Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема Как научить ребенка читать "про себя"?
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 6-9-09 в 19:06
Как научить ребенка читать "про себя"?


Добрый день!
И опять у нас с Женей вопрос - как научится читать "про себя"? Читать он умеет с 7 лет, несмотря на свои зеркальные задвиги освоил, но при чтении он проговаривает читаемый текст. Не думаю, что такой способ чтения хорош на данном этапе.
Что можно сделать в плане перехода на чтение без озвучивания, "про себя"?
P.S. Когда я была маленькая и уже умела читать, сестра попросила меня почитать. Я ответила, что и так читаю, но "про себя". А она мне заявила - "А ты почитай про меня!"
:-)









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 7-9-09 в 19:52


Чтение вслух -- естественный результат принятых на сегодня в школе методик, благодаря которым такая привычка у большинства людей закрепляется пожизненно и лишь замаскирована.
Т. е. с некоторого момента большинство научается только шевелить губами, но не издавать звуки при чтении, а потом и губы не шевелятся, но по всему артикуляционному аппарату гуляют соответствующие напряжения.
Т. е. учат так, что человек, зрительно распознав текст, его должен себе проговорить, и понимает только проговоренное.

Естественно, что ребенок с теми или иными сенсорными сложностями испытывает затруднения уже в отказе от звучания и переходе на чисто артикуляционную активность.

Радикальный выход -- в смене модели поведения, в переходе к прямому, непосредственно через зрительное восприятие, чтению.

На сегодня опубликовано N методик, обычно позиционируемых как скорочтение, в рамках которых такое, прямое, чтение ставится.
Некоторые из них адаптированы и для детского возраста.
Посмотрите при случае какие-либо, возможно, что-то оттуда позаимствуете.

Конечно можно и не погружаться в тему и обойтись "домашними средствами".

Главная идея -- выкинуть проговаривание-посредника из связи узнавание-понимание.
Слова понимаются будучи узнанными. Это узнавание и надо актуализировать без проговаривания.

Возможные приемы:

-- давай устроим соревнование -- кто быстрее подчеркнет (посчитает) все союзы "и" в тексте.
-- прячем что-то, что должен найти партнер по показываемым ему табличкам: " вперед", "направо" и т. п.

В общем любые игры, в которых простой текст переводится непосредственно в действие.

Еще удобный вариант: Вы читаете вслух текст, который Женя тоже видит, и его задача, прочитывать только последнее слово в каждой строчке.
Понятно, что он при этом должен следить глазами за Вашим продвижением по тексту с опережением, но ... вроде как не читать.

Другая игра: Женя читает вслух текст, в котором определенные слова, скажем глаголы, должны читать Вы, а не он, или наоборот.

Таким образом он должен опять некоторые слова узнать, но "не прочесть" в привычном для него смысле.

Можно и пораскачивать эту закрепившуюся ненужную связь -- смотрю-проговариваю.
Скажем так: берем стишки с короткими строчками, лучше хорошо знакомые.
Кладем листок бумаги над верхней строчкой, просматриваем ее, надвигаем на ее листок и только после этого проговариваем.

Если это -- перебор, то закрываем только одно слово. Для этого удобно вырезать небольшую картонку со ступенькой в высоту строки.

Все это я описываю как примеры упражнений, иллюстрирующих принцип.
Если он понятен, то Вы, думаю, легко придумаете множество других упражнений, которые, может быть, окажутся удобнее в вашей ситуации.

Как правило доучивать "до конца" таким навыкам не приходится. Они сами, будучи гораздо более эффективными, отлично вытесняют старые, как только сформируются.

Обычно достаточно с некоторого момента вовлекать ребенка в задачу быстрого просмотра текстов с целью поиска нужного фрагмента: "Скажи-ка мне какой код города Пскова".
А найти его надо в дли-и-ином столбце... .
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 7-9-09 в 22:19


Спасибо, Леонид Михайлович!










Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 9-11-09 в 22:49


Несколько раз понаблюдала и поанализировала Женькино чтение вслух. Вот что я нахожу: он при чтении текста воспроизводит фактически побуквенный ( не буквы отдельно, читает словами) вариант.
Примерно: написано корова. Просто он произнесет кАрова. Читая - кОрова. И т.д. - читаем буквально, точно как написано. Говорим - нормально.
Не знаю, что-то тут у нас с "переводом" письменного в устный, зрительный образ поди какой-нибудь?
Я не спец, но это мне не кажется правильным. Какая-то связка опять не работает, что-ли. И явно мешает. ударная-безударная пока темный лес.

А для "про себя" у нас получается так - слушает запись стихов Чуковского (любит, знает хорошо) и следит по тексту. Пока так, получилось стихийно.









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-11-09 в 23:30


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
читаем буквально, точно как написано. Говорим - нормально.
Не знаю, что-то тут у нас с "переводом" письменного в устный, зрительный образ поди какой-нибудь?

Получается, что он произносит то что видит, а понимает, то что в результате слышит, как я понимаю.
Собственно в такой режим всех детей программа загоняет, но кто-то быстрее выкручивается, а кто-то медленнее.
Программа же этому никак не способствует.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
зрительный образ поди какой-нибудь?
Можно попробовать так: берем фразу, которую он уже понял, закрываем слово и спрашиваем: "какое слово закрыто?" Можно надеяться, что в этой схеме он будет говорить правильно, проверьте.
Если все ОК, то, после некоторой тренировки, закрываем слова по порядку, постепенно увеличивая участок предварительно просмотренного текста, сохраняя принцип -- проговаривается только уже закрытое слово.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Я не спец, но это мне не кажется правильным. Какая-то связка опять не работает, что-ли. И явно мешает.
К сожалению, наоборот -- Женя делает в данном случае именно то, чему учили, и все связки работают и явно мешают.
То есть дети начинают нормально читать не благодаря, а вопреки школьной программе, а кто с ней не справился (буквально, не преодолел) тот, в школе уверены -- сам виноват.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
ударная-безударная пока темный лес.
Откуда же им взяться при последовательном-то чтении ... .
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

А для "про себя" у нас получается так - слушает запись стихов Чуковского (любит, знает хорошо) и следит по тексту. Пока так, получилось стихийно.
Молодцы!
Голь на выдумки хитра!

Теперь остается просто подекламировать вместе с диктором, потом подекламировать с диктором следя пальцем за текстом, потом подекламировать без диктора.

Во собственно и все -- читаем.

Примерно так все дети выучиваются мимо школьной програмы -- через чтение заведомо известных текстов.

Ну а уж с поддержкой диктора, да не просто на текстах, а на стихах -- совсем правильно.

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 10-11-09 в 00:29


Леонид Михайлович, предлагаю заголовок для Вашего бестселлера: " Как научить ребенка хорошо читать и писать вопреки школьной программе".
Уйдет влет. Страдальцам от системы несть числа!
Подписываюсь на книжку заранее;-)!









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 10-11-09 в 00:40


Да, он и проговаривал - за диктором, со слежением текста (тоже под его настрой и желание). Произносил слова нормально, как звучит, а не как написано, кстати.

Да, наше "владение речью" сыграло нам шутку. Учили-то его, как говорящего (логопед, школа). Задним умом, если б знала методу, я бы плюнув на наличие речи, по Нуриевой стала учить. А так - будем делать работу над ошибками.









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-11-09 в 13:16


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Подписываюсь на книжку заранее;-)!
Спасибо!
Пока все это валяется в виде некоторой кучи черновиков и живо лишь в рамках эпизодических семинаров.

Есть шансы, что эдак через годик займусь поплотнее.

Название Ваше мне понравилось.
Действительно все наработки получились именно так -- через преодоление возникающих у детей в школе проблем.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-11-09 в 13:37


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Да, он и проговаривал - за диктором, со слежением текста (тоже под его настрой и желание). Произносил слова нормально, как звучит, а не как написано, кстати.
Ну вот, это нам и требуется.

Главная беда программ обычно -- непонимание того, что устно и письменно мы пользуемся двумя разными языками, а не просто формами речи. (А внутренняя речь и чтение про себя -- это еще и третий).

Поэтому надо учить переводить с одного языка на другой.

Для освоения же перевода наилучшая опора как известно -- билингва. Ее и надо давать ребенку в виде параллельного проговаривания и чтения заранее известного текста.

Поначалу с очень удобных визуально текстов -- с крупными буквами, большими межстрочными интервалами, очень короткими строками, яркой интонацией.

И с внешней звуковой поддержкой, и с последовательной помощью в освоении слежения за текстом, и с последующей помощью в приобретении необходимого навыка забегания глаза вперед по тексту от места произносимого слова.

Без этого навыка ни чтение с интонацией ни понимание текста нормальное не возможны.
Так что интонированное чтение и есть признак понимания.

Отдельный и не простой навык между прочим.

Но в общем главное -- опора на билингву.
Как только она есть все быстренько едет, но ведь не дают же почему-то, упрямо занимаясь при этом всем чем угодно, кроме того что нужно.
Зачем? Почему? Не понятно ...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 10-11-09 в 21:49



Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Название Ваше мне понравилось.


Дарю! Название есть, Вам осталась ну-у-у сущая безделица - книжку написать ("уговорить Рокфеллера", словом ).

А еще у нас прорисовался такой вариант - взяли тексты знакомых детских песенок (выучены они были как раз на слух). Петь любит, и при пении прослеживали по текстам. Мне еще это понравилось и тем, что при пении ну никак не попроговариваешь!

Вообще же, когда начинаешь к этой ситуации приглядываться (обучение начальное, базовое) так в тоску приходишь. Вредительство не вредительство, но какой-то вселенский пофигизм...
А ведь это так здорово, такой кайф - научить другого тому, что он не умел, что долго не получалось, понять почему оно не идет, найти нужный путь (регулярно на своем убеждаюсь)! И это можно делать с таким взаимным удовольствием для всех - а что в массе? Замученные учителя, затурканные ребятишки, злые родители - а где же кайф?!









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-11-09 в 22:42


Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  

Дарю!
Спасибо!
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
осталась ну-у-у сущая безделица - книжку написать
Да, да ... . Вот как щас сяду (иногда говорю я себе уже лет надцать ...). Если повезет, надеюсь, через годик доберусь.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
взяли тексты знакомых детских песенок (выучены они были как раз на слух).
Прямо в точку!
Я давно всех уговариваю так делать, но как ни странно, редко кого удается таки уговорить, хотя ведь стоит только попробовать, как сразу становится понятно что имеет смысл.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
И это можно делать с таким взаимным удовольствием для всех - а что в массе? Замученные учителя, затурканные ребятишки, злые родители - а где же кайф?!
Вот, вот. И я все время удивляюсь.

Правда знаю я такую историю (совершенно реальную между прочим):

Некоторый учитель, в некоторой музыкальной школе, завел себе манеру, импровизировать аккомпанемент детям, разучивающим гаммы на скрипочке.

Застали его за этим занятием, и, что Вы думаете? -- глубоко возмущенные соратники с треском вышибли его из школы примерно под такое хоровое пение: "Это что же?
Дети получают удовольствие!?
От гамм!?
Безобразие!!
Да как посмел!
Не допустим!!!
Вон!!!!"

Такие вот дела.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 11-11-09 в 00:18


Сейчас залезу на стол и пару минут поизображаю памятник самой себе и погоржусь! Можно :shuffle:? Не свалиться бы на обратном пути...:-D
Приятно до чего-то дельного додуматься изредка. Эх, как бы эту музу заманить посещать меня почаще...

Да, история Ваша очень впечатляющая. И уж если у музыкантов, людей творческих этак...

Кстати, ведь многие авторские программы (кого же Занкова, к примеру), были видимо, разработаны в расчете на всех учеников - именно для развития их возможностей потенциала.
Не берусь судить "за всю Одессу", но впечатление от того, что видела-слышала-читала об опыте применения - отбираем детишек посильнее, получше (сложная программа! по Занкову! Программа 2000!- и т.д.) и вперед! Остальным это "не по зубам". Согласна, не все всем по зубам, особенно сразу, но рассчитано именно для развития возможности освоить предлагаемое (мне показалось именно так)...









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики