Круглый стол на тему «Профессиональное обучение молодых людей с психическими нарушениями» в ОП РФ

23 января 2020 года в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Профессиональное обучение молодых людей с психическими нарушениями».

Организаторы — Комиссия ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, РГСУ, Центр лечебной педагогики «Особое детство» при поддержке Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения. Модерировала встречу председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, ректор РГСУ Наталья Починок.
 
Круглый стол был проведен, чтобы обсудить, как реализовать право на труд для людей с психическими нарушениями. От ЦЛП участвовали: председатель правления Анна Битова и юристы правовой группы Елена Заблоцкис и Павел Кантор. Подробнее о мероприятии можно прочитать, например, в материале специалиста ЦЛП по связям с общественностью Полины Сурниной «В России трудоустроено не более 3% людей с ментальной инвалидностью». Комментарий Павла Кантора:
«Сейчас в регионах количество трудоустроенных людей с психическими нарушениями единично, но когда их на рынке труда будут тысячи, мы упремся в 213-ю статью Трудового кодекса, которая предусматривает проведение медосмотров для отдельных категорий работы. А эта норма отсылает как раз к приказу № 302Н и смежным нормам, которые регулируют проведение медосмотров. Там можно получить заключение о противопоказанности работ, которое является юридическим препятствием для трудоустройства. Насколько этот перечень адекватен и соответствует современным представлениям о технологических процессах – надо разобраться».
 
О важности трудоустройства взрослых людей с ментальной инвалидностью и о предложениях, выработанных по итогам круглого стола, рассказывает Елена Заблоцкис:
 
«Одна из важных составляющих жизни любого человека – работа, труд, дело, которым нравится заниматься, которое имеет ценность не только для самого человека, но и для других людей, дело, которое приносит доход.

Люди с психическими расстройствами нуждаются в работе не меньше, чем все остальные. Работа для них становится связующим мостиком с обществом.

Люди с психическими расстройствами очень разные. Одни имеют хорошее образование, в том числе высшее образование по нескольким специальностям. Другие имеют интеллектуальные нарушения, обучались по специальной программе. У третьих психическое расстройство сочетается с двигательными нарушениями. Кто-то не владеет речью и пользуется другими средствами коммуникации. У кого-то есть инвалидность, у кого-то нет.

Все эти люди имеют право получить профессию и трудиться. Где они могут трудиться? Ведь, по бытующему мнению, действия или бездействия людей с психическими расстройствами могут быть опасными и для самих этих людей, и для окружающих. Нагрузки, связанные с трудом, могут принести вред здоровью инвалида. Но так ли это?

Мы все очень разные. Мы выбираем профессию, в том числе с учетом условий труда, которые обычны для этой профессии. Даже в тяжелой жизненной ситуации, когда нужна работа, чтобы выжить, мы выбираем. Кто-то спускается в шахту, а кто-то идет мыть полы, кто-то становится государственным служащим, а кто-то открывает свое дело.

Подбор профессии, условий работы для человека с психическим расстройством отличается только тем, что работодатель должен знать, что приходит на работу особый работник, работодатель должен знать особенности этого работника, его сильные и слабые стороны.

Все начинается с выбора трудовой функции, которая подходит человеку, – профессиональной ориентации. Людям с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра, сочетаниями разных нарушений без погружения в реальный труд не понять, подходит ли он им или нет, а специалистам не понять, какие трудовые функции в определенной профессии смогут выполнять эти люди, чему их стоит учить.

Поэтому первое направление, над которым необходимо работать государству, – это внедрение программ профориентации с проведением ориентировочных профессиональных проб. В этом случае человек временно включается в настоящий трудовой процесс - моделируются элементы разных видов профессиональной деятельности. Это позволяет попробовать себя в разных видах труда и выбрать то, что более всего подходит. Такие профессиональные пробы могут проводиться на базе колледжей, учебных производственных центров, на настоящем производстве.

Начинаться профориентация в таком виде должна еще в школе и продолжаться в колледжах. Уже сейчас в отдельных колледжах, которые обучают людей с психическими расстройствами, в течение первого года учебы предлагаются профессиональные пробы в разных мастерских для определения дальнейшей специализации. Но это исключительные случаи.

По результатам Круглого стола уполномоченным федеральным органам исполнительной власти предложено разработать методики проведения профориентации для людей с психическими расстройствами, рекомендации по разработке программ профориентации для этих людей.

Следующий острый вопрос – профессиональное обучение.

Первое, что беспокоит, – набор профессий, по которым предлагается профессиональное обучение людям с психическими расстройствами. В некоторых регионах для лиц с интеллектуальными нарушениями доступно обучение по одной-двум профессиям. Крайне важно обеспечивать обучение по всему возможному спектру профессий, востребованных на рынке труда. В этом случае шанс инвалида найти подходящий вид труда выше.

Кроме того, как показывает опыт, в рамках одной профессии могут выделяться разные специализации. Например, уборщик служебных помещений может специализироваться на уборке определенными способами, определенных мест. Дифференциация в рамках одной профессии дает возможность обучиться доступным трудовым навыкам и трудоустроиться большему количеству инвалидов.

Поэтому участники Круглого стола считают необходимым стимулировать регионы на расширение спектра программ профессионального обучения для лиц с психическими расстройствами.

Второе, на чем все спотыкаются в вопросах профессионального обучения, – как определить и создать условия обучения, без которых инвалид не сможет овладеть профессиональными навыками. До 18 лет специальные условия обучения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия. Но с гражданином, достигшим 18 лет, эта комиссия не работает. Да и как педагоги без привлечения специалистов из сферы профессионального обучения, службы занятости смогут определить необходимые для обучения инвалида условия? Этот вопрос адресован уполномоченным органам.

Ну и самый главный вопрос – трудоустройство. Где работать, в каких условиях, как помочь инвалиду не потерять работу.

Участники Круглого стола говорили о том, что необходимо целенаправленное взаимодействие государства с работодателями. Это исследование востребованных профессий для того, чтобы государство обеспечивало профессиональную подготовку по этим профессиям. Это разработка уполномоченными органами рекомендаций по созданию специальных рабочих мест для инвалидов с психическими расстройствами, на которых бы инвалид мог выполнять отдельную трудовую обязанность по должности, с поддержкой наставника. Это проведение для работодателей обучающих программ по труду инвалидов с психическими расстройствами. Это разработка различных мер поддержки тех работодателей, которые создают специальные рабочие места для таких инвалидов. Примером такой меры может быть компенсация затрат работодателя на создание специального рабочего места.

Все участники Круглого стола согласились, что необходимы специализированные отделения Службы занятости для работы с инвалидами с психическими расстройствами. И очень не хватает методического материала по подбору для инвалидов с психическими расстройствами подходящей работы, осуществления сопровождения при содействии занятости этих инвалидов, которое предусмотрено законодательством.

Для того, чтобы трудоустроенный инвалид сохранил место работы, ему не хватает поддержки на рабочем месте, консультативной помощи не хватает и работодателю. Предусмотренных законодательством мер по сопровождению при содействии занятости инвалидов недостаточно. 

Одним из острых вопросов являются различные барьеры для трудоустройства инвалида с психическим расстройством. Законодательством установлены медицинские противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности. Например, при наличии психического расстройства не допускается любой труд в организациях общественного питания. А как показывает опыт, многие лица с нарушениями интеллекта хорошо осваивают трудовые функции, необходимые для работы в кафе, столовой, и удачно адаптируются на рабочем месте. В связи со своими особенностями они выполняют отдельные трудовые обязанности даже лучше, чем обычные работники. Безусловно, эти работники находятся в зоне внимания «старших товарищей». Безусловно, подбор места работы и трудовой функции – отдельная, очень индивидуальная задача. Но, если работодатель убедился, что ему подходит такой работник, у работодателя должна иметься возможность взять его на работу. Сейчас же это вынужденный отказ.

Поэтому по результатам Круглого стола уполномоченным федеральным органам предложено пересмотреть противопоказания и возможности допуска граждан с психическими расстройствами к целому ряду недоступных для них сейчас видов трудовой деятельности.

Самое печальное, что вопросы трудоустройства лиц с психическими расстройствами комплексно государством не рассматриваются. Есть индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида с большим разделом с трудовыми рекомендациями. Можно ли по ней понять, как организовать профессиональное обучение инвалида с психическим расстройством, какая работа считается подходящей? Точно нет.

Изучение разных подзаконных нормативных актов показало, что существует множество требований к условиям труда инвалидов с психическими расстройствами и рекомендаций по подходящим им видам труда. Ими должны руководствоваться службы занятости и работодатель.

Некоторые положения этих актов вызывают недоумение. Так, например, для труда инвалидов с психическими расстройствами требуется остекление окон небьющимися стеклами, сами рабочие места необходимо создавать вблизи или на базе специализированных медицинских организаций, а работники должны обеспечиваться рабочей одеждой ярких и заметных окрасок. Не рекомендуются, например, работы в керамической мастерской или работа цветочницей. Эти требования и рекомендации не соответствуют опыту работы с людьми с психическими расстройствами.

Эти подзаконные акты необходимо пересмотреть комплексно и понять, какие требования и рекомендации должны действовать, а какие устарели и не соответствуют современным представлениям.

Цель – создать понятную и простую для использования систему подбора подходящей для инвалида работы и помощи ему в получении этой работы и в ее сохранении».

Полностью предложения, выработанные по итогам проведения круглого стола, можно прочитать здесь.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии