Развивающий уход в каждый ДДИ

С 1 декабря 2022 года вступил в силу ГОСТ Р 70190-2022 – Национальный стандарт РФ «Услуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами». В разработке принимали активное участие специалисты Центра лечебной педагогики (подразделение «Экспертно-методический центр в сфере поддержки лиц с нарушениями развития и их семей «Особое детство») – Ольга Бояршинова (специалист по движению, эксперт ЦЛП), Анна Пайкова (психолог, эксперт ЦЛП), Евлалия Просветова (психолог, эксперт ЦЛП), Софья Рыжкова (специалист по ранней помощи), юристы Анна Лебедь и Елена Заблоцкис, другие специалисты.

Принятие этого ГОСТа трудно переоценить – теперь все изложенные в нем принципы ухода (соответствующие подходу ЦЛП) будут обязательны к исполнению во всех детских домах-интернатах и других государственных организациях.

Понятно, что на практике изменение подхода произойдет не сразу, но теперь есть документ, который отвечает на вопрос «как работать с детьми с инвалидностью?», документ, с которым можно и нужно сверяться и требовать выполнения.

Почему развивающий уход так важен, рассказывает один из разработчиков Стандарта Анна Пайкова:

«В Стандарте прописаны основные компетенции, которыми должны обладать люди, ухаживающие за детьми с ТМНР. Надо сказать, что вообще принципы развивающего ухода подходят не только для них, а и просто для маленьких детей, особенно тех, кто еще не говорит, а также для детей, у которых есть отдельные нарушения, не обязательно тяжелые и\или множественные.

Почему мы в какой-то момент занялись темой развивающего ухода? В первую очередь потому, что для детей с выраженными тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) то,  что происходит каждый день, является основным контекстом их жизни и основной средой развития. Ежедневный уход за ребенком с ТМНР и необходимые медицинские манипуляции часто являются трудным, утомительным, а иногда и травмирующим, делом для близких (родителей, няни и т.п.). И если все эти вещи делать невнимательно, небрежно, то ребенок проводит большую часть времени в чем-то, что его не развивает и не учит. При этом одновременно много родительских денег может тратиться на поездки на реабилитационные и развивающие занятия. Не отменяя ценности занятий, хочу добавить акцент – происходящее с ребенком много раз в день и есть самая развивающая ситуация.

Это не мы придумали – например, на этом построена концепция ранней помощи. Многие специалисты, которые занимаются изучением и разработкой методик обучения для детей с ТМНР, тоже про это говорят: если максимально возможное количество ситуаций в день рассматривать как возможности для развития, то именно здесь оно и будет происходить.

Это ситуации, связанные как с повседневным уходом, так и с повседневным общением. Повседневные дела – еда, туалет, переодевание, мытье, манипуляции, связанные с регулярным медицинским уходом (например, уход за гастростомой или трахеостомой). Сложнее, если касается каких-то болезненных процедур, – но мы про это тоже думаем.

Мы призываем людей, которые ухаживают за детьми с ТМНР: когда есть возможность (понятно, что возможность может быть не каждый раз), важно, чтобы ребенок в максимальной степени становился участником того, что с ним происходит. Чтобы ребенок понимал, что с ним происходит сейчас и что с ним будет происходить в следующий момент. Чтобы он понимал, кто эти люди, которые что-то с ним делают – например, если это незрячий ребенок, он может вообще не понимать, кто из персонала внезапно подошел поменять ему памперс. Поэтому мы просим для всех ухаживающих за ребенком взрослых придумать свои способы поздороваться, представиться, прежде чем что-то делать.

Важно, чтобы ребенок понимал, что происходит, и мог непосредственно участвовать в этих делах и событиях. Например, в самообслуживании: если ребенок может вытянуть руку в рукав или натянуть часть носка, то важно, чтобы ему предоставили такую возможность.

С другой стороны, в процессе развивающего ухода можно решать задачи по развитию движения вообще. Например, для многих детей с двигательными нарушениями бывает важно тренировать какие-то формы движения - например, перевороты со спины на бок или на живот, умение разгибать руку или ногу и т.п. Хорошо, когда в команде помогающих специалистов есть специалист по движению, который может увидеть возможности для решения этих задач в бытовых процессах.

Если вокруг ребенка есть более чем один взрослый, то хорошо бы, чтобы все ухаживающие стали командой, договорились, какие развивающие задачи они могут решать в процессе ухода, и в стандарте описаны ключевые параметры составления программы развивающего ухода, а также роли тех, кто эту программу будет реализовывать, и знания, компетенции, навыки, которыми они должны владеть. Конечно, для каждого ребенка программа будет включать что-то свое, в зависимости от его особенностей, потребностей и задач развития.

В процессе развивающего ухода мы затрагиваем следующие области развития:

 
1) развитие возможностей регуляции эмоционального состояния ребенка...

2) развитие самостоятельности в разных смыслах (как в сфере самообслуживания, так и возможности выбирать что-то, понимать и выражать свое отношение к происходящему, влиять на окружение);

3) развитие двигательных возможностей;

 
4) развитие коммуникации, в том числе поиск подходящих ребенку средств АДК...
 
5) развитие возможностей восприятия и  познавательных возможностей...

6) развитие представлений о самом себе, самовосприятия;

7) социальная интеграция – предоставление ребенку возможностей бывать в тех же местах, в которых бывают его нейротипичные сверстники, иметь доступ к тем же активностям, которые доступны им, а также необходимую помощь для этого и адаптированное оборудование, если это нужно.

Во всём этом мы видим базовое право любого человека быть субъектом – автором своей жизни, человеком, который может влиять на то, что с ним происходит. В основе развивающего ухода также действует принцип «ничего для нас без нас».

 
Еще один аспект – применение развивающего ухода очень облегчает жизнь и тем, кто ухаживает...

Поэтому мы считаем, что развивающий уход – полезная практика, и хорошо, чтобы люди, профессионально занятые уходом, были бы с ней знакомы. Кто эти люди? Это персонал интернатных учреждений, персонал дошкольных учреждений (няни и воспитатели детских садов), а также няни, работающие в семьях с такими детьми. И, конечно, родители – понятно, что им не нужно всегда руководствоваться этим стандартом, но, имея доступ к стандарту, они будут знать, чего, например, требовать от нянь. Это также медицинский персонал – если ребенок оказался один в больнице (что часто происходит до сих пор), то чтобы уход за ним и лечение происходили в соответствии с принципами развивающего ухода. Выигрывать от применения развивающего ухода будут и различные специалисты (специалисты по движению, логопеды, психологи, воспитатели и др.), занимающиеся реабилитацией и развитием ребенка, потому что те задачи, которые они ставят, будут решаться не только на их занятиях, ограниченных временем и местом, но и в повседневной жизни дети будут тренировать  нужные для себя навыки.

Эта работа продолжается – мы написали стандарт, но по-прежнему ищем, какие формы может принимать практика развивающего ухода, как и что лучше делать. Мы пишем методическое пособие, проводим курсы и продолжаем улучшать наши придумки и находки, пополнять их существующими отечественными и зарубежными методиками, техниками и т.д.».

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

Еще по теме:

Книга «Развивающий уход» в картинках

Книга «Развивающий уход» в картинках – вышла четвертая часть!

Развивающий уход за детьми с ТМНР – сборник эффективных практик

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии