Идеология правозащиты

Обсуждаем стратегии и тактики защиты прав особого ребенка и взрослого на образование, реабилитацию, достойную жизнь


24 ноября 2014 года в соответствии с ФЗ №212 «Об основах общественного контроля в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Общественная комиссия в составе: член Общественной палаты Е.А. Тополева-Солдунова, помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации С.А. Колосков, помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р.П. Дименштейн, президент Независимой психиатрической ассоциации России к.м.н. Ю.С. Савенко, представителей общественных организаций и СМИ прибыла в ГБСН СО МО «Звенигородский психоневрологический интернат» с целью прояснения вопроса о соблюдении прав и свобод проживающих в интернате граждан. Общественная проверка продолжалась с 24 ноября по 23 декабря 2014 года. В этот период члены комиссии в соответствии со ст. 20 ФЗ № 212 навещали интернат, проводили беседы с проживающими и сотрудниками учреждения. На основании полученных данных и их анализа составлен настоящий отчет.

К отчету о проверке Звенигородского психоневрологического интерната в рамках комиссии Общественной палаты РФ 24 ноября 2014 года (по итогам бесед проживающих и представителей администрации интерната в присутствии представителей МСЗН МО).

Возможность законно держать ни в чём не повинного человека пожизненно взаперти ужасает. С точки зрения Библии лишить человека свободы – то же самое, что лишить его жизни. За это предписана смертная казнь: «Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти». Не пора ли повернуть наши законы лицом к жертве?

(Руководство для родителей, социальных адвокатов
и работников системы образования и сферы реабилитации)

Настоящее руководство продолжает серию книг, обобщающих опыт правовой группы Центра лечебной педагогики (Москва). Читатель узнает о том, как в рамках существующего законодательства реализовать права детей с нарушениями развития, чтобы они получили образование, профессию, работу – все, что нужно для достойной жизни. Книга предназначена, с одной стороны, родителям – чтобы они не только научились отстаивать права своих детей, но и смогли воспользоваться полученным опытом для организации их подростковой и взрослой жизни. С другой стороны, руководство принесет пользу специалистам, работающим с детьми, и работникам всей социальной сферы – людям, чье небезразличие к судьбам особых детей и профессиональные знания помогут изменить положение этих детей в России. Книга поможет юристам – быстро войти в курс хитросплетений российского социального законодательства и правоприменительной (в том числе, судебной) практики в этой сфере. И наконец, она будет полезна заинтересованным законодателям — они увидят, как и в каких местах надо доработать законы, чтобы обеспечить людям с особыми потребностями нормальный жизненный путь.

Правовой группой Центра лечебной педагогики по поручению Департамента образования г. Москвы разработана модель поддерживаемого профессионального обучения и трудоустройства для лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве — в форме административного регламента и необходимых сопутствующих документов. Опора на действующее законодательство и реальную правоприменительную и ведомственную практику, детальная проработка различных аспектов, и прежде всего — межведомственного взаимодействия, гибкость и универсальность использующихся в модели механизмов позволяют в кратчайшие сроки обеспечить практическую реализацию предлагаемой модели — в Москве или (с минимальной адаптацией) в другом регионе России.

Рассматривается законодательство (включая изменения последних лет) в сфере реабилитации детей-инвалидов, описывается имеющаяся практика его применения. Брошюра призвана сориентировать родителей в конкретных действиях, отвечающих современному законодательству и необходимых для успешного развития и интеграции особого ребенка в обществе, вооружить информацией о порядке действий, а также формами документов, необходимых на всех этапах организации реабилитации таких детей. Рекомендации опираются на разработки юристов, позволяющие скомпенсировать несовершенство и противоречия, существующие в современном законодательстве. Суммируя практический опыт, брошюра содержат анализ типичных проблем, встречающихся на этом пути, и предлагает родителям конкретные способы их решения.

Настоящий текст, подготовленный сотрудниками правовой группы Центра лечебной педагогики, лег в основу брошюры, выпущенной Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы в комплекте книжной серии «В помощь родителям» (Роман Дименштейн, Елена Заблоцкис, Павел Кантор, Ирина Ларикова. Реабилитация особого ребенка: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее — М.: ООО «Информационно-аналитический центр “СП—Консалтинг”, 2009. — 106 с.).

Центр лечебной педагогики в течение 20 лет занимается реабилитацией и образованием детей с различными нарушениями развития. Наши первые воспитанники, которых прежде считали «необучаемыми» и прочили им пожизненный «собесовский» интернат, — выросли, обучились основам профессии, стали совершеннолетними и живут в семьях.

Однако их статус и будущее жизнеустройство, несмотря на большие жизненные победы и достижения, вызывает серьезную тревогу их родителей. Эта обеспокоенность вызвана рядом серьезных проблем, связанных с действием правовых норм, регулирующих вопросы опеки и попечительства. Поиску путей решения этих проблем был посвящен мозговой штурм, состоявшийся в Центре лечебной педагогики (Москва) 10–11 июня 2009 года…

На примере организаций родителей детей-инвалидов вскрываются причины недостаточной эффективности общественного движения инвалидов в России, выделяется главная из них — невостребованность инвалидами своих прав. Обосновывается необходимость сместить вектор активности родительских организаций с организации самопомощи — на организацию системных изменений. В качестве ключевой позиции, существенно повышающей эффективность работы общественной организации инвалидов, рассматривается позиция социального адвоката. Разбираются примеры реального изменения ситуации в регионах, где активно действуют социальные адвокаты. Предлагаются способы быстрого и эффективного «цивилизирования» социальной политики государства.

В последнее время в сфере образования детей с нарушениями развития — особых детей — все чаще приходится наблюдать, как термину «интеграция» противопоставляется термин «инклюзия» и родственные ему понятия: «инклюзивное образование», «инклюзивная среда» и т. п. При этом разъясняется, что «инклюзия» — более высокая форма общности, чем «интеграция». Критики интеграции связывают все неудачи с этим термином… и вводят новый (!) — даже не попытавшись проанализировать успехи и осечки практической интеграции и заняться, наконец, осмыслением и распространением успешных технологий...

Интеграция в России пока, к сожалению, не имеет собственной законодательной базы. В ожидании медленного поворота инерционной федеральной системы острота ситуации побуждает к созданию регионального закона, позволяющего решить эту проблему. В создании закона принимали участие большое количество людей из разных регионов России; работа была поддержана на отдельных этапах Фондом Форда и программой «Диалог».

Страницы