Готовятся законодательные изменения в сфере реабилитации

Разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов». Предполагается, что в нем будут определены основные принципы системы комплексной реабилитации и абилитации детей и взрослых с инвалидностью (подробнее см. в пояснительной записке о законопроекте). Комментирует предложенные поправки юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

«РБОО «Центр лечебной педагогики» поддерживает изменения в ряд законов в связи с регулированием комплексной реабилитации (абилитации) инвалидов.

Считаем, что вопросы регулирования сопровождаемого проживания требуют дополнительного обсуждения. Обращаем внимание на следующие положения законопроекта:

1. Спроектировано включение сопровождаемого проживания в ст 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (пп «в» п 7 ст 1 законопроекта). Однако сопровождаемое проживание в законопроекте рассматривается с двух сторон: как направление комплексной реабилитации (абилитации) и как технология предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации, получения образования и проведения мероприятий по социальному сопровождению инвалидов.

Считаем, что включение сопровождаемого проживания в качестве направления комплексной реабилитации нецелесообразно. Сопровождаемое проживание – это прежде всего форма (технология) жизнеустройства инвалида. Главными признаками такой формы жизнеустройства являются поддержка жизнедеятельности инвалида в обычных для основной массы людей местах проживания с обычной для основной массы людей бытовой и социальной деятельностью. При этом входящие в социальную реабилитацию в соответствии с законопроектом виды реабилитационных услуг в том или ином виде предоставляются в процессе непосредственной помощи инвалидам в осуществлении ими бытовой и социальной деятельности – специальные мероприятия по обучению тем или иным навыкам включены в процессы жизнедеятельности инвалида в быту и в обществе. Кроме того, при сопровождаемом проживании предполагается помощь в получении инвалидами реабилитационных услуг всех направлений (видов) реабилитационных (абилитационных) услуг, а также иных необходимых для проживания и социальной интеграции услуг. Цель сопровождаемого проживания – осуществление права инвалидов жить в обычных местах проживания и пользоваться теми услугами, которые помогают им жить в обычных местах проживания, а также необходимы им для интеграции в обществе.  

Целесообразно рассматривать сопровождаемое проживание только как технологию предоставления инвалидам комплекса социальных, реабилитационных (абилитационных), образовательных и иных услуг в целях содействия их проживанию в обычных местах проживания (что предложено в законопроекте), а определение сопровождаемого проживания как направления реабилитации исключить.

Предлагаем в законопроекте уточнить, что услуги по социальной реабилитации (абилитации) для инвалидов могут оказываться в процессе сопровождения (помощи) инвалиду при осуществлении им бытовой и общественной деятельности, в том числе при предоставлении социальных услуг в соответствии с законодательством о социальном обслуживании. Поддерживаем определение сопровождаемого проживания как технологии предоставления различных услуг и установление порядка его организации Правительством РФ.

2. Законопроект также вводит термин «сопровождение при получении услуг по комплексной реабилитации или абилитации» (пп «в» п 7 ст 1 законопроекта, последние абзацы). При этом определено, что технологии сопровождения осуществляются путем привлечения организаций, предоставляющих такие услуги, на основе межведомственного взаимодействия. Однако сопровождение не может ограничиваться только привлечением организаций. Сопровождение включает помощь инвалиду в выборе организаций, которые предоставляют услуги, в соответствии с его индивидуальными потребностями, в обращении в эти организации, в организации получения инвалидом услуг, сопровождении к месту получения услуг и в процессе их получения (при необходимости). Описанные процессы реализуются в виде услуг инвалиду. Поэтому необходимо уточнить в законопроекте, что под сопровождением понимается ряд услуг.

3. Законопроект вводит термин «социальная занятость» и при этом, как следует из проектируемых норм, под ней понимается занятость на специальных рабочих местах (п 4 ст 1). Не можем поддержать такой термин. Социальная занятость в буквальном понимании – это любая деятельность в обществе. Занятость на специальных рабочих местах – это трудовая деятельность. Смешение понятий нецелесообразно.

 Предлагаем различать такие виды деятельности для инвалидов, которые могут осуществлять трудовую деятельность лишь с помощью других лиц, в том числе простые трудовые действия:

1) сопровождаемая трудовая занятость на специальных рабочих местах (как в специально созданных организациях, подразделениях организаций (творческие и производственные мастерские), так и на открытом рынке труда);

2) социально-трудовая деятельность в творческих и производственных мастерских, иных местах в целях удовлетворения потребностей в производительном и творческом труде незанятых в соответствии с законодательством о занятости населения инвалидов. Инвалиды при помощи других лиц получают и применяют имеющиеся навыки труда в соответствии со своими предпочтениями;

3) досуговая деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, связанная преимущественно с отдыхом и развлечениями.

Принципиальным является различение деятельности, строящейся на модели трудовой деятельности, от досуговой.

Предлагаем проектируемый п 71 статьи 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» п 4 ст 1 изложить в следующей редакции:

«71) содействия трудовой занятости инвалидов, способных к выполнению простых видов трудовой деятельности со значительной помощью других лиц, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, или участию этих незанятых инвалидов в творческих и производственных процессах в целях удовлетворения их потребностей в производительном и творческом труде, а также определения порядка предоставления инвалидам помощи других лиц для осуществления ими трудовой деятельности;»

4. В пп «б» п 7 дается определение термина «адаптация инвалида» как достижение инвалидом максимально возможного для него уровня самообслуживания, достаточного для его самостоятельного проживания или проживания с сопровождением, обеспечивающего участие в общественной, профессиональной и иной деятельности.

Не можем согласиться с таким определением. Для проживания с сопровождением не надо достигать какого-то уровня, это дискриминационные положения. С сопровождением может проживать любой инвалид. Возможность проживания зависит от уровня обеспеченности вспомогательными сервисами – адаптированности среды и услуг. Поэтому под адаптацией инвалида следует понимать процесс приспособления инвалида и среды, включая место его проживания, общественной деятельности, предоставляемые ему услуги, обеспечивающий интеграцию инвалида в быту и обществе.

5. В статье 1 предусмотрено разработка порядков организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (п 28 пп «в» п 2; пп 8 п 3). Считаем целесообразным уточнить, что порядок должен предусматривать и взаимодействие в целях предоставления социального обслуживания инвалидам.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии