Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
Автор Тема Про тонус
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 5-2-09 в 10:52
Про тонус


История вопроса такова.
Традиционная китайская медицина не имеет никакого представления о ДЦП и работе с ним, специально интересовался у соответствующих китайцев.

Это совершенно естественная ситуация, потому как лечение редких заболеваний стало развиваться только с появлением специализированных клиник, что произошло исторически совсем недавно.

Но китайская медицина имеет очень развитые массажные техники.
В рамках этих техник имеются приемы очень локального выглаживания, вульгарные формы которых называются у нас "точечным массажем".

Почему вульгарные?
Потому что я в свое время вызывал гомерический хохот в компании китайских врачей рассказами о "глубоко научных" дискуссиях о размерах и локализации "китайских точек".

Эти точки существуют только на картинках для удобства запоминания зон с различными свойствами взаимодействия по их, китайскому, убеждению.
В теле таковых объектов не имеется.

Так вот эти приемы, изначально выработанные для решения общетерапевтических задач, позволяют довольно сильно снижать локальный мышечный тонус.

Основной из них я, для удобства обучения,
обычно называю "протаиванием".

Попробуйте на себе.
Наклонитесь немного вперед, чтобы нога расслабилась, и поставьте кончики больших пальцев где-нибудь посередине бедра (большие ногти – большая помеха) друг за другом.

Вдавите их в мышцу.

Теперь проталкивайте задним пальцем, с небольшим проскальзыванием, передний вперед, одновременно перенося на задний всё усилие давления.
Освободившийся передний "перепрыгивает" на исходное место заднего и т. д.

Темп примерно одно движение в 1-5 секунд.

Скачков давления нога замечать не должна.

Вы обнаружите, что довольно быстро образуется "растаявшая" ямка с сильно сниженным тонусом.

Если усилие ваше достаточно, то этот центр инициации в некоторый момент распространяет свое влияние на всю мышцу, что оказывается обычно вполне ощутимым. Ощущения при этом столь же обычно не из приятных.

Ну с этим ничего не поделаешь, не зря видимо слова лечение и мучение имеют столько общих букв.

Поэтому в реальной практике интенсивность приложения подобного рода приемов определяется переносимостью.

Как известно: "больной должен быть достаточно здоров, чтобы перенести лечение".
В нашем случае достаточно терпелив.

Это, естественно, далеко не единственный прием снижения тонуса, но один из малозаменимых.

Китайцы давно придумали пару менее трудоемких и неприятных замен этому приему.
Правда менее эффективных.
Это аппликации маленькими шариками и кожные иглы.

Шарик образует маленький пролежень, микротравму, и иголка тоже.
Очаг воспаления вокруг этих объектов, как и любое воспаление, сильно влияет на тонус подлежащей мышцы – вполне достаточно для задач общей терапии, но, прямо скажем, слабовато при ДЦП.

Поэтому уже сравнительно недавно, десятки лет назад, доктора придумали усиление этого метода.
Стали просто делать хирургический шов в нужном месте.
Такой шов создает более мощный очаг воспаления, чем кожная иголка, и эффект от него, конечно, сильнее.

Быстро выяснилось, что и этот метод сильно ограничен по результатам, и вот как естественное продолжение этой линии появился Ульзибат.

Он взял заточенную на лезвие иглу, загнал в мышцу и перерезал часть ее волокон.
Результат – состояние, аналогичное серьезному растяжению.
С внутримышечной гематомой, мощным и длительным очагом воспаления.
Естественно, организм, стараясь защитить поврежденную мышцу и ускорить процесс ее восстановления, снижает в ней тонус.

Все казалось бы хорошо.

Только к лечению ДЦП это имеет такое же отношение, как пятна на луне.

Почему?
Потому, что проблема не в мышце, а в голове.
В системе регуляции тонуса.
С которой и надо работать.

Кроме того, высокий тонус сплошь и рядом не патология, а нормальная, правильная адаптационная реакция организма, неспособного другим способом контролировать положение тела.

Возможны и другие варианты, например, очень высокая локальная реактивность, при которой на любое раздражение идет слишком сильный ответ.

Т. е. проблема вообще не в тонусе.

Или могут быть проблемы с тем, что называют "суставным чувством", обеспечивающим восприятие положения конечности через рецепторный аппарат в тканях суставов.

В таких случаях человеку приходится опираться на "мышечное чувство", что требует высокого мышечного тонуса.

И т. д. и т. п. Вариантов причинностей ДЦП-шных высоких тонусов множество.

Лишь некоторая часть из них – собственно нарушения тонической регуляции.

Но даже в этих случаях это – нарушения регуляции тонуса, которую и надо налаживать, а не препятствие, которое можно убрать с дороги.

Таким образом метод Ульзибата – один из вспомогательных инструментов при работе с ДЦП, стоящий в одном ряду с другими способами временного снижения тонуса.
Но, надо отдавать себе отчет, что это самый радикальный и опасный из них.

Травма, которая по этому методу наносится, эквивалентна тяжелому растяжению, частичному разрыву мышцы, которое заживает месяцами.

Если сами такого не испытывали, то легко вспомните друзей или родственников, которые поделятся воспоминаниями о том, что это такое, а "легкий наркозик", как и "не легкий" – это ни много ни мало, а коматозное состояние.
Последняя ступень перед смертью.
Прежде чем ставить на нее ребенка, стоит немножко думать головой.

При этом смысл любого мероприятия по снижению тонуса сводится только к тому, чтобы создать возможность для развития других, более высоких механизмов его регуляции, которому высокий тонус в некоторых случаях препятствует, и не более того.

Таким образом, снижение тонуса может обеспечить условия для раскрытия некоего потенциала развития.
Причем само по себе искусственное снижение тонуса всегда временное явление, не имеющее самостоятельного терапевтического значения, но часто являющееся необходимым условием для эффективности собственно терапевтических занятий.

Впечатления самостоятельной эффективности Ульзибатовских подрезок связаны и с проявлениями накопленного до этого, но не реализовывавшегося потенциала, который можно было "достать" и менее варварскими методами, и с известными механизмами лечебного воздействия стресса – по системе «одно лечим, другое калечим» – которые, видимо, играют ведущую роль.

Одно время активно развивалась целая концепция лечебных стрессов.
Потихоньку умерла естественной смертью.
Активистам ее я задавал только один вопрос: "Как вы отличаете лечебный стресс от патологического?"
Не было ответа.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 5-2-09 в 14:40


Еще пару слов про тонус.

Проблема как правило вовсе не в том, что тонус высокий.
Или низкий.

Проблема в "Управлении Изменениями Тонуса", которое и обеспечивает и удержание положения, и движение.

Это "Управление" должно правильно реагировать как на изменения внешних обстоятельств (например, сохраняя форму тела при изменении его положения), так и оперативно исполнять решения "Вышестоящих Инстанций" (например, решивших попасть пальцем в нос).
Занятия с тонусом и направлены на улучшение качества работы этого "Управления": обработки "входящих" и выдаче "исходящих".

Т. е. работа ведется в первую очередь с изменениями тонуса, а не с его уровнем, который во многом вторичен.

И не забываем, что обычны и сенсорные проблемы, и проблемы с ошибками "Вышестоящих Инстанций".
Поэтому ребенок может не попадать в нос не "из-за тонуса", а потому что не туда направляет палец.

Так что усилия, вкладываемые в "снижение тонуса", обычно полезны не потому, что он становится меньше, а потому, что удается добиться реагирования на обстоятельства, на внешнее воздействие, что, по вышеописанной простенькой модели, уже полдела.
Нужна, конечно, и вторая половина...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаНаташи
Активный участник
***




Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-2-09 в 01:28


Про Ульзибата, думаю, все всё поняли, а вот про тонус есть вопросы.

1. Как "протаивание" применимо к ребенку?

2. "Возможны и другие варианты, например очень высокая локальная реактивность, при которой на любое раздражение идет слишком сильный ответ".

Если ребенок буквально на малейший шорох "встает дугой", это и есть локальная реактивность? А что с этим делать? убирать раздражители? "выключить" мир?

3. Почему повышенный тонус не снижается даже во сне?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 6-2-09 в 13:20
Про тонусы


Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Про Ульзибата, думаю, все всё поняли, а вот про тонус есть вопросы.

1. Как "протаивание" применимо к ребенку?

2. "Возможны и другие варианты, например очень высокая локальная реактивность, при которой на любое раздражение идет слишком сильный ответ".

Если ребенок буквально на малейший шорох "встает дугой", это и есть локальная реактивность? А что с этим делать? убирать раздражители? "выключить" мир?

3. Почему повышенный тонус не снижается даже во сне?


Вынесем в отдельную тему.

1. Применимо обыкновенно, используется по мере надобности.

Основная "хитрость" в нем -- очень короткая пауза в давлении, малореальная в других приемах. Тонус просто не успевает подняться.

"Продавить" мышцу и без него можно, просто длительным давлением, но стоит убрать палец и все с начала.

Этот прием позволяет сохранять локально сниженный тонус без давления очень короткое время, которое потом постепенно удлиняется.

Таким образом это зачастую единственный способ попасть в очень узкий зазор, в котором возможен запуск реагирования на давление "с другого конца".

Хотя простое обдавливание конечно не теряет своего значения, как и другие приемы.

2. Нет, это глобальная, недифференцированная, реакция.
Пример локальной -- клонус.

Избавиться от нее до конца нельзя и не надо, она есть у каждого человека, а вот загнать в разумные рамки как правило можно и нужно.

Технология простая.

1. Составляем список типов стимулов ее вызывающих.
Вначале грубый: внезапный звук, свет и т. д. . Потом уточняем.

2. Обращаем внимание на "главные слова": недифференцированная, внезапный

3. Обеспечиваем дифференцированность и предсказуемость, начинаем занятия с того, что интересующий нас стимул делаем конкретным и ожидаемым, да на всякий случай его "прикрываем" другими, таким образом дополнительно ослабляя.

Например это стук.
Сажаем человека на диван, поем песенку и потихоньку, так, чтобы он видел, похлопываем рядом с ним по дивану. При этом стараемся, чтобы и он был вовлечен в действие, это тоже тормозит реакцию, скажем в такт двигаем его рукой.

На пятый раз Вы уже сможете хлопать по дивану со всей силы без всяких последствий.

Дальше например кладете под руку книжку, и ослабляете для начала удар.

Дальше кладете доску и стучите молотком.
Дальше -- вне поля зрения.
Дальше -- меняете рисунок ударов.
Дальше делаете паузы, скажем через куплет.
Дальше разносите по пространству звукообразование.
В поле зрения, вне поля зрения ...
Дальше -- на освоенный звук накладываете внезапные, но близкие.

Это просто пример, вариант надо подбирать "по месту".

Продвижение обычно идет достаточно быстро, но стабилизироваться ситуация быстро не может.
Минимальные сроки -- несколько месяцев.

3. Это говорит о том, что в первую очередь страдает регуляция тонуса удержания "формы тела", а не позы и не движения.
(Пытаюсь вводить такую категорию баз которой ничего не понятно.
Это поддержание взаиморасположения частей тела вне зависимости от изменения положения тела в пространстве.
Форма тела стоя и лежа -- одна, а тонусы совсем разные).

Соответственно именно с ней и надо в первую очередь работать.

Найти для начала наилучший фрагмент функции.

Например если вы плавно пробуете повернуть человеку голову, он может ее удержать если хочет.

Набираете опыт и дальше, "по месту", занимаетесь такой "изометрией" с плавным набором внешнего давления или натяжения и противодействием ему.

Нарабатывая поначалу локальную успешность. с какого-то момента "Острова Удачи" начинают расширяться и сливаться в "Материки" вплоть до глобального контроля формы.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаНаташи
Активный участник
***




Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-2-09 в 02:45


Спасибо за ответ!
А вот еще по поводу ошибок Вышестоящих Инстанций. Если ребенок действительно "не попадает пальцем в нос", причем промахивается значительно... Что с этим делать?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 12-2-09 в 10:47


Причинностей для этого может быть множество, но налаживать надо всегда одно и то же:

1. Создавать условия для вариативности движения.

2. Формировать определенное намерение.

3. Сопоставлять результаты движения с намерением.

4. Пробовать другой вариант.

При этом предлагаемая модель поведения может быть, и должна быть, очень разной в зависимости от проблематики.

От концентрированной целенаправленности до полной маскировки этой целенаправленности.

Как вам надо заочно не угадаешь, поэтому один случайный, но типичный пример:

Несем ложку в рот.
Рука в руку.
Хорошо знакомое занятие, но самостоятельно совершенно недоступное.

Пробуем приносить ложку сильно мимо, аж за голову.

Слева, справа, над головой, к груди.

Добиваемся обнаружения ошибочности движения и попытки его коррекции.
Вплоть до попадания таки в рот несмотря на Ваше "всемерное сопротивление".

Скажем устраиваете конкуренцию с игрушкой, которая выглядывая из-за плеча хочет съесть кашу и "притягивает" к себе ложку.

Лучше всего так развлекаться перед купанием, создав устойчивую позицию, например посадив ребенка поперек ванны.

Пачкаться надо с удовольствием.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 12-2-09 в 17:37


А мы вот много раз пробовали в ванне что-то делать грязное, но ни разу мне не показалось это удобным! Если ребенок сам не сидит, то создать устойчивую позицию там ему, не знаю, возможно ли. Ванна - она покатая со всех сторон, в итоге он сразу зачинает съезжать, особенно, если она мокрая или ребенок в одежде. А без воды и одежды она холодная. Одна рука полностью при этом занята удерживанием ребенка, во второй, видимо, тарелка с кашей, иначе куда же ее - со дна ванны - ребенок не дотянется рукой, на ноги ему поставить - не долго она там простоит. Рук, к сожалению, у обычных мам всего две - чем тогда черпать? Единственный вариант - залезть в ванну вместе с ребенком. Но даже таким худым товарищам, как мы с Надюхой, места там, честно говоря, маловато. В общем, я уж лучше лишний раз пол на кухне помою. Тем более, что лишним это никогда не бывает ;)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаНаташи
Активный участник
***




Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-2-09 в 08:38


Cпасибо! Мы как раз сейчас усиленно стараемся "не попадать" на клавиши пианино... А играть-то хочется :)
В общем, принцип понятен.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-2-09 в 15:18


Цитата:
Исходное сообщение от Оля
Если ребенок сам не сидит, то создать устойчивую позицию там ему, не знаю, возможно ли.


Я это про тех, кто сам, у опоры, более-менее сидит.
Тогда удобно.
Вам рановато пока так развлекаться.
Сажаешь спиной к себе, поперек ванны (подложив себе под колени что-нибудь мягонькое).
В такой ситуации ребенок уверен в Вашей страховке, да и актуализация заднего пространства заодно, и вперед.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-2-09 в 15:36


Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Мы как раз сейчас усиленно стараемся "не попадать" на клавиши пианино... А играть-то хочется :)


Вот-вот.

Только обратите внимание, что Вы ставите перед ребенком не одну, а четыре задачи:

- дотянуться;
- удержать баланс;
- проконтролировать кисть;
- попасть.

С некоторого момента очень хорошо, но если сразу -- перебор.

Советую придерживаться принципа одной задачи.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 17-2-09 в 19:27


Цитата:
Исходное сообщение от ktyz
Я это про тех, кто сам, у опоры, более-менее сидит.
Да просто Наташа, которой Вы это советуете, тоже ведь не сидит.
Только до меня сейчас дошло, что Вам это, наверное, не известно, и все советы на самом деле для "сферической лошади в вакууме"...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-2-09 в 00:32


Цитата:
Исходное сообщение от Оля
Цитата:
Исходное сообщение от ktyz
Я это про тех, кто сам, у опоры, более-менее сидит.
Да просто Наташа, которой Вы это советуете, тоже ведь не сидит.
Только до меня сейчас дошло, что Вам это, наверное, не известно, и все советы на самом деле для "сферической лошади в вакууме"...


Да, конечно!
Это ж очевидно.

Описать проблематику конкретного ребенка для построения адекватной коррекционной программы словами и профи не всегда могут даже в живом контакте. (Поэтому такой популярностью пользуется видеосъемка, которой впрочем самой по себе тоже недостаточно).
А от родителей я такого тем более не жду.
Поэтому и распрашивать не пытаюсь.

Тетушка моя, хирург, много лет просидела дежурным консультантом на телефоне по московской области.
Ей звонили по поводу различного рода хирургических катастроф.
Наслушался я как она в "он-лайне" часами пыталась разобраться что где-то там, в районе, на столе происходит.

Так что иллюзий по поводу возможностей системы вопрос-ответ я не питаю.

Смысл такого рода обсуждений с моей точки зрения не в конкретных рекомендациях, по принципу делай так и все будет хорошо, которыми завален и-нет, а в другом: помочь думать о том, что можно сделать, как, когда, зачем и почему.

Да и вообще -- слово сказанное есть ложь, Вы разве не знали?

Естественно то, что я здесь пишу, не может быть точно соотнесено с конкретным ребенком, но, жизнь так странно устроена, что уникальное, а дети всегда уникальны, чудесным образом состоит из множества обыкновенностей.

Эти-то обыкновенности и можно, как мне кажется, более-менее успешно описывать "под предлогом" обсуждения Надюхиных или Наташиных проблем.

Кому-то такие описания могут случайно "точно подойти", но только случайно.

А вот понять кое-что из проблематики своих детей могут помочь, и сообразить, что делать, тоже.

В надежде на это я и стараюсь, прописывая в первую очередь то, что не знаю где можно прочесть.

Кинезиотерапия, как и любая двигательная программа, вообще не разговорный жанр.
В ней действуют, а не разговаривают.
И учат через включение в действие.

Но представления о том, что там происходит, бывают очень полезны, когда надо понять, что же ты делаешь в своем, уникальном контексте.

Это как описание маршрута.
Воспользоваться им можно только оказавшись в нужное время в нужном месте. Тогда оно очень даже полезно.

Скажем описание маршрута к моему дому от метро может быть таким: прямо, первый поворот налево, до подъезда 10.

Звучит глупо, но в реальности совершенно достаточно, хотя не содержит ни одного ориентира, кроме номера.

Понятно?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-2-09 в 10:07


Можно эту проблему разобрать на "бытовом" уровне.
Получится примерно так.

-- У меня грязные полы, что делать?
-- Взять тряпку и помыть.
-- Нельзя! Паркет!
-- Можно пылесосом.
-- Нельзя! Моя кошка от его шума лезет на стенку!
-- Взять веник и подмести.
-- Нельзя! У мамы аллергия на пыль!

Бесполезное обсуждение?
По моему нет.

Во первых, куче народу пригодятся знания о возможных методах уборки.

Во вторых, спрашивающий может догадаться посадить кошку в сумку и, отправив их с мамой погулять, отлично убраться.

Ну, а если сам не догадается, то может быть дождется ответа, который будет примерно таким:

-- Мы с Вами договорились до очень полезного места.
Да, других методов уборки нет.
Да, ни один из них не подходит в Ваших обстоятельствах.
Но это не повод опускать руки.
Просто надо внимательно осмотреться и подумать как изменить обстоятельства.

Например: взять сумку, ... .

Таким образом, решить неразрешимую задачу можно. Изменив ее условия.

Этот вывод и будет наиболее полезным, с моей точки зрения, результатом обсуждения.

Собственно ради них я и присутствую на форуме.

А заочного лечения и заочного медицинского образования не существует в природе и у меня и в мыслях не было ими заниматься.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-2-09 в 21:41


Цитата:
Исходное сообщение от ktyz


Таким образом, решить неразрешимую задачу можно. Изменив ее условия.

Этот вывод и будет наиболее полезным, с моей точки зрения, результатом обсуждения.


Правда до него уже полста лет как додумались Бобаты, но от этого он не перестал быть важнейшим для работы с ДЦП принципом.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Оля
Активный участник
***




Сообщения: 153
Зарегистрирован: 27-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-2-09 в 18:40


Понятно. Мне кажется важным, что это прозвучало.
А по такому описанию Ваш дом найти невозможно ;) Нужна отправная точка - станция метро!
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-2-09 в 19:12


Цитата:
Исходное сообщение от Оля
Мне кажется важным, что это прозвучало.

Мне тоже.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 20-2-09 в 00:44


Цитата:
Исходное сообщение от Оля
А по такому описанию Ваш дом найти невозможно ;) Нужна отправная точка - станция метро!

Мало. Надо еще и выход знать.
Но это очень полезное замечание.

Я специально сочинил такое экстремально абстрактное описание маршрута, которое наталкивает на проблему понимания контекста, без которого и самый правильный алгоритм не работает.
Проблема в том, что моторный и личностный контекст только "здесь и сейчас" и все алгоритмы отваливаются, работают только способности.
Но алгоритмы помогают.
И способности приобрести и контролировать правильность действий.

Мне давно старый профессор строго так сказал: "Лектор не имеет права думать".

Ведущему занятия нельзя отвлекаться или уходить в себя.

Вот по дороге ко мне от метро можно остановиться и подумать, а работая с ребенком нет.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
krashmari
Участник
**




Сообщения: 4
Зарегистрирован: 2-6-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-6-09 в 16:57


Здравствуйте. Моей дочке 2 месяца, она родилась мертвой с одним балом по шкале Апгар. сразу была реанимирована. По всему телу все мышцы в тонусе. Подскажите как можно способствать снижению тонуса. Может какие ванны. Массаж нам нельзя у нас эпилепсия.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 2-6-09 в 21:24


Цитата: Исходное сообщение добавлено krashmari  
Подскажите как можно способствать снижению тонуса.
Это привычное, общеупотребимое, словосочетание -- "снижение тонуса" здорово маскирует существо вопроса.

Снижают тонус непосредственно разве что миорелаксанты (которые, как Вы наверно уже заметили, врачи не рвутся назначать всем подряд), а в обычной жизни речь идет о налаживании регуляции тонуса.

Нет никакого отдельного мышечного тонуса, отличного от того, который обеспечивает позу и движение. Для их организации тонус, соответственно "задаче момента," регулируется.
Такие очевидные соображения здорово помогают понять чего надо и не надо.

Кроме того имеет смысл заметить, что высокий тонус как правило еще и медленный, медленно реагирует не только на внешнее воздействие, но и на попытку его изменения "изнутри".
Поэтому выстраивание по темпу соответствующих возможностям событий -- важнейший, незаменимый, инструмент.

Ну и еще есть такое понятие как нагрузочная способность, которая в 2 месяца нормально никакая.

Ну и последнее что наверно нужно сказать -- тонус это не предмет. Нельзя поднатужится и убрать его с дороги.
Это история, которая может продлиться месяц, два, а может и дольше. Ее можно только прожить вместе с ребенком.

Делать что-то конечно надо, но спокойно.

Опыт говорит, что в ситуациях подобным вашей самое главное -- выйти из режима спринтера.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
krashmari
Участник
**




Сообщения: 4
Зарегистрирован: 2-6-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-6-09 в 04:13


Я не стремлюсь все решить быстро и избавиться от проблемы, я знаю что в этом случае самое главное это терпение. Но я хочу помочь дочери. Дать ей шанс развиваться. Нам сейчас важно снизить тонус мышц.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-6-09 в 09:30


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Это привычное, общеупотребимое, словосочетание -- "снижение тонуса" здорово маскирует существо вопроса. ... в обычной жизни речь идет о налаживании регуляции тонуса.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
krashmari
Участник
**




Сообщения: 4
Зарегистрирован: 2-6-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-6-09 в 09:40


Наладить регуляцию тонуса.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ola
Заслуженный участник
****




Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-6-09 в 09:42


Цитата: Исходное сообщение добавлено ktyz  
Цитата: Исходное сообщение добавлено krashmari  
Подскажите как можно способствать снижению тонуса.
... Делать что-то конечно надо, но спокойно.

Опыт говорит, что в ситуациях подобным вашей самое главное -- выйти из режима спринтера.
Леонид Михайлович, Вы правда имеете в виду, что в такой ситуации с малышом самое главное это снизить собственный "психологический тонус"? Или всё-таки уже можно что-то делать и Вы собираетесь ещё рассказать, с чего начинать в такой ситуации?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-6-09 в 14:41


Цитата: Исходное сообщение добавлено Ola  
Вы правда имеете в виду, что в такой ситуации с малышом самое главное это снизить собственный "психологический тонус"? Или всё-таки уже можно что-то делать и Вы собираетесь ещё рассказать, с чего начинать в такой ситуации?
Да, правда.
Именно с этого и надо начинать.

Высокий тонус это обычно в очень значительной степени -- доступная форма адаптационной реакции.
Соответственно снижение адаптационных требований -- задача номер один.
Это невозможно без создания максимально спокойной и комфортной для ребенка ситуации.
Одна из важнейших составляющих которой спокойствие мамы.
Дальше надо нащупывать условия позволяющие ребенку расслабиться как можно лучше.
В подавляющем большинстве случаев таковые можно найти.

Определяются они множеством факторов, в первую очередь освобождением ребенка от задач удержания формы тела.

Можно заметить, например, что хорошо спеленутый ребенок становиться "мягким".
Нужно отследить и другие факторы. Очень многие из них в первые месяцы легко вызывают глобализированные реакции, в том числе тонические.

Аналогичную пеленанию функцию выполняет в этом отношении рекламируемые и становящиеся все более популярными сейчас "носильные платки" позаимствованные якобы почему-то у южноамериканских индейцев.
(Зачем надо было так далеко за ними ездить я так и не понял. Достаточно посмотреть на цыганок или просто на старую живопись или старые фотографии крестьянок: во всех странах детей так носили еще исторически совсем недавно).

А дальше все в общем просто: ребенку предлагаются ситуации к которым ему удается максимально конкретным образом адаптироваться.

При этом отдавая себе отчет, что ребенок, с такой непростой предисторией как этот, практически наверняка еще не вышел из фазы восстановления, которая сама по себе требует много сил.
И что у любого ребенка в 2 месяца адаптационных возможностей очень и очень немного.

Поэтому всю активную терапию, не считая соответствующей медикаментозной (которая впрочем сама по себе не налаживает тонус непосредственно, а решает другие задачи) в таких случаях обычно начинают существенно позже, дожидаясь появления некоторого запаса сил и созревания организма.

А в два месяца, все что можно и нужно делать обычно практически помещается в рамках ухода.

Качество которого, как мы уже выяснили, и обеспечивает раскрытие адаптационных возможностей.


Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
ktyz
Заслуженный участник
****




Сообщения: 676
Зарегистрирован: 2-2-09
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 4-6-09 в 15:21


Собственно поначалу все сводится к вполне творческому поиску условий для релаксации, а затем подбираются действия не вызывающие жестких тонических ответов.

Все, на что ребенок не дает резкого, зачастую предельного, тонического ответа, действующему фактору никак не соответствующего, и что ребенка не истощает.

(А 2-х месячный может, скажем, выдохнуться за две минуты при смене подгузника просто из-за того, что у него не хватает сил на поддержание температуры тела.
Даже летом во вроде бы теплой комнате.

Поэтому опытные граждане часто дарят новорожденным пуховые носочки (которые в первые месяцы в наших условиях -- предмет первой необходимости) к некоторому удивлению неопытных родителей.

Впрочем перегрев переносится не лучше).

Реально выбор возможных действий очень невелик. И все это не действия с ребенком, не манипуляции.

На любые манипуляции типа взял-повернул гипертоники однозначно реагируют скачком тонуса.

Так что внимательное, уважительное, ласковое, нежное, (далее везде) обращение с ребенком и есть самая эффективная работа по помощи ему в регуляции тонуса в первые месяцы жизни.

И не только самая эффективная, но и единственно возможная.



Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики