых и речевых функций;
• с выраженными нарушениями психических функций;
• с выраженными врожденными или рано приобретенными нарушениями зрения, слуха или слепоглухотой;
• раннего возраста с любыми нарушениями, имеющими риск инвалидизации.
Вопрос о признании недееспособным ребенка рекомендуется рассматривать в случае, если он в силу тяжелого психического расстройства или нарушения развития не понимает смысл своих действий, не в состоянии при необходимости недвусмысленно выразить свое волеизъявление, включая невозможность общения с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации, в том числе поставить подпись на заявлении, договоре, когда требуется его собственноручная подпись, чтобы сделка могла быть совершена (п. 15 Методических рекомендаций). Добавлю, что если человек в силу неграмотности или физического недостатка не может лично подписать договор или заявление, то законодательством о нотариате предусмотрена процедура подписи другим лицом в присутствии нотариуса. Поэтому сама по себе проблема с проставлением подписи не может являться основанием для инициирования процесса признания недееспособным, если ребенок при этом может выразить свою волю понятным другим людям образом, в том числе с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации.
При этом в Методических рекомендациях оговаривается, что даже в отношении такого ребенка должно быть основание, например: актуальная необходимость выступить стороной сделки с имуществом ребенка, осуществить права ребенка на наследство (п. 16 Методических рекомендаций).
2. Вопросы перехода гражданина из организации социального обслуживания для детей в организацию социального обслуживания для взрослых
Это крайне важные вопросы, на которые постоянно обращают внимание государства общественные организации: как бережно перейти из детства во взрослость людям, проживающим в организациях социального обслуживания, где сотни жителей.
Выделим основные подходы, обозначенные Минтруда России:
1) стационарным организациям социального обслуживания рекомендовано включить в уставы положения о возможности продлевать пребывание в детской организации до достижения гражданином возраста 23 лет для нескольких групп инвалидов (п. 3 Методических рекомендаций). Речь идет об инвалидах с выраженными, множественными ограничениями функций организма;
2) реализовывать для детей с раннего возраста программы подготовки их перевода в организации для взрослых жителей, которые включают, прежде всего, развитие бытовых и социальных навыков, обучение общению с использованием речи, письма, альтернативной и дополнительной коммуникации (п. 10 Методических рекомендаций);
3) в случае, если ребенок был признан недееспособным, но к совершеннолетию обладает высоким уровнем социального функционирования, детским организациям рекомендовано обращение в суд о признании гражданина ограниченно дееспособным или дееспособным, и в случае, если своевременно обратиться в суд не получилось, и гражданин переводится во взрослую организацию, включить в личное дело информацию о высоком уровне социального функционирования и рекомендацию об обращении в суд о восстановлении дееспособности (п. 19 Методических рекомендаций);
4) даны рекомендации по взаимодействию детских и взрослых организаций при переходе граждан из детских во взрослые организации: обеспечивать преемственность и непрерывность предоставления социальных услуг, содействовать предварительному знакомству граждан с организациями, в которые они переводятся, в том числе организовывать ознакомительный выезд, обучать персонал взрослой организации особенностям ухода и поддержки гражданина, передавать во взрослую организацию полную информацию о личностных особенностях и предпочтениях гражданина, работникам детской организации помогать организовать во взрослой организации необходимые для успешной адаптации гражданина условия, посещать гражданина после его перевода, проводить мониторинг его состояния, поддерживать общение с ним разными способами;
5) при высоком уровне социального функционирования детской и взрослой организации рекомендуется содействовать в организации учебного сопровождаемого проживания гражданина в течение не менее 6 месяцев (как до выписки на самостоятельное проживание, так и до перевода во взрослую организацию);
6) детской и взрослой организации рекомендуется осуществлять социальное сопровождение гражданина после его выписки на самостоятельное проживание: посещать его по месту жительства, поддерживать с ним общение разными способами, содействовать его общению с друзьями из детской организации, мониторить его окружение в целях профилактики злоупотреблений со стороны третьих лиц.
3. Какие вопросы представляются проблемными:
1) акцент в пункте 10 Методических рекомендаций на развитие способностей детей с высоким реабилитационным потенциалом, высоким уровнем социального функционирования, на своевременную корректировку диагнозов, образовательного маршрута у этих детей, воспринимается как обязанность развивать способности, корректировать разные вопросы в отношении только таких детей. Крайне важно вести речь о развитии способностей у всех детей, независимо от реабилитационного потенциала, независимо от потенциальной возможности вывести их в самостоятельную жизнь. Развитие способностей влияет на качество жизни человека: уметь сообщить о потребностях, попросить о помощи, быть более самостоятельным в самообслуживании, находиться в социуме и адекватно реагировать на разные ситуации, и т.д. – влиять на свою жизнь. Ведь у недееспособных граждан есть права, в том числе права, которые они осуществляют сами, своими действиями, например, дают информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, заключают трудовой договор;
2) в пункте 20 Методических рекомендаций рекомендовано обращение в суд о признании недееспособным, если при достижении 18 лет гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, по своему состоянию не способен лично подать заявление о предоставлении социального обслуживания (поставить собственноручную подпись). Как указано ранее, сама по себе проблема с проставлением подписи на заявлении не может являться основанием для инициирования процесса признания недееспособным, если гражданин может выразить свою волю понятным другим людям образом, в том числе с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации. Привлечение нотариуса в этой ситуации представляется нецелесообразным. Но процедура подтверждения воли человека, который не может расписаться в заявлении для перевода во взрослое учреждение, требует урегулирования. Прием во взрослую организацию должен проводиться через межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, временном выбытии, переводе и выписке из нее (статьи 41, 44 и 441 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Одной из задач комиссии является выяснение мнения гражданина о выписке, приеме, переводе при непосредственном общении комиссии с гражданином. Тем самым риски недобровольного перевода, приема в стационарную организацию социального обслуживания для лиц с психическими расстройствами при неспособности гражданина поставить личную подпись компенсируются обязанностью комиссии проверить, выражает ли такой человек свою волю на прием во взрослую организацию. Поэтому воля гражданина может быть отражена в протоколе, составленном организацией социального обслуживания, и комиссия проверит мнение гражданина в личном общении с ним.
⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
Еще по теме:
Добавить комментарий