Три социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги детям с ментальными нарушениями в Свердловской области, – Благотворительный фонд «Я особенный», АНО «Спектрум-М» и ИП Сыропятов – были исключены из реестра поставщиков социальных услуг приказами министра социальной политики Свердловской области Андрея Злоказова в марте 2025 года. Перед этим, в конце 2024 года, эти поставщики соцуслуг выиграли двухлетний судебный спор о невыплате компенсаций Министерством социальной политики – после решения суда Минсоцполитики пришлось выплатить организациям более 100 млн рублей. Что происходит с негосударственными поставщиками социальных услуг в регионах – в материале Сергея Гурьянова «Высокие ставки: как власти отрезают НКО от помощи нуждающимся» в «Известиях». Ситуацию комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор, публикуем полную версию его комментария:
«1) Согласно действующему законодательству, размеры и порядок компенсаций негосударственным поставщикам социальных услуг устанавливаются самим субъектом. Таким образом, в разных регионах ситуация разная. В некоторых регионах размеры компенсаций анекдотически малы, в некоторых регионах, особенно по отдельным видам или формам услуг, они могут быть осмысленны. Особенно, если профильные НКО ведут по этому поводу работу с региональными властями. Поэтому вполне может быть так, что в одном регионе поставщикам выгодно оказывать услуги на дому, а в другом регионе – стационарные услуги (то есть организовать негосударственный дом престарелых). В целом, конечно, размер компенсаций недостаточный, а, главное, региональные власти не очень любят соблюдать "правила игры", то есть могут внезапно сократить или прекратить финансирование по тем или иным направлениям ("деньги кончились"). Поэтому между негосударственными поставщиками и региональными властями всегда имеется противостояние по вопросу размера компенсаций, а также своевременности и регулярности их выплат.
2) Порядок ведения реестра поставщиков социальных услуг, включения и исключения из него также устанавливается региональным законодательством, поэтому требования к поставщикам могут различаться (и значительно различаются) между субъектами. Проблема ещё и в том, что поставщики услуг, особенно НКО, тесно взаимодействуют с региональными властями по разным направлениям, поэтому не хотят с ними ссориться. Именно этим объясняется, что, хотя негосударственных поставщиков много и проблем в сфере выплат компенсаций много, но судебных споров между негосударственными поставщиками и региональными властями мало. И прецеденты довольно редки. Поэтому на региональном уровне власти могут как установить свои собственные правила для поставщиков социальных услуг, так и, нарушая свои собственные правила, оказывать давление на поставщиков в случае конфликта. НКО неоднократно на федеральном уровне ставили вопрос об административных барьерах, которые отдельные регионы устанавливают для негосударственных поставщиков.
3) Соответственно, проблема эта распространена, причём гораздо шире, чем можно судить по количеству ставших известными судебных споров. Чтобы нормально действовать в регионе и чтобы получить за оказанные услуги хоть что-то, поставщикам приходится "дружить" с властями, договариваться и закрывать глаза на недостаточный размер компенсаций и нестабильность их выплат. По большому счёту, изменения к лучшему могут происходить и происходят, только когда в регионе существует сильное сообщество НКО и/или представителей целевых групп (инвалидов, пенсионеров и т.п.), которые систематически взаимодействуют с местными властями».
⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
Еще по теме:
НКО в реестре поставщиков социальных услуг – плюсы и минусы
Негосударственным поставщикам соцуслуг не выплачивают компенсаций
Добавить комментарий