Совершеннолетие в 23 года не решит проблем

Детям с инвалидностью, имеющим умственную отсталость, необходимо изменить возраст совершеннолетия с 18 лет до 20-23 лет, чтобы они успели социализироваться, считает правозащитница Ольга Зуева, сообщает портал Милосердие.ru. Это предложение она внесла на заседании Экспертного Совета РФ по правам детей, оставшихся без попечения родителей. Инициатива включена в резолюцию, которая будет направлена Президенту,  в Совет Федерации и в Правительство РФ.

Инициативу комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор в материале на портале АСИ. Он подтверждает, что такая проблема имеет место, но решение должно быть другим. По его словам, во-первых, в современном мире  есть общая тенденция, направленная на максимальное расширение самостоятельности и максимальный учет мнения детей и взрослых людей с психическими нарушениями.

«Вопрос способности человека отвечать за свои действия в нашей правовой системе решается индивидуально – и в сторону снижения возраста приобретения дееспособности, и в сторону ограничения людей в их гражданских правах. Для этого существуют разные механизмы. Надо стремиться в сторону улучшения работы судебной и социальной системы и индивидуализации подхода к людям, а не в сторону повального исключения целых категорий людей из гражданских правоотношений по мотиву «как бы чего не вышло», – считает юрист.

Во-вторых, по мнению Павла Кантора, есть проблема качества работы нашей системы организаций для детей-сирот. Решаться она должна путем развития навыков обращения с деньгами у детей, которые живут в таких организациях, воспитания в них ответственности и самостоятельности, чему сейчас не уделяется практически никакого внимания. С другой стороны – путем развития эффективной системы постинтернатного сопровождения.

«Мы должны стремиться к тому, чтобы с ребенком, живущим в интернате, начиная с 14 лет, а то и раньше, понемногу обсуждали вопросы выписки из интерната. На какие средства он будет существовать, где он будет жить, где он продолжит учебу, где он начнет работу, к кому он может обратиться за помощью и советом. Выход из интерната не должен быть прыжком в пропасть, он должен проходить постепенно и под контролем специалистов. Только так может быть решена проблема плохой социализации выпускников таких организаций.

Вопрос продления пребывания в детском доме свыше 18 лет (кстати, сейчас допускается до 23 лет) – это вопрос, не имеющий отношения к совершеннолетию. Есть и ПНИ с детскими отделениями, и детдома, где больше 50% старше 18 лет  это вопрос организации ухода, организации системы учреждений в регионе и т.п.

Многие меры поддержки прекращаются с достижением совершеннолетния, и это проблема но, опять же, проблема организации мер поддержки, а не совершеннолетия. Если человек настолько низкофункциональный, что все его решения придется замещать на этот случай есть механизм признания недееспособным, но такой и не побежит квартиру покупать, Зуева говорила не про них. Планомерная работа по развитию самостоятельности и социальных навыков это сложная работа, но в любом случае развивать надо именно ее, поскольку если не будет этой работы, что человек будет социально беспомощен и в 23, и в 25, и в 35 (что мы и наблюдаем). И предложение Зуевой ничего не решит. Я лучше многих, наверное, понимаю, насколько многие семьи хотели бы "продлить" детство на несколько лет, но это ничего системно не решает. Рано или поздно детство закончится», – пояснил эксперт.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии