Трудоустройство недееспособного жителя интерната – как правильно распоряжаться зарплатой?

Вопрос:
Мы являемся социальным учреждением, предоставляющим социальные услуги в стационарной форме (психоневрологический интернат, в котором проживают недееспособные граждане). В настоящее время прорабатывается вопрос официального трудоустройства вышеуказанной категории граждан. Встал вопрос: каким образом данные граждане могут распоряжаться своей заработной платой, так как расходование средств недееспособного гражданина опекун осуществляет с распоряжения органа опеки и попечительства? Может ли недееспособный гражданин по своему усмотрению распоряжаться своей заработной платой, без согласования с органом опеки и попечительства?

Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

Следует выделить два момента, которые требуют разъяснения:

1. Можно ли подопечному давать деньги, может ли он сам распоряжаться деньгами, чтобы совершать сделки?
и
2. Можно ли распоряжаться зарплатой более-менее свободно, не обращаясь по каждому приобретению за предварительным разрешением органа опеки и попечительства?

1. Гражданским кодексом РФ определено, что доходами недееспособного гражданина распоряжается его опекун, и не предусмотрены доходы, которыми этот гражданин вправе распоряжаться самостоятельно. Прямого запрета на предоставление денежных средств подопечному в законе не содержится. Опекун по своему усмотрению, исходя из ситуации может предоставлять подопечному денежные средства, и подопечный может их тратить.


Но опекун несет ответственность за расходование доходов подопечного в его интересах и должен предоставлять органу опеки и попечительства ежегодный отчет о расходовании доходов подопечного с приложением подтверждающих расходы документов (ст. 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Опекун обязан заботиться о подопечном, о его здоровье и благополучии. Самостоятельное распоряжение зарплатой предполагает свободу в выборе товаров и услуг, безопасность которых недееспособный гражданин может быть не способен оценить сам. Он также может быть не способен защитить свое имущество, в том числе от злоупотреблений друзей или соседей, которые выманивают у него деньги. Поэтому следует ставить вопрос не о предоставлении денег для самостоятельного расходования недееспособным подопечным, а о предоставлении денег для расходования под контролем опекуна. Способы контроля и сопровождения подопечного определяет опекун, исходя из ситуации подопечного.

Опекуну следует провести оценку способностей подопечного по расходованию денежных средств:

- есть ли навыки приобретения товаров и услуг,
- есть ли навыки оценки безопасности товаров и услуг,
- круг товаров и услуг, приобретение которых подопечный может осуществлять самостоятельно или ему нужна помощь,
- сумма денежных средств, оперирование которой соответствует способностям подопечного,
- необходимо ли определять с подопечным цели расходов, конкретные характеристики товаров и услуг в качестве содействия подопечному в расходовании средств в своих интересах,
- способен ли подопечный следовать решению о целях расходования (конкретных покупках), предоставлять опекуну документы о расходах;
- есть ли риски того, что подопечный лишится денежных средств из-за злоупотреблений его состоянием со стороны третьих лиц.

С кем-то надо оговаривать расходы на каждую покупку, выдавать конкретную сумму и контролировать, что покупка совершена в соответствии с решением, есть подтверждающие документы и сам товар (или услуга предоставлена), в том числе сопровождать в процессе покупки, а кто-то может распоряжаться всей зарплатой, адекватно оценивая свои интересы и риски или обращаясь за помощью к опекуну (это оправданно, когда одновременно стоит вопрос о восстановлении дееспособности).

При решении вопроса следует учитывать положения Гражданского кодекса РФ о сделках.
 

В соответствии с ГК РФ от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун (ст. 29 ГК РФ). Сделка – это также покупка в магазине хлеба, перекус в кафе, покупка билета на концерт, приобретение сим-карты для телефона, билета на автобус, поезд.

Сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным, ничтожна (статья 171 ГК РФ). Это значит, что сделка не подлежит исполнению, а если ее исполнение началось, то каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость.


Указанные нормы защищают интересы недееспособного гражданина, который совершил сделку не в своих интересах, не к своей выгоде, и направлены на восстановление его имущества, а в некоторых случаях, при недобросовестном поведении другой стороны сделки, на возмещение ущерба, который причинен недееспособному гражданину.

Значит ли это, что если подопечный сам купил хлеб, билет на концерт или смартфон, должны возникать последствия ничтожной сделки? Задача опекуна оценить: сделка, совершенная подопечным, в его интересах или нет, к его выгоде или нет. Если сделка не в интересах подопечного, не выгодна ему, опекун должен заявить о ничтожности сделки и о применении ее последствий. Если сделка соответствует интересам подопечного, то надо пользоваться ее результатами. Вопрос как пользоваться - ведь сделка ничтожна, есть риски того, что другая сторона узнает о ничтожности сделки и откажется от ее исполнения. В интересах гражданина, признанного недееспособным, совершенная им сделка может быть признана судом действительной (ст. 171 ГК РФ). Признание сделки действительной позволяет спокойно пользоваться ее результатами обеим сторонам. Ведь другая сторона сделки тоже находится в рискованной ситуации – в течение долгого времени может появиться опекун и заявить о ничтожности сделки (срок исковой давности 3 года со дня, когда опекун узнал о сделке). 


Однако вовсе не из-за каждой сделки, которую опекун одобряет, надо обращаться в суд для признания ее действительной. Нет смысла это делать, если подопечный купил билеты на концерт, на поезд, телевизор, электрическую плиту, и опекун поддерживает приобретения, и исполнение сделки не связано с особенностями подопечного. И отсутствуют риски того, что другая сторона узнает о недееспособности покупателя (заказчика услуг) и откажется от исполнения договора в силу его ничтожности. Если такой риск есть, то опекуну целесообразнее заявить о ничтожности сделки и заключить новый договор в соответствии с требованиями закона, чем идти в суд за одобрением сделки. Речь, конечно, идет о простых сделках, не выходящих за рамки удовлетворения обычных потребностей. Если подопечный вышел за пределы таких сделок, например, каким-то удивительным образом заключил договор о покупке квартиры, и этот договор в его интересах и к его выгоде, вопрос более сложный.

2. В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса РФ на номинальный счет, средства с которого опекун вправе расходовать в интересах подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, зачисляются только суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства. Зарплата недееспособного гражданина должна зачисляться на личный счет подопечного, не на номинальный. В силу той же статьи 37 ГК РФ расходовать средства с него возможно только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.


Практика выдачи предварительных разрешений на расходование доходов подопечного показывает, что выдаются разрешения на:

1) конкретные расходы: на приобретение дивана, смартфона, оплату лечения, оздоровительного отдыха, услуг по уходу, ремонт квартиры и т.д.;

2) на регулярные расходы в течение определенного времени на цели, указанные в предварительном разрешении, в пределах определенной суммы. Например, на регулярное приобретение лекарственных препаратов (по показаниям), на приобретение одежды и обуви, продуктов питания, культурные мероприятия (кинотеатры, театры, музеи, экскурсии), оплату занятий в бассейне, другие расходы указываются в зависимости от ситуации. Но это скорее исключение из правила, так как обычно повседневные расходы покрываются за счет средств номинального счета. Однако такая практика есть.

Поэтому возможно просить орган опеки и попечительства о выдаче предварительного разрешения на расходование заработной платы подопечного регулярно в течение какого-то периода времени. Должны быть указаны цели расходования и сумма, в пределах которых предполагаются расходы. К заявлению необходимо приложить пояснения, в которых указать:

1) Подопечный работает и получает зарплату, зарплата зачисляется на счет в банке (необходимы реквизиты), или денежные средства получаются наличными.

2) Для поддержания мотивации подопечного к труду, в целях исполнения обязанности опекуна по развитию (восстановлению) способности подопечного понимать значение своих действий или руководить ими в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Гражданского кодекса РФ, с учетом заключения врачебной комиссии, заключения психолога (других специалистов) опекунский совет принял решение о целесообразности разрешения подопечному расходовать зарплату под контролем стационарной организации, исполняющей обязанности опекуна. Расходы будут согласовываться подопечным с уполномоченным сотрудником, этот сотрудник будет сопровождать подопечного при осуществлении им расходов. Сопровождение (контроль) за расходованием будет осуществляться в соответствии с решением опекунского совета (приложить его копию). Также целесообразно указать факт рассмотрения вопроса о возможности восстановления дееспособности, если для этого есть основания.

3) Цели, на которые планируется расходовать денежные средства. Если планируется приобретение товаров длительного пользования или услуг, следует приложить документы, подтверждающие вид и стоимость имущества, подтверждающие стоимость работ, услуг, лечения. Крайне важно упомянуть, что приобретение планируется за счет заработанным самим гражданином средств, что безусловно дает ему большую свободу в выборе товара, в том числе более дорогого, если его стоимость обусловлена качественными характеристиками. Конечно, если запланировать сложно, то придется получать отдельное предварительное разрешение.

4) Сумма денежных средств, которую предполагается тратить в месяц, и период, в течение которого предполагаются регулярные расходы на эту сумму. Сумму необходимо указать, поскольку банки воспринимают только счет, с которого надо выдать деньги, сумму, которую надо выдать, и период, когда ее надо выдать.

5) Обязательство обеспечить сбор документов, подтверждающих расходы в интересах подопечного, и их приобщение к ежегодному отчету опекуна. В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» не обязательно к ежегодному отчету опекуна предоставлять документы, подтверждающие сведения о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. При этом орган опеки и попечительства вправе указать в предварительном разрешении обязанность опекуна предоставлять отчет о расходовании этих средств ежемесячно (или с другой периодичностью) с приобщением подтверждающих расходы документов. Учитывая то, что подопечный находится на стационарной социальном обслуживании, расходы на продукты питания, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды являются дополнительными к стационарному социальному обслуживанию, оправданно требовать предоставления документов, подтверждающих расходы.

Подопечному следует разъяснять порядок расходования его доходов. Если пока есть трудности с получением более общего предварительного разрешения от органа опеки и попечительства на распоряжение зарплатой, опекун может предоставить подопечному возможность расходовать доходы в другом виде – самостоятельно или с сопровождением: расходовать остающиеся после оплаты социальных услуг средства пенсии, оперативно обращаться по просьбе подопечного в орган опеки и попечительства за предварительным разрешением на конкретные покупки за счет заработанных им средств (на приобретение смартфона, ноутбука, оплату лечения, отдыха и т.д.).


Отмечу, что можете столкнуться с трудностями в конкретном органе опеки и попечительства, поскольку решения зависят от квалификации определенного специалиста, общего подхода к решению вопроса, от опыта получения замечаний от контролирующих органов. Призываю не отступать, обращаться в департамент (министерство) региона, в Минтруда России. Готова в этом помочь (если необходима помощь, пишите, пожалуйста, на pravo@osoboedetstvo.ru).

Что может помочь из законодательства:
 

1) факт того, что в новой форме отчета опекуна в разделе о доходах подопечного выделена строка о заработной плате недееспособного подопечного: строчка 1 пункта 3 Формы отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом (Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 (ред. от 16.03.2024);

2) пункт 3 статьи 36 Гражданского кодекса РФ: «Опекуны и попечители заботятся о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими». В рамках этой обязанности вы помогаете недееспособному учиться расходовать заработанные им деньги в соответствии со своими интересами;

3) содействие получателям социальных услуг в трудоустройстве; осуществление мероприятий по социализации получателей социальных услуг в целях содействия полноценному участию в жизни общества, в удовлетворении своих жизненных потребностей является обязанностью стационарной организации социального обслуживания (подпункт 6 и 7 пункта 36 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н (ред. от 30.03.2020).

Также хочу обратить внимание, что в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075) при расчете среднедушевого дохода учитывается заработная плата. Не учитываются только доходы, полученные в денежной форме от трудовой деятельности инвалидов, постоянно проживающих в организациях социального обслуживания и осуществляющих трудовую деятельность в организациях социального обслуживания (пункт 5(2) указанных Правил). Поэтому заработная плата инвалида, проживающего в организации социального обслуживания и осуществляющего трудовую деятельность не в организации социального обслуживания, будет учитываться при подсчете среднедушевого дохода и определения размера платы за социальное обслуживание. Соответственно плата за социальное обслуживание увеличится. В связи с этим в целях поддержки мотивации к труду целесообразно на региональном уровне предусмотреть возможность снижения платы за социальное обслуживание таких инвалидов. Размер снижения может быть разным - конечно, хотелось бы в размере, равном повышению платы, вызванном началом трудовой деятельности и получением заработной платы.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии