Вопрос:
Мы являемся социальным учреждением, предоставляющим социальные услуги в стационарной форме (психоневрологический интернат, в котором проживают недееспособные граждане). В настоящее время прорабатывается вопрос официального трудоустройства вышеуказанной категории граждан. Встал вопрос: каким образом данные граждане могут распоряжаться своей заработной платой, так как расходование средств недееспособного гражданина опекун осуществляет с распоряжения органа опеки и попечительства? Может ли недееспособный гражданин по своему усмотрению распоряжаться своей заработной платой, без согласования с органом опеки и попечительства?
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
Следует выделить два момента, которые требуют разъяснения:
1. Можно ли подопечному давать деньги, может ли он сам распоряжаться деньгами, чтобы совершать сделки?
и
2. Можно ли распоряжаться зарплатой более-менее свободно, не обращаясь по каждому приобретению за предварительным разрешением органа опеки и попечительства?
Но опекун несет ответственность за расходование доходов подопечного в его интересах и должен предоставлять органу опеки и попечительства ежегодный отчет о расходовании доходов подопечного с приложением подтверждающих расходы документов (ст. 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Опекун обязан заботиться о подопечном, о его здоровье и благополучии. Самостоятельное распоряжение зарплатой предполагает свободу в выборе товаров и услуг, безопасность которых недееспособный гражданин может быть не способен оценить сам. Он также может быть не способен защитить свое имущество, в том числе от злоупотреблений друзей или соседей, которые выманивают у него деньги. Поэтому следует ставить вопрос не о предоставлении денег для самостоятельного расходования недееспособным подопечным, а о предоставлении денег для расходования под контролем опекуна. Способы контроля и сопровождения подопечного определяет опекун, исходя из ситуации подопечного.
- есть ли навыки приобретения товаров и услуг,
- есть ли навыки оценки безопасности товаров и услуг,
- круг товаров и услуг, приобретение которых подопечный может осуществлять самостоятельно или ему нужна помощь,
- сумма денежных средств, оперирование которой соответствует способностям подопечного,
- необходимо ли определять с подопечным цели расходов, конкретные характеристики товаров и услуг в качестве содействия подопечному в расходовании средств в своих интересах,
- способен ли подопечный следовать решению о целях расходования (конкретных покупках), предоставлять опекуну документы о расходах;
- есть ли риски того, что подопечный лишится денежных средств из-за злоупотреблений его состоянием со стороны третьих лиц.
С кем-то надо оговаривать расходы на каждую покупку, выдавать конкретную сумму и контролировать, что покупка совершена в соответствии с решением, есть подтверждающие документы и сам товар (или услуга предоставлена), в том числе сопровождать в процессе покупки, а кто-то может распоряжаться всей зарплатой, адекватно оценивая свои интересы и риски или обращаясь за помощью к опекуну (это оправданно, когда одновременно стоит вопрос о восстановлении дееспособности).
В соответствии с ГК РФ от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ). Сделка – это также покупка в магазине хлеба, перекус в кафе, покупка билета на концерт, приобретение сим-карты для телефона, билета на автобус, поезд.
Указанные нормы защищают интересы недееспособного гражданина, который совершил сделку не в своих интересах, не к своей выгоде, и направлены на восстановление его имущества, а в некоторых случаях, при недобросовестном поведении другой стороны сделки, на возмещение ущерба, который причинен недееспособному гражданину.
Однако вовсе не из-за каждой сделки, которую опекун одобряет, надо обращаться в суд для признания ее действительной. Нет смысла это делать, если подопечный купил билеты на концерт, на поезд, телевизор, электрическую плиту, и опекун поддерживает приобретения, и исполнение сделки не связано с особенностями подопечного. И отсутствуют риски того, что другая сторона узнает о недееспособности покупателя (заказчика услуг) и откажется от исполнения договора в силу его ничтожности. Если такой риск есть, то опекуну целесообразнее заявить о ничтожности сделки и заключить новый договор в соответствии с требованиями закона, чем идти в суд за одобрением сделки. Речь, конечно, идет о простых сделках, не выходящих за рамки удовлетворения обычных потребностей. Если подопечный вышел за пределы таких сделок, например, каким-то удивительным образом заключил договор о покупке квартиры, и этот договор в его интересах и к его выгоде, вопрос более сложный.
Практика выдачи предварительных разрешений на расходование доходов подопечного показывает, что выдаются разрешения на:
1) конкретные расходы: на приобретение дивана, смартфона, оплату лечения, оздоровительного отдыха, услуг по уходу, ремонт квартиры и т.д.;
2) на регулярные расходы в течение определенного времени на цели, указанные в предварительном разрешении, в пределах определенной суммы. Например, на регулярное приобретение лекарственных препаратов (по показаниям), на приобретение одежды и обуви, продуктов питания, культурные мероприятия (кинотеатры, театры, музеи, экскурсии), оплату занятий в бассейне, другие расходы указываются в зависимости от ситуации. Но это скорее исключение из правила, так как обычно повседневные расходы покрываются за счет средств номинального счета. Однако такая практика есть.
Поэтому возможно просить орган опеки и попечительства о выдаче предварительного разрешения на расходование заработной платы подопечного регулярно в течение какого-то периода времени. Должны быть указаны цели расходования и сумма, в пределах которых предполагаются расходы. К заявлению необходимо приложить пояснения, в которых указать:
1) Подопечный работает и получает зарплату, зарплата зачисляется на счет в банке (необходимы реквизиты), или денежные средства получаются наличными.
2) Для поддержания мотивации подопечного к труду, в целях исполнения обязанности опекуна по развитию (восстановлению) способности подопечного понимать значение своих действий или руководить ими в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Гражданского кодекса РФ, с учетом заключения врачебной комиссии, заключения психолога (других специалистов) опекунский совет принял решение о целесообразности разрешения подопечному расходовать зарплату под контролем стационарной организации, исполняющей обязанности опекуна. Расходы будут согласовываться подопечным с уполномоченным сотрудником, этот сотрудник будет сопровождать подопечного при осуществлении им расходов. Сопровождение (контроль) за расходованием будет осуществляться в соответствии с решением опекунского совета (приложить его копию). Также целесообразно указать факт рассмотрения вопроса о возможности восстановления дееспособности, если для этого есть основания.
3) Цели, на которые планируется расходовать денежные средства. Если планируется приобретение товаров длительного пользования или услуг, следует приложить документы, подтверждающие вид и стоимость имущества, подтверждающие стоимость работ, услуг, лечения. Крайне важно упомянуть, что приобретение планируется за счет заработанным самим гражданином средств, что безусловно дает ему большую свободу в выборе товара, в том числе более дорогого, если его стоимость обусловлена качественными характеристиками. Конечно, если запланировать сложно, то придется получать отдельное предварительное разрешение.
4) Сумма денежных средств, которую предполагается тратить в месяц, и период, в течение которого предполагаются регулярные расходы на эту сумму. Сумму необходимо указать, поскольку банки воспринимают только счет, с которого надо выдать деньги, сумму, которую надо выдать, и период, когда ее надо выдать.
5) Обязательство обеспечить сбор документов, подтверждающих расходы в интересах подопечного, и их приобщение к ежегодному отчету опекуна. В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» не обязательно к ежегодному отчету опекуна предоставлять документы, подтверждающие сведения о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. При этом орган опеки и попечительства вправе указать в предварительном разрешении обязанность опекуна предоставлять отчет о расходовании этих средств ежемесячно (или с другой периодичностью) с приобщением подтверждающих расходы документов. Учитывая то, что подопечный находится на стационарной социальном обслуживании, расходы на продукты питания, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды являются дополнительными к стационарному социальному обслуживанию, оправданно требовать предоставления документов, подтверждающих расходы.
Отмечу, что можете столкнуться с трудностями в конкретном органе опеки и попечительства, поскольку решения зависят от квалификации определенного специалиста, общего подхода к решению вопроса, от опыта получения замечаний от контролирующих органов. Призываю не отступать, обращаться в департамент (министерство) региона, в Минтруда России. Готова в этом помочь (если необходима помощь, пишите, пожалуйста, на pravo@osoboedetstvo.ru).
1) факт того, что в новой форме отчета опекуна в разделе о доходах подопечного выделена строка о заработной плате недееспособного подопечного: строчка 1 пункта 3 Формы отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом (Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 (ред. от 16.03.2024);
2) пункт 3 статьи 36 Гражданского кодекса РФ: «Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими». В рамках этой обязанности вы помогаете недееспособному учиться расходовать заработанные им деньги в соответствии со своими интересами;
3) содействие получателям социальных услуг в трудоустройстве; осуществление мероприятий по социализации получателей социальных услуг в целях содействия полноценному участию в жизни общества, в удовлетворении своих жизненных потребностей является обязанностью стационарной организации социального обслуживания (подпункт 6 и 7 пункта 36 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н (ред. от 30.03.2020).
Также хочу обратить внимание, что в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075) при расчете среднедушевого дохода учитывается заработная плата. Не учитываются только доходы, полученные в денежной форме от трудовой деятельности инвалидов, постоянно проживающих в организациях социального обслуживания и осуществляющих трудовую деятельность в организациях социального обслуживания (пункт 5(2) указанных Правил). Поэтому заработная плата инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и осуществляющего трудовую деятельность не в организации социального обслуживания, будет учитываться при подсчете среднедушевого дохода и определения размера платы за социальное обслуживание. Соответственно плата за социальное обслуживание увеличится. В связи с этим в целях поддержки мотивации к труду целесообразно на региональном уровне предусмотреть возможность снижения платы за социальное обслуживание таких инвалидов. Размер снижения может быть разным - конечно, хотелось бы в размере, равном повышению платы, вызванном началом трудовой деятельности и получением заработной платы.
Добавить комментарий