Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема Как научить дауненка держать правильно ложку, пить и жевать?
Лена76
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 8-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 31-8-09 в 22:48
Как научить дауненка держать правильно ложку, пить и жевать?


Мой сын держит ложку, зажав в кулак, также как и фломастеры (карандаши или ручки наотрез отказывается брать в руки). Только недавно согласился есть чайной ложкиой до этого ел дессертной, плохо получалось зачерпывать и не мог захватить пищу ртом из чайной ложки.
Все попытки объяснить, как держать ложку правильно заканчиваются ничем, он упрямится и"бузит". Но пока он несет ложку ко рту, он ей вертит, и пища сваливается, он расстраивается и опять "бузит". :-(
Есть жидкую пищу или пить из ложки он отказывается.
Пьет только из бутылочки. Когда даешь ему поильник, он его только "грызет", пить не пытается.
Из блюдца он немного отпивает, а дальше процесс питья превращается в игру, он просто сидит и смотрит, как жидкость течет по слюнявчику... :-(
Жевать он совсем не жует. Я пробовала давать ему печенье, хлеб, еду с комочками или достаточно густую, но он очень сильно давился (он и сейчас бывает давится и не только пищей, но и слюной, особенно если его беспокоят молочные зубы, которые у него сейчас меняются), да так, что краснел, синел, задыхался... ужас... :-( :-( :-(
Он не только меня пугал, но и сам пугался, отталкивал тарелку и отказывался есть, даже если только начал есть.
Я понимаю, что время идет, что ему уже 10 лет, но я не знаю, как быть?...
С одной стороны нужно, но как, если он так сильно давится?...
Как решить эти проблемы?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 1-9-09 в 11:51


Даунята -- не простые для обучения ребята.

И по объяснению плохо берут, и стереотипны.

Поэтому в первую очередь надо нащупывать те формы отношений в которых удается добится взаимодействия, сотрудничества.
Потому что даунята обычно очень плохо учатся сами, им необходима опора в этом деле на другого человека и в тех задачах, которые дети обычно решают сами.

Там где вы чувствуете что ребенок адаптируется к ситуации, наблюдает, ждет, вы можете рассчитывать на подражание.
С другой стороны возможно и прямое вовлечение в совместные действия.

Например, вы же вполне успешно можете идти держась за руки?
Значит можно попробовать поиграть в игры типа "три шаги налево -- три шаги направо".
Проще начинать с глобального пространственного сотрудничества.

На нем вы и обучаемость и память ребенка сможете оценить, и свои педагогические таланты проявить, но без объяснений, пожалуйста, и алгоритмов, а лишь с комментированием действий.

Главная задача на этом этапе, как я понимаю, вам обоим приобрести опыт обучения. Делать это надо там где получается и интересно вам обоим. Дети -- очень не прагматичные создания. И слово "надо" они не понимают.

Так что главный ваш учебный инструмент -- хорошее настроение и удовольствие от занятий, иначе они для ребенка просто не имеют смысла.

-------------------------


Для того, чтобы донести полную ложку до рта надо научится ее полную носить, а для этого такое занятие должно оказаться для ребенка интересным.

Можно, например, взять большой черпак и попробовать поиграть во всякие наливания-переливания. (В квартире кроме как в ванне это наверно не получится).
Переносить ложкой можно не только воду, все что угодно, главное наладить намерение -- донести из одного места в другое.

Потом уже этот навык можно включить в процедуру еды.

-------------------------


Слезть с соски может быть очень не просто.

Обычно начинают с того, что постепенно увеличивают отверстие, а затем, когда ребенок уже фактически пьет через трубку, медленно и незаметно эту трубку укорачивают.

Дело в том, что у ребенка мог закрепиться стереотип сосания с помощью языка и именно это ощущение для него оказывается опорным.
Просто отказаться от него он не может, надо его плавно
замещать.

----------------------------


Кроме того надо запустить работу языком по перемещению пищи во рту, которой тоже видимо нет.

Это я обычно предлагаю делать через два занятия:
Обсасывание и облизывание гирлянды из больших пуговиц, нанизанных на очень толстую леску, которую можно обмакнуть во что-нибудь сильно интересное, скажем, в растаявшее мороженое.

Запускать такое развлечение надо сильно осторожно: пуговицы, как вы понимаете никто не обязан делать из пищевых пластиков, так что выбирать их придется на свой страх и риск, и леска должна быть совершенно надежной, такой, чтобы ребенок даже при большом желании не мог ее перегрызть, и завязана надежно.

Это не все.
Редко, но бывают дети "без тормозов", которые не будут удерживать эту гирлянду в ротовой полости и легко пропустят ее в глотку, что, как вы понимаете, допускать нельзя, так что отвлекаться в этих забавах Вам нельзя совсем.

--------------------------


Для того, чтобы отработать "контроль границы" между ротовой полостью и глоткой, куда должна поступать только порция пищи для глотания, обычно предлагаю осваивать удержание в ротовой полости больших предметов, да и те, на всякий случай, поначалу, имеет смысл придерживать на той же леске.

-------------------------


Возможный вариант отработки перемещения пищи языком -- "игра в прятки" с грецким орехом (у которого надо предварительно сточить острый кончик).

Сюжет такой: на глазах у ребенка берете орех, который ребенок хочет у вас забрать, в рот, после чего запихиваете его за щеку и показываете, что во рту пусто, по дороге помогая ребенку понять куда орех делся, после чего "незаметно" перепихиваете его за другую щеку и т. д.

Потом меняетесь ролями.

Задача -- научить ребенка играть в такие игры сначала с грецкими орехами, а затем с лесными, но уже с несколькими.

----------------------------


С кусанием обычно проще всего -- оно осваивается через игры "в собачку", в удержание в зубах отбираемого или переносимого предмета.

-----------------------------


Жевание -- как продолжение игр в кусание.
Вспомните, что маленькие дети начинают кусаться задолго до того как начинают по настоящему жевать.

Для этого удобен банан, который только чуть высовывается из вашего кулака и который вы аккуратно позволяете ребенку лишь соскабливать зубами, так что за один "укус" ему не достается почти ничего. (Ну а если глотание налажено, то и яблоко годится).

---------------------------


Наработка глотания не жидкой пищи тоже требует некоторого терпения и изобретательности, хотя это обычно дается проще и строится на смешении минимум двухкомпонентной пищи.

Для особо чутких приходится, например, варить две рисовые каши, одну чуть дольше чем другую.

Первая задача -- добиться переносимости хотя бы небольшой негомогенности,
ну а дальше, понятно, проще.

------------------------------


Ну и напоследок надо заметить, что хотя практически все предлагаемые игры выходят далеко за рамки приличий, им, с одной стороны, нет никакой "приличной" замены, а с другой они, позволяя ребенку лучше осознать и прочувствовать всю сферу еды, обеспечивают базу для подражания взрослым за столом, к чему дети стремятся как только это становится доступным.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Лена76
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 8-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-9-09 в 10:29


У нас самая главная проблема в том, что Саша - "бузотер".
Когда мы ему показываем, как мы кладем что-то в рот, жуем, откусываем или протягиваем ему ту пищу, которая его заинтересовала, он "гудит", "возмущается", отпихивает от себя. Крайне редко он соглашается что-то попробовать вне завтрака/обеда, а если предлагаем что-то в непривычном виде, бастует и бузит.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-9-09 в 11:16


Это вероятнее всего признаки дезадаптации.

Поэтому я и пишу, что, в первую очередь, надо определить зону его адаптации и научится, Вам, а не Саше, в нее помещаться. Он то и так в ней живет.
Печку надо найти, от которой будете плясать.

Такая ситуация -- обычная стартовая со сложными детьми.

Надо внимательно разобраться с тем, что же Саша реально может, ведь продуктивно ставить задачи только внутри пространства его возможностей.

И сам факт Вашего вхождения внутрь такого пространства сразу его расширяет.
И потому, что Вы, как человек более зрелый, находите в нем гораздо больше возможностей чем ребенок, и потому, что знаете что лежит за его границами.

Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд.
Надо просто забыть на время про свои взрослые смыслы и задачи и заинтересоваться человеком.
Интересен? Хочет пообщаться, что-то вместе поделать, добиться встречного интереса, сотрудничества ... .
В общем все как обычно в жизни.

Через это сотрудничество Вы и увидите что можете сделать чтобы двинуться в сторону решения интересующих Вас задач.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Лена76
Участник
**




Сообщения: 45
Зарегистрирован: 8-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 3-9-09 в 20:28


Т.е. если я правильно поняла, его упрямство связано с тем, что мы его не достаточно хорошо понимаем и нужно искать то, что его заинтересует?... Правильно ли я вас поняла?
Еще хотелось бы уточнить на счет этой проблемы "дезадаптация". Это связано только с недопониманием или чем-то еще?
Боюсь, у меня мало опыта и знаний на этот счет, поэтому хотелось бы подробнее узнать об этой проблеме.
Я сама в свое время была сложным ребенком для своих родителей, и у меня до сих пор, к сожалению, продолжаются систематические "трения" с ними, то я не так занимаюсь с Сашей, то еще что-нибудь, поэтому хотелось бы разобраться в этой проблеме получше.
Может стоит что-то почитать по этой проблеме, а то у меня подчас такое чувство, что я "блуждаю в трех соснах"... то ли это связано с проблемами моего здоровья, то ли это психологическая проблема?...
Подскажите, пожалуйста.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nata
Почётный участник
*****




Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

[*] размещено 3-9-09 в 21:05


Лена76, упрямство детей, негативизм (активное отвержение того, что мы от них хотим добиться) и т.п. - это действительно связано с тем, что мы не понимаем ребенка, требуем от него каких-то действий, к которым он не готов еще.
Подсказать, что почитать, к сожалению не могу (у нас РДА, вот о нем - пожалуйста:-), сколько угодно).









Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-9-09 в 16:12


Цитата: Исходное сообщение добавлено Лена76  
Т.е. если я правильно поняла, его упрямство связано с тем, что мы его не достаточно хорошо понимаем и нужно искать то, что его заинтересует?...
Я бы не называл его поведение упрямством.
Об упрямстве можно говорить только в том случае если ребенок может но не делает что-то без каких-либо причин.
Похоже, что вы хотите от него что-то, что он либо не может, либо ему трудно, либо не нравится, либо он не считает нужным это делать, не видит причин, или наоборот, видит причины не делать.
А бывает ведь еще и негативное поведение, когда ребенка вполне устраивают негативные эмоции других людей и он рассматривает такие ситуации как желательную форму взаимодействия, пусть не здоровую, но уж какую умеет наладить.
Кроме того, вполне возможно, что он просто не может сориентироваться, выстроить адекватное предлагаемой ситуации поведение.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Лена76  

Еще хотелось бы уточнить на счет этой проблемы "дезадаптация".
Загуглите, думаю много материалов найдете, тема достаточно популярная.
Цитата: Исходное сообщение добавлено Лена76  

Боюсь, у меня мало опыта и знаний на этот счет, поэтому хотелось бы подробнее узнать об этой проблеме.

Это несколько не моя тема.
Могу только еще раз сказать, что обычно надо начинать с поиска зон уверенной взаимной адаптации и возможностей сотрудничества.

Это некоторая работа, ведущая к пониманию и прогнозированию поведения ребенка в той и иной ситуации, очень нужного для того, чтобы выстроить условия для его свободного, но приемлемого поведения.

Приемлемое в данном случае означает не хорошее, или удобное, а такое, которое не ставит вас обоих в тупик, сохраняет за вами возможность развития ситуации.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ola
Заслуженный участник
****




Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-9-09 в 18:32


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
... Возможный вариант отработки перемещения пищи языком -- "игра в прятки" с грецким орехом (у которого надо предварительно сточить острый кончик).

Сюжет такой: на глазах у ребенка берете орех, который ребенок хочет у вас забрать, в рот, после чего запихиваете его за щеку и показываете, что во рту пусто, по дороге помогая ребенку понять куда орех делся, после чего "незаметно" перепихиваете его за другую щеку и т. д. ...
А ведь если ребёнок не управляет глотанием, то грецкий орех и тем более какой-то маленький орех могут проскользнуть в глотку и закрыть её? То есть это игра для тех, кто точно не пропустит орех и случайно не подавится? Ведь не закреплять же орех на нитку - его просверлить насквозь пришлось бы, а это не так просто.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 7-9-09 в 09:53


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Для того, чтобы отработать "контроль границы" между ротовой полостью и глоткой, куда должна поступать только порция пищи для глотания, обычно предлагаю осваивать удержание в ротовой полости больших предметов, да и те, на всякий случай, поначалу, имеет смысл придерживать на той же леске.

Ну если такой проект кажется неосуществимым, то годятся любые готовые предметы типа деревянной ложки или детской погремушки, хотя они менее интересны.

Реально я не сталкивался с ситуациями, когда людям не удавалось просверлить орехи тонким сверлом. Пусть не самим, так с помощью соседа или в ближайшем металлоремонте.

Все подобные игры надо пробовать на себе, чтобы понять насколько природный объект лучше, богаче для восприятия и соответственно выстраивания реагирования на него, чем любой техногенный.

Я пока ничего лучше грецких орехов, со всеми их неровностями, шероховатостью, дубильностью вкуса и специфическим ярким запахом не придумал.

Хотя конечно буду рад познакомиться с другими предложениями.

Понятно, что для входа в тему годится и большой леденец на палочке, потому как для многих детей вкусы эссенций и запахи химических отдушек черезвычайно привлекательны, но злоупотреблять таким инструментом не стоит, хотя были случаи, когда такой леденец оказывался единственным крупным предметом, который ребенок соглашался взять в рот.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 8-9-09 в 17:55


К сожалению, не разобралась еще, как вставлять цитаты:-( Уважаемый ktyz написал, что очень важно самой войти в пространство ребенка, где он реально может что-то делать, потому что родитель, как взрослый человек, увидит там гораздо больше возможностей и, по-видимому, сделает пребывание в этом пространстве гораздо более интересным для ребенка. Извиняюсь за некоторый уход от обсуждаемой в этом топике темы, но работает ли этот принцип (вхождения в пространство ребенка) для ребенка с тяжелым тетрапарезом? Честно говоря, я мало вижу возможностей, которые мой ребенок реально может осуществить, и то, что я взрослый человек, родитель, как-то мало мне в этом помогает:).
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 8-9-09 в 21:17


Принцип конечно работает и с тетрапарезом, состоянием по определению дефицитарным, но проблематика при этом, понятно, существенно другая чем у дауненка.

Где-то здесь, на форуме есть замечательный текст, написанный человеком, работающим с очень тяжелыми детьми.
Попробуйте его найти. В нем кажется очень ясно описано как этот принцип работает.

Создали бы Вы отдельную, интересующую Вас тему.
Там, глядишь, и пообсуждали бы ее.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-9-09 в 09:25


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  

Где-то здесь, на форуме есть замечательный текст, написанный человеком, работающим с очень тяжелыми детьми.
Попробуйте его найти. В нем кажется очень ясно описано как этот принцип работает.

Это какой текст? С удовольствием найду, только скажите, что искать :)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Рахель
Активный участник
***




Сообщения: 113
Зарегистрирован: 2-8-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-9-09 в 12:50


Да, хотелось бы найти этот текст, да и с человеком тоже хорошо бы пообщаться, если он в Москве.
А тему обязательно начну, вот только не решила пока, как бы ее потолковее сформулировать:)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-9-09 в 17:16


Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  

Это какой текст?
Это из околопитерского интерната. Описание жизни в группе.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 10-9-09 в 17:19


Цитата: Исходное сообщение добавлено Рахель  
вот только не решила пока, как бы ее потолковее сформулировать:)
Можно не стремиться сразу достичь идеала. Не понравится -- измените потом.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 11-9-09 в 02:32


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Цитата: Исходное сообщение добавлено Мария_Дименштейн  

Это какой текст?
Это из околопитерского интерната. Описание жизни в группе.

Тогда - вот этот
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Alys
Активный участник
***




Сообщения: 200
Зарегистрирован: 7-4-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 11-9-09 в 05:52


Прочитала, потрясающий текст!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 11-9-09 в 13:22


Да, да. Спасибо. Именно этот текст.
Характерно и печально, что за полгода -- 60 скачиваний, при том, что, как мне кажется, текст этот лучший по теме.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики