«Предложенный к голосованию текст дает карт-бланш на насилие»: комментарий Нюты Федермессер к поправкам к закону о психиатрической помощи

Как мы уже неоднократно писали (здесь, здесь и тут), на рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся поправки к закону о психиатрической помощи, принятие которых грозит ухудшить жизнь людей с психическими расстройствами в больницах и ПНИ. С критикой предложенных изменений выступила учредитель фонда «Вера», директор Центра паллиативной помощи Москвы, автор проекта «Регион заботы» Нюта Федермессер (портал Милосердие.ru цитирует пост из её канала в Телеграм):

«Масса поручений президента и тысячи часов, потраченных общественниками и юристами на проработку необходимых законодательных изменений <речь о "законе о распределенной опеке">… и в июне Госдуме предложили принять поправки в закон «О психиатрической помощи». Их взяли из закона о распределенной опеке, но (!) сильно исказили. Если депутаты эти изменения поддержат, то в части защиты прав людей с психическими расстройствами мы откатимся в середину прошлого века.

Предложено, к примеру, признать утратившей силу статью 38 закона о психиатрической помощи, которая предусматривает создание Службы защиты прав лиц с психическими расстройствами. Такие службы (а их в стране несколько) помогают в восстановлении прав подопечных ПНИ и ДДИ, в выявлении нарушений в учреждениях, в решении разнообразных житейских бытовых проблем проживающих, в оказании подопечным необходимой медицинской помощи.

Убирая из закона Службу защиты прав подопечных интернатов, мы лишаемся возможности получить объективную информацию о положении дел за высокими заборами и закрытыми дверями. Без такого права на вход в интернаты независимой службы (да еще и при отсутствии распределенной опеки, то есть множества сторонних заинтересованных в контроле качества наблюдающих глаз) пропадает единственная возможность видеть и фиксировать нарушения, разбираться и защищать, а значит, предложенный к голосованию текст лишь способствует замалчиванию всех уже имеющихся проблем, дает карт-бланш на насилие. В стране с опытом карательной психиатрии этого нельзя допустить. 

Еще одна поправка касается правил «выписки» из ПНИ человека, в том числе дееспособного (!!!), то есть находящегося в ПНИ по собственной воле. Люди имеют право жить там, где они хотят, – это написано в Конституции. Это право может быть ограничено законом – если такие люди представляют угрозу для общества, и тогда они попадают в психиатрическую больницу, но не в ПНИ. Сейчас же выписка из интерната человека как дееспособного, так и недееспособного, но не представляющего угрозы для себя и общества, ставится в зависимость от заключения врача-психиатра о способности человека проживать самостоятельно либо от наличия лица, готового взять на себя уход за этим человеком.

То есть в рассматриваемой редакции поправки в закон лишают людей конституционного права на выбор места жительства. Много раз мы возвращались к тому, что определять, жить человеку в интернате или за его пределами – дома с родными, опекунами или в квартирах сопровождаемого проживания – врач не может… Это не врачебная, не медицинская компетенция. Врач может говорить о диагнозах, об ограничениях по здоровью, назначать лечение, но не принимать решение о «способности проживать». Мы десятки раз наблюдали, как эта способность волшебным образом появлялась у подопечных, которых в интернате «списывали со счетов», закрывая в изоляторе с железной койкой без матраса и ржавым ведром или пластмассовым тазом для справления нужды.

Совершенно вопиющая вещь – в тексте законопроекта не указано, что ограничение прав проживающих в ПНИ (физическая фиксация, помещение в изолятор, лишение права пользоваться средствами связи) недопустимо в интернатах системы социальной защиты и возможно только в психиатрических больницах, где есть круглосуточное врачебное наблюдение. В ПНИ, где пациента могут привязать к кровати на ночь, не обращая внимание на его крики и состояние, – подобное должно приравниваться к пыткам и жестокому обращению. Тем более что при закрытости системы и доказательств не будет. «Кому вы верите? Психам недееспособным? Да кто там что видел?..»

А еще законопроект ДОПУСКАЕТ ограничение права гражданина иметь и пользоваться одеждой (!!!). Любой одеждой. Вообще. Не личной или принесенной из дома, которая может быть с клопами и вшами и еще не прошла санобработку, а какой бы то ни было. То есть, по сути, законопроект закрепляет право на пытки оставлением в голом виде, что способствует дегуманизации и расчеловечиванию и осуждалось всем миром даже в отношении заключенных иракской тюрьмы Абу Грейб.

В интернатах люди часто сутками сидят абсолютно голые. Это не смущает персонал – даже наоборот, им работы меньше, не нужно стирать испачканную одежду. Унижающая человеческое достоинство жестокость должна осуждаться, а вместо этого депутатам предложено рассмотреть вопрос о закреплении ее законодательно. А ведь это расчеловечивает и персонал тоже…»

В заключение своего комментария Нюта Федермессер выражает надежду, что высказанные опасения будут услышаны и приняты во внимание, однако, насколько нам известно, пока ничего подобного не произошло.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии