О новых правилах выписки из ПНИ – комментарий юриста

С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые нормы Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее Закон), регулирующие порядок перевода, временного выбытия и выписки из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (то есть ПНИ), а также утвержденный в соответствии с ними Порядок и условия перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (Приказ Минтруда России от 3 апреля 2024 года № 176н, далее Порядок).

Как будет происходить выписка совершеннолетнего получателя социальных услуг (далее проживающий) из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (то есть ПНИ, далее стационарная организация), по новым правилам с 1 сентября 2024 года., рассказывает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис (о временном выбытии из ПНИ можно прочитать здесь; о переводе из ПНИ в интернат общего типа можно прочитать здесь):

«Заявление о выписке может подать проживающий, в том числе недееспособный, его законный представитель или лицо, которое обязуется обеспечивать помощь и уход проживающему после его выписки (п. 26 Порядка).

Решение о выписке принимает стационарная организация при наличии (пункты 20 и 21 Порядка):
- заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что проживающий способен проживать самостоятельно, или, если не способен проживать самостоятельно, заявления лица, обязующегося обеспечивать помощь и уход после выписки;
- рекомендаций межведомственной комиссии, создаваемой в субъекте РФ в соответствии со статьей 441 Закона (в редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2024 года).

В заявлении о выписке указываются причина выписки и наличие или отсутствие условий для выписки проживающего, которые предусмотрены Порядком, адрес планируемого места проживания после выписки. В случае, если проживающий неспособен вести самостоятельный образ жизни, в заявлении также указывается лицо, которое обязуется обеспечивать помощь и уход за проживающим после выписки (п. 27 Порядка).

Причина выписки указана в Порядке только одна – желание проживать в домашних условиях (п. 22 Порядка).

Условиями выписки являются (п. 23 Порядка):
- наличие у гражданина права пользования жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, на любом законном основании (в том числе на праве собственности, по договору социального найма) или обязательство других лиц предоставить право пользования жилым помещением и наличие возможности проживать в жилом помещении, в том числе если в нем проживают другие граждане, или наличие средств к найму (или к приобретению) такого помещения;
- для совершеннолетнего гражданина, не способного проживать самостоятельно, также наличие лиц, обязующихся обеспечивать помощь и уход за ним.

К нашему сожалению, в Порядке не нашло отражение право инвалидов, не способных вести самостоятельный образ жизни, на организацию сопровождаемого проживания в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Мы вносили соответствующие предложения, и они нашли отражение в проекте Порядка, который был представлен на общественное обсуждение. Но в принятом Порядке указание на выписку при возможности организовать сопровождаемое проживание отсутствует. С чем это связано, непонятно, ведь сопровождаемое проживание предусмотрено как раз для тех инвалидов, не способных вести самостоятельный образ жизни, которые желают проживать в домашних условиях. Надеемся, что возможность организации сопровождаемого проживания для выписывающегося гражданина будет удовлетворять требованию Порядка о наличии лиц, обязующихся обеспечивать помощь и уход за выписывающимся гражданином.

Заявление должно быть зарегистрировано уполномоченным работником стационарной организации, и копия зарегистрированного заявления выдана на руки заявителю, порядок и сроки рассмотрения заявления дополнительно разъясняются проживающему (п. 28, 29 Порядка).

Далее в течение 3 дней стационарная организация информирует комиссию о поступившем заявлении о выписке, согласовывает с представителем межведомственной комиссии время и место проведения заседания, подготавливает документы, необходимые для предъявления межведомственной комиссии, уведомляет в срок, не превышающий трех рабочих дней до дня подачи заявления о выписке, гражданина или его законного представителя либо иное лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход за гражданином после его выписки, о времени и месте проведения заседания межведомственной комиссии (п. 30 Порядка).

В заседании межведомственной комиссии участвует проживающий, его законный представитель, лицо, которое обязуется обеспечивать помощь и уход после выписки, любое другое лицо, указанное проживающим, устанавливается их мнение о выписке (п. 31 Порядка).

Выписка совершеннолетнего гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, дополнительно подлежит согласованию с органом опеки и попечительства (п. 72 Порядка).

По получении рекомендаций межведомственной комиссии стационарная организация принимает решение о выписке не позднее 3 рабочих дней со дня получения рекомендаций (п. 34 Порядка).

Перед принятием решения о выписке стационарная организация, как указано в Порядке, при необходимости обращается в уполномоченный орган с целью проведения оценки нуждаемости выписывающегося гражданина в социальном обслуживании и разработки индивидуальной программы (п. 36 Порядка).

Стационарная организация должна уведомить заявителя о принятом решении о выписке или об отказе в выписке в письменном виде. Принятое решение дополнительно разъясняется гражданину в доступной для него форме, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (п. 42 Порядка).

В Порядке определены сроки совершения всех перечисленных действий, а также сроки непосредственной выписки, если принято решение о выписке (пункты 36-39 Порядка), предусмотрена обязанность органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания оказывать содействие гражданину в получении социального обслуживания после его выписки (п. 43 Порядка).

В случае отказа в выписке гражданин или его законный представитель либо иное лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход за выписывающимся гражданином, может обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания (п. 41 Порядка).

Регулирование процедуры выписки и включение в принятие решения о выписке межведомственной комиссии являются важными шагами для изменения работы стационарных организаций.

Установлен порядок работы с заявлением о выписке, и отказ принять заявление, рассмотреть его – это нарушение прав проживающего. На практике мы сталкиваемся с ответом «не положено». На основе Порядка стационарная организация должна утвердить внутренний порядок работы с заявлением (п. 68 Порядка обязывает утвердить Правила приема и организации работы с заявлением о переводе, выписке и временном выбытии), в том числе определить уполномоченных работников, которые принимают и регистрируют заявление, собирают необходимую для принятия решения информацию и документы, взаимодействуют с межведомственной комиссией, порядок принятия решения и его разъяснения проживающему.

Примерный порядок создания и деятельности межведомственной комиссии утвержден Приказом Минтруда России от 23 апреля 2024 года №231н.

Включение в процедуру выписки межведомственной комиссии позволяет, с одной стороны, вынести вопрос о выписке из-под единоличного решения стационарной организации и преодолеть полную зависимость проживающего от стационарной организации, и, с другой стороны, стационарная организация может разделить ответственность за принятие решения в сложных ситуациях с этой комиссией.

Предпринята первая попытка формализовать, как рассматривать вопрос, что оценивать для принятия решения: есть ли где жить и можно ли организовать необходимую помощь.

Не могу не остановиться на вопросе толкования норм, которые допускают отказ человеку в осуществлении его прав. Социальное обслуживание в России по закону только добровольное (ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ст. 41 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Любой человек имеет право расторгнуть договор об услугах со стационарной организацией тогда, когда ему необходимо, по любым причинам. Дееспособный человек сам решает, как обеспечить условия для проживания где бы то ни было. Возникает вопрос, почему закон говорит об отказе стационарной организации в выписке, как такое возможно, ведь фактически это недобровольное удержание (учитывая то, что человека могут не выпускать из стационарной организации, чтобы он не сбежал, что мы наблюдаем на практике).

Обратимся к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 № 727-О-О[1], в котором выражено мнение Конституционного Суда РФ о том, как следует рассматривать эти нормы Закона: эти нормы «адресованы прежде всего администрации психоневрологических учреждений, на которую возложена обязанность по оказанию гражданам психиатрической помощи, включая социально-бытовую помощь лицам, страдающим психическими расстройствами» и «не может рассматриваться как препятствующее реализации такими лицами гарантированных им конституционных прав, в том числе права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Из этого следует, что рассмотрение вопроса о выписке должно осуществляться только с точки зрения содействия гражданину в оценке условий для его безопасного проживания за пределами стационарной организации, возможности получения им достаточной помощи. Отказ должен носить со стороны стационарной организации рекомендательный для гражданина характер и не может являться запретом.

К сожалению, отразить такой подход в Порядке в полной мере не удалось.  

Есть некоторые положения, позволяющие рассматривать отказ предложенным образом. Так согласно пункту 35 Порядка, если межведомственная комиссия рекомендует отказать проживающему в выписке, то в рекомендациях должны быть отражены мероприятия, направленные на дальнейшую подготовку гражданина к выписке, а также возможность последующего рассмотрения вопроса о выписке. В решении об отказе гражданину в выписке указывается основание отказа, в том числе отсутствие условий, указанных в пункте 23 Порядка, – что также показывает, что отказ является своеобразным выводом о том, имеются ли безопасные условия для проживания за пределами стационарной организации, есть ли возможность в текущий момент времени организовать достаточную помощь.

Конечно, есть вопросы к тому, как будет происходить оценка условий для выписки. Необходимо следить за практикой, формировать подходы. 

В межведомственную комиссию, создаваемую в каждом субъекте РФ с 1 сентября 2024 года, могут входить общественные объединения и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами. Призываем общественные объединения, негосударственные организации входить в состав таких комиссий в своих регионах. Ведь это возможность сделать более прозрачной жизнь в стационарных организациях. Надо наблюдать за практикой и реагировать на нее».

 

[1] «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коваленко Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 44 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и абзацем вторым пункта 7.3 Положения о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания»

 

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии