Госдума приняла обновленную редакцию закона "Об опеке и попечительстве"
Депутаты Госдумы приняли сегодня в третьем чтении обновленную редакцию закона
"Об опеке и попечительстве". Главным образом документ направлен на расширение
прав нуждающихся в опеке и их опекунов. Депутаты также разрешили существование
частных приютов.
Первое чтение этот документ прошел еще в ноябре прошлого года, второе - в минувшую
среду. Задержка была вызвана критикой ряда положений законопроекта со стороны
общественности, в частности, о запрете на негосударственные приюты для сирот и об
отмене патроната. В 2007 году против введения таких норм выступила Общественная
палата, и Дмитрий Медведев пообещал, что они не будут приняты. В начале апреля
избранный президент РФ раскритиковал органы госвласти, в том числе депутатов, за
волокиту с подготовкой этого закона.
В обновленной редакции спорные положения о запрете на частные приюты исключены.
Более того, по словам главы думского комитета по законодательству Павла
Крашенинникова, "теперь осуществлять опеку над детьми смогут также различные
фонды и религиозные организации". Останутся и патронатные семьи, которые
заключили договоры до введения закона в действие.
Закон направлен на расширение прав нуждающихся в опеке и их опекунов. Впервые в
нем вводится "ответственность опекунов за нарушение прав и законных интересов
подопечных граждан". В частности, органы опеки теперь вправе отстранять опекуна
от исполнения его обязанностей, если он использует своего подопечного в
корыстных целях, оставляет сироту или немощного без присмотра и помощи.
Вводится упрощенный порядок назначения предварительной и временной опеки.
Близкие родственники имеют преимущественное право претендовать на роль
опекунов.
По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, в этом базовом законе впервые
"сойдутся нормы, прописанные в различных кодексах, - семейном, жилищном,
гражданском".
Отсюда:http://www.rambler.ru/news/events/socialproblems/12552760.html?print=1
А вот что пишут по этому поводу те люди, кого это в первую очередь касается -
коллектив «Центра патронатного воспитания» (г. Москва)и 120 патронатных семей,
воспитывающих 138 детей:
Комментарий к НОВЫМ ТЕКСТАМ законопроектов «Об опеке и попечительстве»
и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации…»,
подготовленным Комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству и представленным 08 апреля 2008 г,
на Экспертном совете в Комитете Госдумы по делам женщин, семьи и детей
08 апреля 2008 года появился новый текст законопроектов, представленный на 2 чтение 09
апреля 2008 года.
По этому тексту имеются серьезные замечания:
1. Разработчики представляют этот вариант как законопроект, в котором
гарантировано, что договора с патронатными семьями, заключенными до 01 сентября 2008
года, сохранят свою силу (Статья 32 зак-та «Об опеке..») и что закреплен патронат http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/04/08/russia/347577/
На наш взгляд, эта норма носит камуфляжный характер и не может быть реализована
де-факто. Договор о патронатном воспитании утрачивает силу с утратой полномочий
одной из сторон договора, а именно, «учреждения по патронату». А такие учреждения
теряют права на заключение таких договоров, установленные в региональных
законах, т.к. согласно П. 4 Статьи 6 зак-та «Об опеке..» на учреждения могут
возлагаться только полномочия по «выявлению детей .. и подбору и подготовке
семей..» и ничего больше, т.е. не выбор для ребенка конкретной семьи, не заключение
договора о патронате и не сопровождение семей после устройства».
Просто «взаимодействием» с учреждениями (согласно части 3 статьи 6) проблему
предоставления таких услуг не решить, т.к. для возможности активно
взаимодействовать, учреждения должны иметь эти виды работ в уставе, иметь штаты и
т.п. А если нет функций, нет и устава и штатов.
В любом случае эти семьи потеряют имевшуюся гарантированную и организованную
помощь специалистов учреждений по патронату и вынуждены будут взять на себя
обязанности, которые раньше выполняли сотрудники этих служб. Т.е. начать все
заново и на новых условиях, что является ухудшением положения и семьи, и ребенка.
2. Далее, законопроект определяет патронатное воспитание как «опеку по договору»
и как форму, регулируемую только региональными законами (Часть 1 статьи 14). Это не
верно по сути: патронатное воспитание предполагает разграничение прав по защите
прав ребенка между
- патронатным воспитателем
- учреждением по патронату (перепрофилированным детским домом)
- иногда и органом опеки.
Опека же означает передачу всех прав опекуну (п. 1) статьи 2 зак-та об опеке).
Т.е. суть отношений при патронатном воспитании будет утрачена и затененена на
выхолощенный суррогат. Определение патронатного воспитания как опеки по
договору означает подмену и искажение уже вошедшего в практику и устоявшегося
понятия, что недопустимо.
Так, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 3607 патронатных семей,
в которых воспитывается 5124 детей. Законы о патронатном воспитании по состоянию на
01 января 2008 года приняты в 42 регионах Российской Федерации. В 31 регионе
патронатное воспитание определяется как форма устройства ребенка в семью, в 11 -
как форма воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. В регионах имеется большой интерес к развитию этой практики.
К нам постоянно приезжают люди из регионов и просят передать опыт. Только за 2007
год поступило 17 запросов от новых регионов.
В 80 % этих регионов при патронатном воспитании применятся разграничение прав и
обязанностей по защите прав и интересов ребенка между учреждением по
патронатному воспитанию, которое является уполномоченной организацией по
патронатному воспитанию, и патронатным воспитателем.
В 49% регионов договор о патронатном воспитании заключается между органом опеки и
попечительства, учреждением по патронату и патронатным воспитателем, в 34%
регионов - между только учреждением и патронатным воспитателем, в 17% - между
органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. В большинстве
регионов применяется как долгосрочный патронат (до 18 лет), так и краткосрочный
(гостевой). В ряде областей применятся пост-интернатный патронат. Также в 31%
регионов законом установлен социальный патронат как форма профилактической
работы с ребенком, проживающим в семье в социально опасном положении.
Разнобой концепций требует внесение патроната в ФЗ при сохранении основы этой
формы.
Нужно ввести специальную главу в СК РФ о патронатном воспитании, чего не сделано.
3. Необходимо оставить основу отношений, возникающих при патронате, а именно:
- разграничения прав по защите прав и интересов ребенка между семьей и
учреждением по опеке и попечительству (не сделано)
- договорной характер передачи прав патронатной семье. Это тоже теперь запрещено,
потому что вообще отменена возможность возникновения отношений «из договора» - в
соответствии с п. 2 и 3 статьи 14 проекта ФЗ «Об опеке..» требуется вынесение акта при
назначении опеки по договору. Т.е. договор – не по поводу передачи прав, а для
установления дополнительных условий. Это серьезная смена всей парадигмы, которая
не оправдана (вынесение акта при опеке по договору) и даже вредна, т.к. приводит к
обюрокрачиванию передачи детей.
Заметим, что региональный опыт патроната как «опеки по договору» уже есть и
крайне неудачен: в тех 17% регионов, где договор заключен с органом опеки и
попечительства, патронат не развивается вообще: напр., в Мурманской области за 2007
год в патронатную семью не передан ни один ребенок. Разработчики берут вариант,
который на практике показал себя как наихудший и возводят его в правило для всех.
Заметим также, что возможность «разграничения законного представительства» уже
заложена в федеральном законодательстве:
Пункт 2 Ст 71 СК РФ и Пункт 2 Статьи 74 СКРФ лишение родителей родительских прав и
ограничение родителей в род. правах не освобождает родителей от обязанности по
содержанию ребенка (часть обязанностей остается у родителей, т.е. есть
разграничение прав между родителями и опекунами);
Пункт 2 Статьи 64 СК РФ – в случае разногласий между родителями и детьми орган
опеки назначает представителя для защиты прав;
Статья 1015 ГК РФ – Доверительный управляющий имуществом подопечного – может быть
коммерческая организация или некоммерческая организация;
П.8 статьи 10 данного законопроекта «Об опеке» – полномочия распределяются между
несколькими опекунами – физ. лицами актом органа опеки и они несут солидарную
ответственность;
Согласно пункту 5 статьи 15 законопроекта, вводят возможность запретить
выполнение тех или иных действий опекуном или установления дополнительных
требований к осуществлению прав и обязанностей опекунов. Однако, авторы не
предусматривают адекватной замены для недостающих полномочий опекуна в той
части, которая была урезана. Видимо, обязанности эти выполняет орган опеки и
попечительства, т.е. тем самым законопроект – таки предусматривает разграничение
прав и обязанности по законному представительству (орган опеки – опекун).
Поэтому нет препятствий для введения разграничения законного представительства
между учреждением и патронатной семьей. А это сделать необходимо, т.к. именно это
составляет механизм вывода детей из учреждений (они становятся ответственными за
вывод ребенка в семью и за качество в семье).
4. В законопроекте не введено единое управление процессом защиты прав ребенка.
Разработчики дополняют категорию детей, уже оставшихся без попечения родителей
детьми, находящимися в ситуациях «при создании действиями или бездействием
родителей обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью детей или
препятствующей их нормальному воспитанию и развитию». Эту категорию детей будут
трактовать как предусмотренную в ст. 77 СК РФ. Те разработчики отказались от
процессного пошаговой защиты прав ребенка и ограничились лишь расширением
констатирующего определения категорий детей, которые уже остались без попечения.
Т.е. тем самым органу опеки и попечительства не поручено вести работу по защите
прав детей в семьях, находящихся в социально опасном положении, где есть угроза
изъятию, но прямых оснований для изъятия нет. А именно из этих семей впоследствии
и забирают детей. Сейчас с такими семьями никто не работает, в т.ч. органы
соцзащиты.
Нужно ввести единую категорию для ребенка, подлежащего защите, и необходимо
поручить защиту прав таких детей органу опеки и попечительства (Ст.64, ст. 121 СК,).
Необходимо определить понятие «социальное вмешательство в семью» в семью и
«социальный патронат как форму защиты прав ребенка».
5. Предварительная опека – Статья 12: очень опасная норма о возможности передачи
детей необследованным гражданам.
6. Второй закон «О внесении изменений..» повторяет и еще раз фиксирует
деструктивные позиции проекта ФЗ «Об опеке..» и не содержит важнейших позиций о
патронатном воспитании, социальном патронате, о категориях детей и о возложении
нужных для работы (а не 1-2-х) полномочий на учреждения по опеке и попечительству.
Также в новой редакции статьи 152-2 СК РФ в части, регулирующей «гостевой режим»,
фиксируется, что такая передача может осуществляться к необследованным
гражданам, по решению учреждения, не получившего полномочия на эти действия от
органа опеки и попечительству (не проверенного на пригодность к выполнению такой
работы, не получившего лицензию). Также сказано, что срок помещения ребенка должен
быть не более чем на 1 месяц и что в исключительных обстоятельствах «непрерывный
срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца». Т.е.
законопроекты стоят на защите интернатов: ребенка обязаны отрывать от семьи, в
которой он прижился, и возвращать в интернат, или семья должна будет брать ребенка
под опеку, что в отсутствии сопровождения (патроната в нашем варианте) во многих
случаях оказывается невозможным.
Вывод:
- Ликвидация патронатного воспитания в устоявшейся форме и замена другой формой с
тем же названием, т.е. де-факто расторжение договоров со всеми патронатными
семьями;
- Превращение учреждений по патронату в обычные детские дома (опять ре-
институциализация);
- Ликвидация активного сопровождения семей (если патронат будет опекой по
договору, то дети не будут больше состоять на обслуживании таких учреждений, т.е.
не будут получать те услуги, которые сейчас имеют);
- Ликвидация регионального социального патроната;
- Старый подход к управлению в системе органов опеки вместо процессного
управления, заложенного в региональных законах о патронате (невозможность
планирования попечения, пересмотра планов по защите прав, отсутствие
профессиональных служб).
Таким образом, разработчики
- не учли практический опыт работы по патронатному воспитанию,
- исказили суть отношений в патронатной семье,
- и отказавшись от регулирования патроната на федеральном уровне, тем самым
отказали в гарантированном финансировании выплат на патронат из федерального
бюджета (субвенции),
- законсервировали ведомственный подход к защите прав детей (каждое ведомство
защищает своих детей), нет возможности простроить защиту каждого ребенка как ему
нужно, а не как нужно ведомству.
Тем самым, законопроект явно приведет к ухудшению положения и защищенности прав
детей и семей.
Мы просим не допустить ликвидации позитивного опыта и защитить позитивный опыт
работы по патронату во многих регионах нашей страны – ту организацию работы,
которая дает результат: 95% качественно устроенных детей.
С уважением,
М.Ф.Терновская, от имени :
коллектива Детского дома № 19 – «Центр патронатного воспитания» (г. Москва) и 120
патронатных семей, воспитывающих 138 детей.
\"Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.\" (Коко Шанель)
|