Юрист ЦЛП Елена Заблоцкис – про сопровождаемое проживание и социальную занятость

«Чаще всего спрашивают про организацию взрослой жизни как дальше, когда уже получили профессиональное обучение, что теперь?» Юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис рассказывает о сопровождаемом проживании, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости (из вебинара «Важнейшие шаги по достижении 18 лет человеком с особенностями развития (вопросы правового статуса)», полную видеозапись можно посмотреть здесь):

«28 апреля 2023 года был опубликован Федеральный закон от 28.04.2023 N 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и теперь в Законе о социальной защите инвалидов (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») появились три новых понятия. Это – сопровождаемое проживание, социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность. Вступят соответствующие нормы в силу с 1 сентября 2023 года.

Сейчас Министерство труда активно разрабатывает подзаконные акты, которые предусмотрены для подготовки, в частности, Постановления правительства, в котором должен быть утвержден примерный порядок организации сопровождаемого проживания. Также приказами Министерства труда должны быть утверждены примерный порядок организации социальной занятости и отдельно порядок организации сопровождаемой трудовой деятельности.

Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что это те проекты и мероприятия, которые востребованы и как раз направлены на организацию взрослой жизни тех людей с инвалидностью, которые не могут жить самостоятельно, то есть нуждаются в постоянном сопровождении. На данный момент это главное. Когда будут приняты (а с 1 сентября вступят в силу) федеральные нормативные акты, то в регионах уже должны быть приняты региональные нормативные акты, определяющие, как в конкретном регионе будут реализовываться сопровождаемое проживание, социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность.

Почему важно сопровождаемое проживание, что это такое?

Сопровождаемое проживание создавалось как альтернатива жизни в стационарных организациях социального обслуживания (интернатах) и рассматривалось как нормализация жизни человека именно в обычных местах проживания – чтобы он мог жить дома, с сопровождением.

Как это выглядит сейчас в ведущих экспертных организациях сопровождаемого проживания? Это может быть домик, допустим, на три квартиры, и в каждой квартире проживает не больше 7 (но вообще, эксперты говорят – не больше 5) человек. Это может быть квартира в обычном доме: там живут инвалиды, которые нуждаются в сопровождении. Либо постоянно, либо определенное время там находятся сопровождающие, которые помогают людям с инвалидностью вести быт, ухаживать за собой и вести какую-то социальную активность.

Очень важный момент: жилые помещения, где проживают люди с инвалидностью, находятся не на территории интерната! Сопровождаемое проживание на территории интерната быть не может! Это может называться как угодно, только не сопровождаемое проживание, которое, наоборот, должно быть направлено на жизнь в обычных местах проживания, в обычных домашних условиях. Одним из принципов является доступность социальной инфраструктуры – то есть люди пользуются той же самой инфраструктурой, которой пользуются и все остальные люди.

Здесь важно отметить, что услуги по сопровождению предоставляются, в том числе, круглосуточно. То есть сопровождаемое проживание разрабатывалось для всех людей с инвалидностью, включая самых тяжелых, которые нуждаются в постоянной помощи (24 часа в день, 7 дней в неделю, 365 дней в году). Понятно, конечно, что для конкретного человека, который живет у себя дома, такое постоянное сопровождение организовать крайне сложно и ресурсов на это не хватит. Поэтому реализуется групповая форма – маленькая группа из 3-5-7 человек проживает в одной квартире или в отдельном жилом доме и для них организовано постоянное круглосуточное сопровождение.

Кроме того, должны быть обеспечены разные виды деятельности вне дома – возможность учиться там же, где учатся все другие люди, возможность работать и участвовать в социальной занятости.

Еще важно, что сопровождаемое проживание делится на учебное и постоянное. Когда задумываются о взрослой жизни, имеет значение не только постоянное сопровождаемое проживание, но и учебное. Почему? Потому что, когда человеку с особенностями развития исполняется 18 лет, самый частый вопрос, с которым обращаются: «Надо ли признавать человека недееспособным?».

Я могу совершенно не знать, как выглядит человек, о котором идет речь. У меня первый вопрос, например, – ходит ли он в магазин. В зависимости от ответа я спрашиваю, ходит ли человек туда один и покупает по списку или он все время с сопровождением. И дальше уже можно потихонечку понять, что это за человек.

Очень часто я сталкиваюсь с ситуацией, когда семья не задумывалась, что в какой-то момент именно социальные навыки, навыки заботы о себе, выйдут на первый план. Потому что для определения того, надо ли признавать человека недееспособным, ограничивать его дееспособность, важно именно понимать, чтО человек умеет сам, насколько он может заботиться о себе, насколько он может защищать себя, обращаться за помощью и так далее. Часто семья не может сказать, чтО действительно может или не может их близкий, потому что – по понятным причинам – они всю жизнь о нем заботились и делали всё сами. И здесь мы выработали такую универсальную рекомендацию: пытаться попасть в учебное проживание, где в обычных домашних условиях, отдельно от семьи, специалисты могут посмотреть, что действительно человек может сам, а чему его надо учить, и уже тогда каким-то образом оценить его потенциал в плане самостоятельности.

Такое учебное проживание позволяет получить характеристику от специалистов. И если стоит вопрос, например, об ограничении дееспособности, то это важная составляющая для предъявления в суд (потому что часто боятся обращаться за ограничением дееспособности – опасаются, что человека признают полностью недееспособным). Поэтому всегда, когда возникает вопрос об организации взрослой жизни, мы рекомендуем входить в какие-то родительские сообщества, сообщества при организации, которая реализует сопровождаемое проживание, чтобы попасть в какие-то подобные проекты.

Учебное проживание нам важно именно для такой диагностики и развития самостоятельных навыков. Обычно после 18 лет это задача номер один, потому что это определяет возможность реализации качественной жизни в соответствии со способностями человека.

Если говорить про постоянное сопровождаемое проживание, то мы рекомендуем родителям уже сейчас организовывать ту жизнь, которую они хотели бы для своего ребенка потом. Чтобы посмотреть, как это происходит, что требуется и что нужно еще сейчас организовать, чтобы эта жизнь продолжалась так, как она организована. Для этого, опять же, необходимо присоединяться к каким-то родительским сообществам и сообществам при организации сопровождаемого проживания, которые обсуждают организацию взрослой жизни.

Оговорюсь, что часть родителей, безусловно, видит будущее своих взрослых детей в интернатах. Почему я сейчас заостряю больше внимания на сопровождаемом проживании? Потому что это альтернативная форма, о ней больше пекутся семьи, но пока она только развивается и мы еще не очень понимаем про гарантии. Интернаты (или, например, в Москве сейчас более гуманное название – социальные дома) – это привычная для нас система. Мы ее можем критиковать, но тем не менее, часть семей выбирает ее как будущее для своих детей. Но при этом проблемы примерно одинаковые.

В рамках сопровождаемого проживания обязательно должна быть возможность для труда, для участия в труде. Если это возможно, такой потенциал реализуется трудоустройством.

Кроме того, теперь в законе появилась социальная занятость – для людей с инвалидностью с выраженными ограничениями способностей к трудовой деятельности. Социальной занятостью называют теперь разные виды мастерских (как правило, ремесленных, но не обязательно), где для любого человека с инвалидностью подбирается какая-либо доступная трудовая операция, пусть самая минимальная, или какие-то развивающие занятия. Но, как настаивают общественные эксперты, в своей основе социальная занятость это занятость, связанная с трудом.

Предполагается, что в процессе обучения люди с инвалидностью могут выйти на какой-то уровень участия в труде, чтобы можно было потихонечку переходить к сопровождаемой трудовой деятельности. Это тоже новое понятие: трудоустраивается человек с сопровождением; ему предоставляются услуги сопровождающего, который помогает адаптироваться на рабочем месте, общаться с работодателем, с трудовым коллективом, решать какие-то сложные ситуации. В России уже есть такой опыт, например, в Санкт-Петербурге. Надеемся, что это будет развиваться.

В любом случае главное, если где-то развивается проект сопровождаемого проживания, – сразу же нужно спрашивать, какая существует социальная занятость, какие трудовые возможности возникают у человека. Потому что сидеть в квартире или домике, даже самом прекрасном, – это не считается нормальной жизнью. Все-таки нормализация жизни человека с инвалидностью – это когда у него есть возможность делать то же, что делают все другие люди, в частности, выходить из дома и заниматься общественно полезным делом».

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

Еще по теме:

Будущее детей с инвалидностью. Сопровождаемое проживание и сопровождаемый труд – видеозапись вебинара Анны Битовой

Правовой Навигатор – Сопровождаемое проживание

Правовой Навигатор – Сопровождаемая трудовая деятельность и социальная занятость инвалидов

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии