Форумы сайта Особое детство
Вход не произведен [Вход - Регистрация]
Вниз

Версия для печати  
 Страницы:  1    3  4
Автор Тема Про ДЦП
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 12-6-07 в 19:59
Про ДЦП


Л.М.Зельдин написал очень интересный текст "Шесть рассказов про ДЦП с заметками по поводу", в котором увлекательно описал несколько историй из своего богатого опыта. Приветствуются вопросы, комментарии, добавления и замечания.

Вложение: Zeldin_pro-DCP.doc (206kB)
Этот файл был скачан 2182 раз

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Анна_психолог
Участник
**




Сообщения: 8
Зарегистрирован: 20-9-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 11-11-07 в 22:53


Л.М. Зельдин давно и успешно консультирует в ЦЛП. В основном это дети с двигательными проблемами. На приемах он придумывает множество красивых упражнений и методов как справиться с той или иной проблемой. Правда, зачастую предагается нечто настолько хитроумное, что не всегда можно это реализовать на занятиях и, тем более, дома. Когда Леонид Михайлович пишет тексты, его мысли становятся прозрачнее и понятнее. Весьма ценно, что в приведенном тексте удалось доступно выразить свои идеи отностельно работы с двигательными проблемами и показать реально работающие приемы. А в качестве теоретических оснований реабилитации детей с двигательными проблемами, если вы заметили, выделяются 2 наиболее важные. Это во-первых, обязательное активное участие самого ребенка в процессе занятий (а не проделывание с ним каких-то манипуляций, где он - пассивная "кукла", как это бывает во многих распространенных двигательных методиках); а во вторых, обязательное введение игрового сюжета, что делает подобные занятия не бессмысленным тренингом, на который ребенок просто не может быть мотивирован, а игрой, в которую он обязательно эмоционально включается. Эти 2 момента важны не только при занятиях с движением, но и с детьми с другими проблемами. Без учета этого коррекционный процесс будет гораздо менее эффективным.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаНаташи
Активный участник
***




Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 9-1-08 в 15:00


Нет ли у Л.М. изданных книг по теме? С таким видением проблемы и явным литературным талантом автор был бы востребован!
Нельзя ли выложить на форум еще что-нибудь? Например, по гиперкинезам, кажется должно было быть продолжение (последняя глава была 4. Балансные реакции).
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-1-08 в 21:29


Цитата:
Исходное сообщение от мамаНаташи
Нет ли у Л.М. изданных книг по теме? С таким видением проблемы и явным литературным талантом автор был бы востребован!
Нельзя ли выложить на форум еще что-нибудь? Например, по гиперкинезам, кажется должно было быть продолжение (последняя глава была 4. Балансные реакции).

Книг, к сожалению, нет. Есть изданная в сборнике "Особый ребенок" N 2 статья "Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью", она же будет переиздана в выходящем в конце января сборнике статей сотрудников ЦЛП "Педагогика, которая лечит". "Гиперкинезы" пока "застряли", продолжение обязательно будет, но через некоторое время. Пока начну выкладывать некоторые мысли, навеянные задаваемыми вопросами в ДЦП-шных темах из раздела "Как помочь ребенку".
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-1-08 в 21:37


Помещаю ответы и размышления Л.М.Зельдина - иногда вместе с вопросами, дублируя их частично из "Как помочь ребенку", а иногда как продолжение начатых тем. Напомню, началось с вопросов про спастику, ползание и необходимость растяжек, а также того, как определить, что ребенок может и с чего начинать.

Поехали :)
Я не буду повторять в формате, принятом в форуме, помещаю в виде обычного диалога.

Мама Наташи:
К вопросу выстраивания правильной программы абилитации.
Знаете, как-то явилась я свидетелем разговора специалиста
по ЛФК с мамой девочки лет 7 с ДЦП. Мама спрашивала, что делать, не получается с ходьбой. Спец. ответил: а как у нее получится? Вон у нее какой перекрест, сначала надо ноги разводить. Идите и разводите ребенку ноги. И пошла бедная мама "разводить ребенку ноги".
Это преамбула. Просто очень не хочется оказаться на месте этой мамы.


Л.Зельдин:
Я предлагаю понятие фронт развития. Это не очень просто определяемая категория, но, если не напрягаться, сводимая к обзору имеющихся способностей ребенка из которых можно выстроить новые.
Их всегда очень много. И тех и других. В разных фазах освоения. С различными препятствиями и ограничениями. Поэтому не бывает одной задачи, хотя бывают центральные, даже ключевые. но и они решаются одновременно множеством способов.
В некоторые моменты кажется, что невозможно делать одновременно все, что надо, но довольно быстро обнаруживается, что даже немного освоенное можно соединить в занятии с другим упражнением, с третьим, что вместе они осваиваются только лучше и быстрее.

Мама Наташи:
Я в свое время тоже сделала попытку выстроить правильную программу действий и спросила: с чего начать? Мне посоветовали "убрать спастику". Стала убирать спастику: делала ребенку расслабляющие покачивания на мяче,
занятия в ванне, массаж... Спастика - такая дама, которая уходит ненадолго и всегда возвращается.

Л.З.:
Первично неверная или неправильно понятая установка.
Исключительно редко спастика -- самостоятельная проблема. Как правило спастика -- компенсаторное замещение отсутствующей или слабой функции. Поэтому в покое у не совсем затерроризированного ребенка она пропадает. За функциональной ненадобностью.
Основные инструменты преодоления спастики поэтому крайне просты: не надо предъявлять ребенку невыполнимых для него требований и надо, создав условия для ухода спастики и конечно помогая ей подвинуться, выстраивать, выращивать отсутствующие или слабые функции.
Большинство приемов "снятия спастики" просто срывают адаптированность...

мама Наташи:
Понимаю, что заочно, не видя ребенка, невозможно "расписать" занятия.
Но хотя бы ориентировочно: в каком направлении работать? На какие движения можно разбить вставание на колени из положения лежа на животе?

Л.З.:
Я всегда предлагаю для начала оценивать возможность принятия позы. По рефлексам и суставам. Отстроить не позу, но аналогичное по "топологии" (нет подходящего термина) положение и освоить, в данном случае их несколько.
Это положение на спине с прижатыми к животу ногами и активными руками. Обычно пытаешься построить игры с высоким подтягиванием ног и толканием ими себя любимого с акцентом именно на подтягивание. Собственными руками, телом, создавая нагрузку или уменьшая, если надо. Создав если надо, упор в плечи; когда упор ногами оказывается сильным, то надо с подушкой под головой. С контролем взгляда, не допуская его забрасывания. С активными руками. Бывает множество проблем из-за соответствующих синергий.

Надо учиться соображать, из каких главных, опорных, напряжений состоит поза и какими движениями поддерживается.
Человек не бывает неподвижным. Любое положение обеспечивается как ограничивающими его напряжениями, так и поддерживающими движениями.
Давайте сообразим, что надо иметь в положении стоя на коленях.

Начнем снизу. Потому что именно неверные для удержания этой позы синергии и синкинезии ног с животом, с руками, спиной и шеей часто представляют собой проблему.

Итак, что должны делать ноги в положении стоя на коленях?

1. Быть согнутыми во всех суставах.
2. Ведущий сустав -- тазобедренный. Напряжения мышц его сгибающих и разгибающих должны эффективно переключаться на противоположные БЕЗ ДВИЖЕНИЯ.
3. Нижележащие, в первую очередь коленные суставы не должны вовлекаться в эти переключения даже тонически.
И у них и у голеностопов свои задачи.
Присмотритесь. Понаблюдайте за детьми и сами попробуйте подражать детям. Старательно и многократно. Без этого ничего не поймете. И научить не сможете.
4. Поддерживать не только продольное, но и требуемое поперечное положение (не знаю как лучше назвать: язык для всего этого дела совершенно не разработан, что само по себе показательно).
Это значит, что колени не должны разъезжаться, но разведение бедер не должно быть фиксированным.
5. Необходимы две важнейшие координации:
-- Противоположное напряжение и движение отведения-приведения с двух сторон.
Если Вы сидите сейчас на стуле, то легко можете покачать колени одновременно влево-вправо.
ЭТО ВАЖНЕЙШАЯ И ДЛЯ ПОЛЗАНИЯ И ДЛЯ ХОДЬБЫ КООРДИНАЦИЯ -- одна из обеспечивающих перенос веса с ноги на ногу.
-- Симметричное напряжение и движение с двух сторон. Сидя на стуле, покачайте коленями симметрично.
Стоя на коленях такое движение, вместе с торсионным напряжением в корпусе, необходимо для удержания ноги на весу.
Обе эти координации должны согласовываться с активным скручиванием корпуса.
Это согласование обычно дается не просто.
Основное положение для его наработки -- лежа на боку.
(Это положение не рассматривается по непонятной причине практически никакими популярными авторами. В то время как нарабатываемые именно в нем координации совершенно не заменимы).

Вот вроде и все пока.

Да, особо надо сказать, что столь популярное, видимо из-за удобства выполнения, симметричное разведение ног с целью "растяжения" аддукторов не надо делать никогда. Вообще забыть. Зачастую на годы. Потому, что практически у каждого ребенка, у которого были или есть проблемы с аддукторами, на этом месте -- баАльшая психическая травма. Кроме того, что это крайне не эффективное занятие. Разрабатывать аддукторы в некоторых случаях, как эпизод, так можно, если осторожно и квалификация очень высокая, и нет психотравмы, но она есть практически всегда, и с квалификацией сами понимаете как дела обстоят.
Аддукторы у ребенка вообще слабые мышцы. А у ДЦПенка еще и часто сильно паретичные. При симметричном нагружении их весом взрослого нормально срабатывает защитное напряжение, так как человек совершенно рефлекторно пытается сохранить некоторый потенциальный запас возможности двигаться, которую взрослый последовательно пытается отобрать.
Чтобы понять положение, в котором оказывается ребенок, попросите кого-нибудь зажать вас в каком-нибудь безвыходном и неудобном положении, почти вывихнув Вам при этом сустав. Любой. Достаточно палец на руке. Больно. И при этом достаточно активно пытался бы его "растягивать". С тупой механической безапеляционностью. Настоятельно рекомендую попробовать, а не только прочитать.
Поначалу ребенок всегда пытается добиться, чтобы с ним такого не делали. Потом вроде как сдается, перестает сопротивляться. Только он при этом очень часто надолго и трудноустранимо отказывается вообще знать, что у него есть и эти мышцы и эти движения. Игнорирование называется. Состояние, отлично заменяющее парез любой тяжести. Просто до неразличимости. Почти.
При этом все как один любители такой "растяжки" не помнят даже о том, что спастика, как и медаль, имеет две стороны: в одну сторону спастичная мышца расслаблена зачастую только в очень маленьком диапазоне движения и тонус ее быстро нарастает при растяжении. А в другую сторону у такой мышцы ВСЕГДА СНИЖЕНА СОКРАТИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ. Ее вообще нельзя просто так растягивать, не добиваясь одновременно роста сократительной способности. И встраивания этих сокращений в моторные функции. Иначе результатом оказывается только видимость успеха. За которой прячется ухудшение прогноза.

Продолжение следует...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ольга
Администратор
*********




Сообщения: 1014
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-1-08 в 22:17


А тутора ещё были.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 13-1-08 в 22:22


Дойдем и до них :)
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nitra
Участник
**




Сообщения: 57
Зарегистрирован: 29-4-07
Откуда: г.Мурманск
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-1-08 в 00:34
Формирование навыков письма при дцп




Вложение: Формир.навыков РїРёСЃСЊРјР° РїСЂРё дцп.rar (223kB)
Этот файл был скачан 1416 раз

Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
мамаНаташи
Активный участник
***




Сообщения: 142
Зарегистрирован: 14-12-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-1-08 в 10:54


Цитата:
Есть изданная в сборнике "Особый ребенок" N 2 статья "Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью", она же будет переиздана в выходящем в конце января сборнике статей сотрудников ЦЛП "Педагогика, которая лечит".

Есть вероятность увидеть сборник в электронном виде? Или хотя бы постепенно по частям выкладывать в Семинаре?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Nitra
Участник
**




Сообщения: 57
Зарегистрирован: 29-4-07
Откуда: г.Мурманск
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-1-08 в 12:27


мамаНаташи, "Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью"- это Формир.навыков письма при дцп.rar (223.1kb) от 14-1-0808 в 00:34
Сегодня правильный прикрепила, вчера ошиблась.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 14-1-08 в 22:04


Уважаемая Nitra!
Спасибо Вам большое за ссылку! Если кто не знает, эта статья (и многие другие) помещена в электронной библиотеке "Особый ребенок", которая находится по адресу:
http://www.webcenter.ru/~scdl/
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 16-1-08 в 23:57


Л.Зельдин (продолжение)

...Иначе результатом оказывается только видимость успеха. За которой прячется ухудшение прогноза...

Обычно в этом месте использую следующую иллюстрацию.
Представим себе ребенка со спастикой в бицепсе. Рука очень плохо разгибается в локте. Только до 90 градусов. Похоже, контрактура. Все плохо. Почти. Ребенок ест этой рукой. Достает до рта. Ему хватает сократительной способности бицепса для этого. И мы кидаемся срочно этот бицепс разрабатывать. И добиваемся успеха, разгибаем локоть. Только ребенок перестает при этом доставать до рта. Кисть этой руки вообще выпадает из освоенной ребенком функциональной зоны и он просто перестает ею пользоваться. Как вы оцените такое "достижение"?
Поэтому в частности, хотя есть и еще множество причин, с аддукторами надо работать по одному, хотя это и гораздо менее удобно. Научившись сначала не ногу крутить, это не сложно, а контролировать правильное положение таза, не создавая неправильных напряжений и положений.

Как я уже говорил, положение определяется не только напряжениями, ему свойственными, но и соответствующими движениями, которые:
-- с одной стороны, восстанавливают положение при отклонении от него,
-- с другой - обеспечивают переходы из этого положения в другие,
-- с третьей, создают движения внутри положения.
В нашем случае:
Из положения на коленях можно просто упасть - вперед, или назад, или вбок.
С этим имеют дело в первую очередь мышцы плечевых и тазобедренных суставов, согласованно.
Из этого положения основные выходы: сесть на пятки, перейти в упор лежа, лечь на живот, или на бок.
Внутри положения возможно очень много вариантов, даже перечислять их не буду. Под все это нужны определенные координации. И ни одна из них не оказывается лишней. Все они нужны и сидя и стоя.

Никакое движение не бывает изолированным. Оно только может выглядеть таковым, но всегда опирается на некоторый тонический каркас, под него выстраиваемый. Более того, нормально движение не запускается, пока такой каркас не образовался.
Поясним это, сдвинувшись в корпус.
Как я уже упоминал, для того, чтобы можно было приподнять ногу стоя на четвереньках, должно быть соответствующее торсионное напряжение в корпусе, способное эту ногу на весу удержать. Не ногу конечно, а таз, но это малозаметно.
Для того, чтобы ногу подтянуть, не только вторая нога должна напрячься в противоположном направлении, но и в теле должно развиться соответствующее латеральное напряжение, способное удержать, а может быть и перекосить таз.
Все эти координации выстраиваются в основном В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА БОКУ, хотя подготавливаются еще лежа на спине и животе. Именно там их и надо строить. Поставив ребенка на четвереньки, их гораздо сложнее запустить.

Оставим наконец наши ноги в покое и займемся именно корпусом.
Двинемся дальше снизу вверх. Обратим внимание на то, что тело образует мостик, опирающийся на плечевой и тазовый пояса. Соответственно его главная задача -- не провиснуть, для чего необходимо напряжение живота, но... К этому мостику приделан кронштейн, шея. С очень тяжелой штукой на конце, головой. Вся эта конструкция пытается опрокинуться вперед, прогнув позвоночник горбом.
И ей в этом усиленно помогают дельтовидные мышцы.
Это те, которые удерживают на весу руку, протянутую вперед, сидя или стоя. (Протяните руку и пощупайте эту мышцу у себя, она покрывает плечевой сустав. Крепится эта мышца за лопатку, а лопатка, огрубляя, за грудную клетку).
Дельтовидная мышца своим напряжением пытается поднять лопатку, а та цепляется за корпус и пытается согнуть позвоночник в грудном отделе, помогая в нашем случае голове.
Возникает некоторый конфликт между сгибательными и разгибательными напряжениями в корпусе.
Практика показывает, что проигрывают обычно разгибательные напряжения в грудном отделе. Частично или полностью. Тогда голова повисает в большей или меньшей степени, лопатки задираются, позвоночник может быть довольно равномерно согнут, что впрочем, понятное дело, не обязательно. Например, может в первую очередь не держать шея и тогда просто провисает голова, или, что чаще, среднегрудной отдел, тогда голова провисает, но шея при этом в той или иной степени разогнута. Позвоночник при этом стоит горбиком.
Такая картина возникает, если противовесом голове выступает таз, что бывает вовсе не всегда. Такую роль часто берет на себя живот и провисает. Тогда позвоночник разогнут в шее и пояснице и согнут в грудном отделе.

Так а делать то чего? Учиться учиться и учиться... . Пока не найдете для себя во всем этом интерес, не сможете эффективно заниматься.

Понятно, что такую кучу проблем (а я естественно описал далеко не все) ребенок не может решить не только сам, но и с самой лучшей помощью.
Выход из этого положения очень простой: как обычно, сделать так, чтобы огромная, годами не преодолимая проблема рассыпалась, превратившись в кучку мелких. И преодолимых.
Для чего положить ребенка для начала на спину, с подушкой под голвой и одеялком, чуть подоткнутым под таз, и заняться на спине играми на формирование опорной функции рук и ног. Отдельно поначалу, а потом вместе. И учить живот держать тонус. Отдельно, а потом вместе с движениями ног.
И торсию осваивать. Отдельно поначалу, а потом вместе и с латеральным напряжением и со сгибательным и с разгибательным. А это все прорабатывается в поворотах. Где и основные координации ноги-корпус ставятся. И в играх в положении на боку.

Принцип такой есть, педагогический: ребенку надо давать только те задачи, которые он может решить. И еще наблюдение есть полезное: человек может решать только одну задачу в любой момент времени.

Еще раз надо сказать, что от ребенка ничего требовать не надо. Он вам ничего не должен. Точно. Надо создавать условия, в которых он согласен и хочет заниматься, и может опираться на вашу всемерную поддержку. Реальную, в виде соучастия в его движении.

Продолжение следует...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 18-1-08 в 14:32


Л.Зельдин (продолжение)

...и может опираться на Вашу всемерную поддержку. Реальную, в виде соучастия в его движении...

Главная терапия при ДЦП -- совместное движение.

Ожидаемый вопрос на все это:
"Так что же, вообще перестать пытаться стоять на четвереньках, пока мы все это не осилим?
Нет конечно, но с умом. Убрав в этом положении все то, с чем ребенок не справляется.
Вариантов бывает много. Даже хуже, бесконечное количество. У каждого ребенка по-своему.
Например попытка поднять голову вызывает "выстреливание" ног.
Что делать? А посадить ребенка на пятки перед собой (пока он достаточно маленький, это удобно делать на столе, постелив предварительно сложенное одеяло так, чтобы край стола был мягкий) и свесив стопы за край. Их здесь легко подфиксировать собственным телом. Только аккуратно.
Тело ребенка прислоняем к себе и учимся, немного наклоняя вперед таз и прогибая спину, удерживать голову. Для этого событие, интересующее ребенка, должно происходить впереди вверху. Попытка сохранить направление взгляда в этом положении, при наклоне корпуса вперед (небольшом!), и обеспечивает нам глобальное разгибательное напряжение в корпусе, но без такового в ногах.
Всячески помогаем ребенку справиться. Все новое в движении усваивается только после очень большого количества неоднократных попыток. Чем легче у него будет получаться, тем лучше.
Следим при этом за руками, направляем их, если надо, свободной рукой. Добираемся до такой ситуации, что ребенок в этом положении опирается руками вперед и чуть вниз, перпендикулярно корпусу.
Сразу после получения опоры начинаем бороться с плечелопаточным блоком, если таковой имеется, а часто имеется.
Как? А раскачивая аккуратно и плавно корпус в пределах сохраняющейся опорной функции. И осваивая опору на одну руку с движениями другой. Просто подхватив под грудь одной рукой так, чтобы подфиксировать ей плечевой сустав, учимся протягивать руку в разных направлениях. Изучив при этом на других людях, как разделяется нормально движение между ключицей, лопаткой и плечом.
Дальше подкладываем ему под попу подушку и делаем то же самое.
Надо убедиться, что, вплоть до положения стоя на коленях, разгибательное напряжение в спине не вызывает разгибания ног.
Получив здесь и правильный прогиб позвоночника.
Очень рекомендую внимательно посмотреть на здоровых ползунков. Убедитесь, что голова при ползании легко принимает вертикальное положение, прогиб позвоночника очень велик, но равномерен. Добиваться такого от ДЦПенка как правило не надо, но понять, где должны быть плечи и что при правильной опоре на руки у детей нет вообще никакого кифоза, надо. Совершенно достаточным будет, если ваш ребенок может удержать голову под углом градусов 45 к горизонту, опираясь при этом на руки, но лучше 60.

Продолжение следует...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 19-1-08 в 17:18


Л.Зельдин (продолжение)

Но проблема может быть и совсем не здесь, а, например, вы обнаружите, что ноги-то у вас вовсе не выстреливают, но любая попытка наклона вперед сразу вызывает кифозирование, голова сваливается. Часто,но как обычно совсем не всегда, проблема в плечевом поясе.
Пробуем. Берем сидящего на пятках ребенка сзади за верхнюю часть плеч (не путать с надплечьем!), выводим их вперед, приподнимаем к ушам и отводим назад-вниз, предварительно попробовав на себе.
Это легко сделать самостоятельно. Достаточно стоя, сцепив руки за спиной, проделать своими плечами то же движение: плавно вперед, затем через верх, назад и вниз, по кругу. Создаем некоторое, довольно приличное натяжение вниз, запрокидывая голову и прогибая позвоночник. Как обычно, без экстремизма, не изо всех сил, а то дело может и радикулитом кончиться. Теперь пробуем плавно наклоняться вперед. Голова не падает? Оказывается, ее держат плечи своим натяжением? Отлично, у детей так же работает.
Заниматься приходится этим по-разному, естественно. В зависимости и от возраста и от интересов ребенка.
Описываю версию, которая вам может и не подойти. Обычно годится для детей, хорошо держащих инструкцию и мотивированных на занятия уже самим фактом разворачивающегося в них сотрудничества со взрослым.
Она просто удобна.
Ребенок на коленях спиной к краю дивана. Ему на бедра одним краем опирается диванная подушка, другим своим краем опирающаяся на спинку дивана. Получается наклонная опора, на которую ребенок может лечь, повернув голову вбок. Из этого положения и делаем упражнение.
Ну а кто-то в исходном положении сидит на пятках и лежит при этом грудью у себя на бедрах. Так тоже бывает, но с шунтом я бы так делать не советовал.
А с кем-то наоборот, начинаешь движение от вертикали...

Надеюсь, понятно, что таким образом мы резко облегчаем задачу удержания позы на четвереньках. Так же, надеюсь, понятно, что
ОСВОЕНИЕ ОЧЕНЬ МНОГИХ КООРДИНАЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛОЖЕНИЕ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ СТАЛО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ, В НЕМ ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЕНО. Это общий закон: координация в одном месте формируется, а в другом используется в совершенно других целях, так что
НЕ НАДО БИТЬСЯ ЛБОМ О ТО, ЧТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

Продолжение следует...
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 20-1-08 в 23:25


Л.Зельдин (продолжение)

про растяжки и не только

Помните, кто-то там давно сказал: "Не навреди" (5 век до нашей эры, Клятва Гиппократа, цитата "Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости".
Эти слова не случайно произносится 2500 лет уже, уж очень легко получается не так.

Так уж издавна заведено, что за неуспешное лечение спрос невелик: "... сообразно... с разумением..." только человек и может, а вот действовать "...воздерживаясь от причинения всякого вреда..." обязан и безо всяких поблажек.
Так что раз вам приходится по жизни с медицинской проблематикой сталкиваться, да еще и терапией заниматься, то положено вначале подумать, каким образом можно повредить.

Так вот, начнем с того, что термин "растяжка" относится к нормальной медицинской «фене», в нем нет ничего плохого, ну слово и слово, привыкли. Проблема в том, что оно имеет такое же отношение к реальности, как и "лечение ДЦП". Пользоваться можно, конечно, только осторожно.
Естественно родители, да и не только они, очень часто понимают это символическое слово буквально. Результат соответствующий, то есть хорошо если никакой.
Сплошь и рядом -- отрицательный разной степени тяжести.

Особо настойчивые граждане умудряются и кости ломать детям и связки рвать, но это редко, а вот учинить глубокую психическую травму - это запросто, в массовом порядке. Добрые две трети активно "пролеченных" ДЦПят цепенеют только от того, что незнакомый дядя к ним подходит, а уж если руку кладет...
А весь тот объем движения, который "восстановили" такой ценой, ведь быстренько зарастает опять.
Потому что с ним ничего, кроме пребывания в пыточной камере, у ребенка ассоциироваться не может и он, естественно совершенно бессознательно, старается, чтобы о ней ничего не напоминало. Игнорирование называется.
Избегание всяческое использования этого объема движения и приводит к его закрытию по новой.

К сожалению, чем более ответственные родители или массажисты, которые обычно этим занимаются, потому как ЛФКашник у нас профессия редкая, хотя и они руку прикладывают, тем серьезнее последствия.
И психотравмой они не исчерпываются.

Неправильно проводимая разработка очень часто приводит к растяжению вовсе не того, что хотят, а того, что слабее в цепи создаваемого натяжения.
Два наиболее типичных примера: растяжение подошвенного апоневроза вместо ахиллова сухожилия и связок поясницы вместо мышц задней поверхности бедра. Результат в первом случае: хорошо если только выраженный вальгус, а во втором -- поясничный кифоз. И то и другое отыграть назад очень проблематично.

И еще один вариант осложнений называется "Ой! перетянули!" Он приводит к смещению зоны эффективного сокращения мышцы, часто с падением этой сократительной способности. Перетянутые аддукторы конечно не дают крестить ноги, но и неспособность удерживать бедра параллельно жизнь не украшает, а перетянутые ахилловы сухожилия создают синдром под названием "падающая голень" при котором не удается поддерживать прямой угол в голеностопе и о простом эквинусе остаются только приятные воспоминания.

Так что же, ничего не делать!?

Нет, конечно, делать, только помнить, что медицина - это серьезно. И берясь за терапию, а деваться вам некуда, не говорите, что "не дюж".
Сегодня очень даже распространена "облегченная" от проблем подача медицины. Спрос на нее велик.
Но мне кажется, что для того чтобы решиться лечиться или тем более лечить ребенка, надо бы поинтересоваться не только что хорошего может получиться в результате терапии, но и что плохого.
И в первую очередь думать, как бы не сделать хуже.
Ну а уж если говорят, что предлагаемая методика абсолютно безопасна, то сразу бежать, значит она заведомо неэффективна.
Все хорошие лекарства, как известно, - сильнодействующие яды.
И любые серьезные занятия тоже несут в себе некие угрозы и опасности.
Так вот их надо знать.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 21-1-08 в 23:41


Л.Зельдин (продолжение)
Как многие уже заметили, Л.М. склонен отвечать на казалось бы простые вопросы вроде: "Как сделать моего ребёнка здоровым?" не очень очевидным образом.
На понятное недоумение по этому поводу он отвечает, что не только не знает простых ответов, но и подозревает, что их нет.
Более того, уверяет, что представления родителей о том, что им надо, КАК ПРАВИЛО ошибочны.
Это -- нормально. Абилитация -- серьезное дело, требующее знаний, умений и опыта.
Практика показывает, что проходит несколько лет, прежде чем любой человек приобретает в нем приличную ориентацию, впрочем как и в любом другом.
И широкораспространенная мифология вовсе этому не способствует.
По этой причине ему приходится писать длинные преамбулы практически по каждому поводу, прежде чем пытаться отвечать на поставленные вопросы по существу.

Это не значит, что "годные, необученные" родители не могут ничего. Очень даже могут. Если сосредотачиваются на доступном и пытаются разобраться в остальном.
Это оказывается возможно, только если они стараются освоиться в теме.
А тема -- всегда не простая. И по ней нет ни справочников, ни нормальных образовательных курсов. И все еще усугубляется дистанционностью общения.

Поэтому главное -- не торопиться, не терять времени на метания, а спокойно:
1. Осваиваться с понятиями, необходимыми в этом деле.
2. С их помощью разбираться в фактологии.
3. Постепенно приходить к пониманию реального положения дел.
4. Выделять главное и второстепенное.
5. Осваивать подходы к решению важнейших задач.
6. Выстраивать нужный для этого образ жизни.
Хотя сегодня принято уговаривать родителей наших детей, что все у них должно быть как у всех, легко заметить, что для этого они должны отказаться от помощи своему ребенку и пустить все на самотек.
Мы полагаем, что скорее должно быть наоборот.
Проведенные обследования так называемой нормы показывают, что более трех четвертей детей очевидным образом нуждаются в серьезной помощи. "Здоровых нет, есть необследованные".
Образ жизни, включающий в себя помощь в развитии хотя бы собственным детям, был бы правильным для большинства семей.
Ваши дети дают вам шанс оказаться в той немногочисленной группе людей, которые считают нужным сохранять ответственность.
Уже за это можно быть им благодарными.
Да, быть "как все" не получится, но почитайте, что пишут "опытные" родители:
оказывается, их дети помогли им здорово поумнеть.
А там, глядишь, и "здоровым" научат помогать.
Во всяком случае многие наши родители им уже явно сочувствуют.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 23-1-08 в 01:09


Л.Зельдин (продолжение)

Повторение и некоторое развитие темы про ползание.

Главное держать в голове идею, что из плохого хорошее не получается. Сформировать эффективные движения вы можете только из того, что у Вашего ребенка получается хорошо.
Этого может оказаться пугающе мало, но именно из имеющихся возможностей образуются новые, никак иначе. И образуются зачастую удивительно быстро, только для этого надо создавать соответствующие условия.

Мы вовсе не против ползания, даже очень за, но без ажиотажа. Каждому овощу -- свой фрукт :)
Ползание никоим образом не решает всех проблем, являясь очень важным, но лишь одним из многих навыков. При этом само ползание требует довольно много навыков, КОТОРЫЕ ОСВАИВАЮТСЯ ТОЛЬКО ВНЕ ПОЛЗАНИЯ.

Важнейшие и малозаменимые роли ползания в развитии движения:
1. Согласование координаций плечевого, тазового пояса, корпуса и шеи.
2. Этапная наработка балансов на пути к вертикализации.
3. Первичное прошагивание пространства, очень нужное для правильного его восприятия.
4. Положение на четвереньках и соседние с ним -- важнейшие переходные положение между стоянием и партером. (Человек может спокойно ходить, только если он может спокойно упасть).
5. В процессе освоения ползания можно решить множество различных терапевтических задач.
Так что стараться его освоить надо, но как и все, с умом.

Про сползание с горки:
Я по этому поводу настоятельно рекомендую все очень внимательно пробовать на себе. Внимательно, потому что не так-то просто сопоставить возможности здорового взрослого и не здорового ребенка.

Так вот, легко заметить, что детям почти всегда не хватает для ползания:
1) опорной функции рук,
2) разгибательного напряжения в грудном отделе, необходимого для удержания головы,
3) умения переносить вес с руки на руку, что требует согласованного с руками и разгибанием торсионного напряжения.
Есть обычно и еще N проблем.
Все эти сложности, легко заметить, УВЕЛИЧИВАЮТСЯ при сползании с горки.

Задайте себе простые вопросы: Как вам легче отжиматься: в упоре руками на стол, в упоре лежа или в стойке на руках? Между какими позициями окажется упор лежа на горке головой вниз?
Быстро поймете, что хотя мячику под горку катиться легко, человеку ходить на руках - нет.
Да, существуют трудности с подтягиванием руками волокущегося по полу тела. Это не имеет практически никакого отношения собственно к проблематике ползания.
Ползание по-пластунски просто предъявляет очень высокие требования к силовым возможностям, из-за сильного разноса точек опоры.
В ползании на четвереньках вообще проблемы другие.
В положении на четвереньках очень трудно например удержать опору на одну руку при продвижении вперед, поэтому нормально дети начинают ползать вначале назад, потом крутиться на одном месте, а потом только ползут вперед, а перед всем эти многие долго и упорно качаются на коленях.
Соответственно часто нужна РАЗГРУЗКА РУК. Что легко делается например с помощью полотенца.
Горка резко нагрузку на руки увеличивает. Поняв это, легко использовать горку "в мирных целях" -- сползая с нее НОГАМИ ВПЕРЕД.
Ползание назад горка действительно облегчает.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Ola
Заслуженный участник
****




Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 23-1-08 в 10:21


... нормально дети начинают ползать вначале назад, потом крутиться на одном месте, а потом только ползут вперед, а перед всем эти многие долго и упорно качаются на коленях. ...
Уточните, пожалуйста: то есть перечисленные детские занятия это необходимый этап? Как надо относиться, когда ребёнок какой-то период качается на коленях, потом ползёт назад, потом крутится на одном месте, - надо ему помогать в этом, чтобы он скореё перешёл к следующему? Или заметив это вместо этого предлагать какие-то следующие виды движений и помогать освоить именно следующие? Что-то из этого может быть пропущено? И, например, если ребёнок ещё не ползёт и не делает ничего из перечисленного. То стоит ли показать ему, как можно качаться на коленях и стимулировать его к этому занятию? И с чего вообще начать, если смотреть на дело практически?
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
sve-pronina
Участник
**




Сообщения: 2
Зарегистрирован: 22-1-08
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 23-1-08 в 18:57


Может выложите конкретные упражнения?????Нам было бы не плохо научиться ползать:))))
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-1-08 в 02:13


Цитата:
Исходное сообщение от Ola
... нормально дети начинают ползать вначале назад, потом крутиться на одном месте, а потом только ползут вперед, а перед всем эти многие долго и упорно качаются на коленях. ...
Уточните, пожалуйста: то есть перечисленные детские занятия это необходимый этап? Как надо относиться, когда ребёнок какой-то период качается на коленях, потом ползёт назад, потом крутится на одном месте, - надо ему помогать в этом, чтобы он скореё перешёл к следующему? Или заметив это вместо этого предлагать какие-то следующие виды движений и помогать освоить именно следующие? Что-то из этого может быть пропущено? И, например, если ребёнок ещё не ползёт и не делает ничего из перечисленного. То стоит ли показать ему, как можно качаться на коленях и стимулировать его к этому занятию? И с чего вообще начать, если смотреть на дело практически?


Л.Зельдин:
Как я уже докладывал :))) , ребенок никому ничего не должен, умеет обходиться без кажущихся нам необходимыми этапов, в очередной раз опровергая теорию детерминированности мироздания :) , широко пропагандиремую в народных массах.
"Как надо относиться...?"
Относиться - с пониманием! Поспешность не нужна. Когда соответствующая сумма функций образуется, тогда результат и получается. Темп развития и маршрут всегда индивидуальны. Задача - обеспечить нужные условия и поддержать развитие. А любое навязывание вызывает потерю темпа развития.
Стоит ли показать ребенку, как можно что-то делать? -СтОит. Любому грудному ребенку нужны примеры движения, это самый сильный стимул.
Набор упражнений, который в принципе можно делать с маленькими детьми, невелик. Но надо помнить, что одно и то же упражнение можно использовать для решения разных задач. Проблема состоит в том, что ни упражнения, ни само развитие ребенка не являются последовательной логической цепочкой. Поэтому единственная возможность, как я уже писал, осознавать фронт развития ребенка, четко зная, что он в данный момент может и не может. Так что в любом случае надо начать с выяснения, что есть на данный момент.
Основная задача всегда состоит в определении зоны ближайшего развития.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-1-08 в 02:44


Есть замечательная книга, в которой описываются игры и упражнения для детей до года и показывается, как побуждать ребенка к движению, опираясь на его активность и то, что он уже может в данный момент. Это - книга Лизель Полински "PEKiP: игра и движение". Можно прочитать про эту и другие книги для родителей маленьких детей в статье Е.Клочковой "Научись быть мамой", опубликованной в журнале "Школьное обозрение" года полтора тому назад. Статья есть в электронной библиотеке "Особый ребенок", на которую я уже ссылалась: http://www.webcenter.ru/~scdl/, там подробно описано, чем эта книга отличается от других "детских пособий" и в чем ее ценность.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 27-1-08 в 19:00


Л.Зельдин (продолжение)

Про контрактуры

Государство, ежели на него смотреть издали, бывает всяким: смешным, страшным, даже симпатичным бывает.
Но стоит подойти поближе, как обнаруживаешь, что оно -- бумажное! Насквозь. Вся жизнь его -- в бумагах. Или в их отсутствии. По принципу: нет бумаги -- нет проблемы.
Так вот, контрактуры -- не проблема для государства.
Потому, что просто нет соответствующих бумаг -- форм в карточках в поликлиниках.
Казалось бы, чего проще: вклеили стандартный бланк, записали основной диагноз, подчеркнули в форме ожидаемые угрозы укорочений, померили углы, записали назначения и время следующей явки на контроль.
Так ведь нет этого.
Приспособления для измерения углов пятидесятых годов производства иногда валяются, но скорее как антиквариат, для украшения. Ими никто не пользуется. Без надобности они.
Потому как нет требования вести учет по развитию контрактур. Естественно не может быть проверок, и нет соответственно ответственных.
Это не только ДЦПэшные страдания. Все травматики ровно в таком же положении. И дети и взрослые.
Огромная доля людей, например после переломов, обзаводится контрактурами. Просто потому, что не проводится нужный объем реабилитационных мероприятий. С которым они бы и сами справились, если бы им объяснили, зачем, что и как делать. Но никто этим не занимается.
Да, в отделении реабилитации в больнице что-то будут делать, но они просто знать не могут, что нужно, в лучшем случае имеют теоретические представления, просто потому, что разработка контрактур реальна вовсе не в те сроки, которые реабилитологам на нее отпускают. Да и отвечают больничные реабилитологи за события только в стенах клиники.
Ну а уж если люди, работающие в специализированных отделениях, лишены возможности приобрести профессиональный опыт, то и кафедры его не имеют и студентов оказывается учить некому.
Медицина очень упорное создание. То, что людям нужно, пробивается и через бетон. Люди так или иначе накапливают опыт и знания по разработке контрактур. Но много травы на бетоне не растет. Так что шансы встретить грамотного профессионала не велики. Он таковым может на сегодня стать не благодаря, а только вопреки сложившейся медицинской практике. Получается это не часто.

И еще немного невеселого.

Контрактуры у ДЦПят, как правило, вовсе не врожденные.

КОНТРАКТУРЫ, КАК ПРАВИЛО, ОБРАЗУЮТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕПРАВИЛЬНОГО УХОДА И ЗАНЯТИЙ.

Недопущение длительного пребывания ребенка в угрожающих деформациями положениях -- главный инструмент борьбы с образованием контрактур.
Лечение положением называется.
За долгие годы так и не могу понять, почему я должен уговаривать родителей этим заниматься.
Приходится проводить прямо-таки агиткомпании с раздачей слонов и плясками на канате, чтобы люди признавали простейшие вещи, вроде того, что ноги у ребенка, сидящего на стуле, не должны висеть в воздухе.

БЕЗ НЕОБХОДИМЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ОЧЕНЬ ЧАСТО ОБРАЗОВАНИЕ КОНТРАКТУР НЕИЗБЕЖНО.
Во многих случаях даже на фоне энергичной разработки.

Есть множество причин, вызывающих образование контрактур, но обычно это:
-- не использование объема движения в суставе,
-- мышечная дистония,
-- неправильное положение.
Хотя каждая из этих причин вполне самостоятельна, в реальности они очень дружат и действуют обычно вместе.

Осознаются конкретные причины образования контрактур часто очень трудно, бывает, что только после приложения длительных усилий люди приобретают ориентацию в проблеме.
Но секрет очень простой: нужно последовательно уяснять, что такое хорошо и что такое плохо, и за хорошее -- бороться.
Не требованиями к ребенку вроде ходового: "Держи спину!"
В первую очередь созданием условий, в которых эта спина -- прямая.
Только попытавшись их обеспечить, можно понять, что не позволяет ребенку держаться прямо и как помочь ему этому научиться.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 28-1-08 в 02:50


Ответ Л.Зельдина на вопрос про рефлекс фехтовальщика (поворот головы вправо вызывает выпрямление правой руки и влево - аналогично. Причем рука выпрямляется основательно - не согнуть. Можно ли и нужно ли с этим
что-то делать? )

Это дело конечно серьезное, но обычно вовсе не безнадежное.

Если присмотреться к этому рефлексу, то можно заметить, что он связан не только с торсией, но и с разгибанием.

Поэтому основная линия поведения следующая: создаем некоторое напряжение сгибания корпуса, а на его фоне, может быть вначале пассивно, поворачиваем голову. Руки при этом нагружаем тоже симметрично, обычно сгибанием, то есть тянем их на себя.
В такой ситуации рефлекса обычно нет.

Ну а дальше понятно: крутим головой все активнее, вплоть до преодоления сопротивления повороту, а сгибаемся все меньше. На некотором этапе и активные руки присоединяем, например держим ими палку.

Учтите при этом, что часто бывает так, что собственно рефлекс может быть давно погас, но сохраняется его поведенческий "отпечаток". Ребенок длительное время вынужденно, на безусловном рефлексе, выставлял руку. Естественно формируется поверх и условный рефлекс. Но нам в общем все равно пока.

Для того, чтобы получить эффективное глобальное напряжение сгибания, бывает надо предварительно пассивно растянуть разгибатели.

Практически в этих случаях обычно просто сворачиваем ребенка в "полуэмбрион", отличающийся от "эмбриона" только тем, что лицо не утыкается в колени. Удерживать его в этом положении можно разными способами, зависит от ... . Если голову держит, то, придерживая за скрещенные или охватывающие колени или бедра ручки, несколько наклоняем назад от положения сидя.

Если не держит (но нет противопоказаний типа шунта, при котором напряженно сгибать голову точно не стоит) используем эту ситуацию заодно и для освоения контроля головы.

Для этого ставим на плечи почти попой вверх, устанавливаем зрительный контакт, после чего чуть перекатываем на спину. (Естественно не стоит это делать, если у ребенка повышенное внутричерепное давление или просто плохая вегетатика и у него в этом упражнении краснеет лицо или наоборот, проступают вены). Из-за этого перекатывания шея начинает разгибаться, а голова откатываться назад. Ребенок естественно пытается сохранить зрительный контакт.

Очень аккуратно. Нормально такая игра не вызывает у детей никакого дискомфорта, но всякое бывает.

Активно общайтесь с ребенком и смотрите: при перекатывании на спину должна проявиться ямка над грудиной, это напряглись грудинно-ключично-сосцевидные мышцы, это попытка согнуть шею в попытке сохранить зрительный контакт. Может быть только чуть-чуть, на секунду. Запуск такого напряжения самое сложное, дальше -- проще.
Бывает его удается получить только при накатывании через бок. Бывает необходимо достаточно сильно вытянуть плечевые суставы вверх-вперед, чтобы как следует растянуть нижнюю порцию трапециевидной мышцы. Даже такое, первично секундное напряжение часто успешно развивается вплоть до хорошего контроля головы. Главное его не перегружать, оно должно быть эффективным. Нельзя делать так, чтобы ребенок ронял голову и даже терял направление взгляда. Вы должны раньше помочь ему голову положить. Нагрузка в таких упражнениях не должна превышать половинной от максимально доступной. "Успешность превыше всего".

Бывают случаи, когда достаточно построить такой "полуэмбрион" для недержащего голову ребенка на диване так, чтобы голову поддерживала спинка дивана.

Поворачивать ребенку голову в одиночку в таком упражнении не очень просто, ведь одной рукой его удается делать только с грудниками, но можно: несколько смещаем тело вбок и за счет этого голова несколько перекатывается, хотя поначалу лучше, чтобы кто-нибудь помогал.
В легких случаях бывает достаточно договориться, чтобы ребенок просто подержал на весу ноги, и обхватил себя руками, чтобы голова стала свободно поворачиваться.

Естественно я не могу угадать вашу конкретику, но надеюсь, даже если я не попал, Вы сможете на основе вышесказанного сконструировать подходящее именно вам упражнение. Главная идея -- опорное сгибательное напряжение.

Например, если у вас шунт и не стоит форсировать нагрузки на шею, а голова не держится, то можно начать с другого конца, буквально, с ног.

Если ребенок еще "ручной", то есть вы можете держать его на руках, то можно попробовать следующую "технологию":

Берем человека за бока, точнее за таз спиной к себе. Голову кладем себе на плечо, таз приподнимаем достаточно высоко, так, чтобы спина несколько согнулась и согнутые ноги оказались над животом. Теперь чуть опускаем таз или разгибаем спину или и то и другое. Ноги при этом разогнутся и "упадут". (Как обычно не у всех и не всегда) и потянут за собой таз. Но таз в Ваших надежных руках! Не даете пояснице разогнуться. Получается, что передняя поверхность бедер растянется до предела и довольно резко. (Тоже не всем можно). А Вы тут же закиньте эти ноги назад. И еще раз ... . И еще ... .
Не до потери пульса конечно, ни у Вас ни у ребенка. Такого развлечения (а это должно быть именно развлечением, крайне желательно для успеха дела, чтобы ребенок при этом хохотал) обычно достаточно, чтобы запустить сквозную сгибательную синергию, если ее нет или она слабая. (Смех тоже требует напряжения живота, как я думаю, Вы знаете по собственному опыту).
Ваша задача состоит в том, чтобы ребенок выбрасывал и подтягивал ноги все более произвольно и, одновременно, все сильнее и синхроннее напрягал живот, к которому с некоторого момента присоединяется и шея.
Вы это почувствуете, как некоторое облегчение головы в соответствующие моменты.

Постепенно вы сможете смещать руки к пояснице, ребенок должен сам справляться с удержанием полного сгибания при опоре только на поясницу, ведь правда? По мере роста доступного сгибательного тонуса и с контролем головы будет проще. Как ни странно, очень часто она падает вперед именно из-за дефицита сгибательного тонуса.

Естественно в некоторых случаях оказывается достаточно просто устроить ребенка полусидя, как следует "обтянуть" ему руки, стараясь обнять ими его собственные плечи и создав этим сильное симметричное натяжение трапеции, препятствующее проникновению торсионных напряжений из шеи в корпус, как голова начинает спокойно поворачиваться, но как обычно, не у всех и не всегда. Во всяком случае без симметричного напряжения живота не обойтись довольно часто... .

Не забудьте, что полученные результаты надо еще превратить в функциональные. Ведь ребенок всю свою маленькую жизнь для того чтобы посмотреть в бок, должен был выпрямить соответствующую руку. Он привык, для него это вполне естественно, поэтому некоторое время в упражнении может быть все хорошо, а "на воле", к отчаянию родителей, все по-прежнему. Это -- нормально и просто означает, что в ваших занятиях ребенок пока недостаточно активен и произволен.

Да, вспомнил еще один смешной прием: Берем ребенка на руки и заинтересовываем его чем-то достойным внимания впереди. После чего сами немного и плавно поворачиваемся вокруг оси. То в одну сторону, то в другую, раз от разу увеличивая угол поворота. Этого бывает достаточно, чтобы справиться с проблемой
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 29-1-08 в 00:40


Раз уж мы отвлеклись от контрактур, продвинемся еще немного с ползанием, а потом продолжим про контрактуры. Итак,

Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Ползание – не высшая математика. Почему же так часто оказывается совсем не просто научить ползать ребенка?
Именно потому, что умеющим – просто, они не понимают в чем проблема и не учат, а пытаются уговорить ребенка это делать.
Такая проблема с обучением любому движению. Уметь делать и уметь учить – очень разные вещи. Для того чтобы научить нужно предварительно понять, что нужно обучающемуся уметь для решения задачи.
Все учились в школе, но почему-то большинство родителей, когда встает задача обучения движению собственного ребенка, напрочь забывают, что для того, чтобы учиться решать задачки по химии, нужно и писать уметь, и с арифметикой разобраться. Так что подобраться к этим задачкам можно только ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО освоив решение ряда совсем других.

С ползанием ровно такая же ситуация. Постоянно слышишь одно и то же: нам сказали, что надо научиться ползать, мы старательно пытаемся уже N месяцев/лет ползать, а у нас не получается.

По неизвестной мне причине люди, захотев, чтобы в доме появился батон хлеба, собираются в магазин, берут с собой деньги и сумку и даже ботинки надевают, а вот ползание должно взяться ниоткуда само по себе, по щучьему велению.

Это не значит, что человек, выдающий такое ценное указание, сам не умеет учить ползать, зачастую очень даже умеет, но как ни странно, часто искренне удивляется, почему у других не получается. Потому, что он уже забыл, что это не просто.
Так что и здесь, как и в любом новом деле, надо спокойно идти первый раз в первый класс. Только придется быть не только учеником, но и учителем самому себе. Как? Секрет известный. Надо научиться задавать себе простые вопросы, на которые вы можете найти ответы.
Оказывается, что нащупать эти вопросы не просто, особенно поначалу. Но нет другого пути.
Потому как даже самым лучшим образом описанные совершенно правильные упражнения вам совершенно точно не подойдут.
Просто потому, что это абстракция, а решение проблем всегда конкретно.
Единственный шанс с ними справиться – в них разобраться.
Так что все, что здесь пишется – вовсе не руководство к действию, а лишь попытка помочь вам разобраться, что и зачем вам нужно НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ.

Итак, попробуем позадавать себе вопросы про ползание.
Конечно, первым будет вопрос: "Почему мой ребенок не ползает?"
Попробуем подумать и ответить.
Может оказаться верным например такой ответ: ему не нравится. Или такой: ему не нужно, он не чувствует потребности. Или: просто не хочет. Тогда вам придется задать себе следующий вопрос: Почему? Но мы оставим эту ветку в стороне. "Мы пойдем другим путем", хотя и не ленинским ))

Понаблюдаем за ребенком и заметим, что если он пытается опираться на руки, то, например, падает голова, или если он поднимает голову, то руки "улетают".

Посмотрим, что при этом делают его ноги. Может быть, они не вовремя выпрямляются или наоборот, поджимаются не сами по себе, а в зависимости от шейных напряжений? Может быть, эти связанные с движениями головы реакции просто запрещают, делают невозможными нужные для ползания движения и напряжения?

Примерно такие вопросы придется вам себе задать. И затем спросить себя: что с этим делать?

Но и этим путем мы тоже не пойдем, а попробуем задать себе другой вопрос: "Что совершенно необходимо, чтобы ползти?" Подумаем и ответим: наверно, нужно уметь опираться на руки?
Да, но пятерку за такой ответ себе ставить не рекомендую. Потому что этого мало, ведь нужно еще уметь эти руки переставлять, правда?
И этого тоже мало, нужно ведь уметь руками, стоящими на опоре, тянуть и отталкиваться. И это тоже будет только часть ответа, потому, что про ноги мы не вспомнили. И про тело тоже. И про голову. Но троечку точно заработали, потому как человек может ведь ползать только на руках, без помощи ног.

Более того, скажу вам по секрету, что совершенно нормально, когда ребенок научается вначале только этому варианту, так делает большинство детей, осваивая небольшое перемещение, начиная с вращения "вокруг пупка" на руках, а потом только присоединяя ноги. Которые, правда, при этом не ждут смиренно, когда их позовут, а отдельно осваивают свою часть программы. Это часто очень короткий эпизод, но очень важный.

Используйте любую возможность, чтобы понаблюдать за развитием детей. Позволяет многое понять.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
********




Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме


[*] размещено 30-1-08 в 00:43


Л.Зельдин (продолжение про ползание)

Итак - опора на руки. Опять же, как и с ползанием, надо все начинать с начала, с простых вопросов, решив прежде всего, какая опора нас интересует: на локти или на кисти, они ведь сильно разные. Пусть на кисти.
Не плохо будет задать себе такой первый вопрос: "А что я называю опорой на руки?"
Первый ответ: "Это значит, что человек лежит на животе, а верхняя часть тела приподнята и опирается на руки".
Уже неплохо. Можно заметить, что голова на весу, а руки направлены более-менее вперед относительно тела, и ... опираются. Мда, веревка - вервие такое ... .
Придется задать себе еще один, вспомогательный вопрос: "А что значит: руки опираются?"
И ответить. Примерно так: "Очевидно, это значит, что руки жестко разогнуты в локтевых суставах, упираясь "одним концом" в поверхность, а другим в плечи".
Отлично, мы внезапно обнаружили еще некоторую отдельность, называемую обычно плечевой пояс. С ним надо немножко разобраться. В этом нам незаменимую помощь окажут "опыты на живых людях", прежде всего на себе.
Попробуем исследовать, как ведет себя этот "плечевой пояс".

Поэкспериментируем.
Встанем перед столом и, надавливая на него прямыми руками вниз, попробуем немного сгибаться-разгибаться. Обнаруживаем, что вертикальное давление на стол помогает разгибать тело и мешает сгибать. Хорошо.
Теперь попробуем толкать наш стол вперед, горизонтально. Обнаруживаем, что такая опора на руки помогает сгибать тело, но мешает разгибать.
Отлично.
Теперь оставим тело неподвижным и попробуем, упираясь руками, позволять им смещать плечевой пояс. Обнаруживаем, что вертикальное давление отодвигает плечевой пояс вверх-назад, и ЗА НИМ НАЗАД ПЫТАЕТСЯ СЛЕДОВАТЬ ГОЛОВА.
С горизонтальным давлением хитрее: оно может и стягивать плечевой пояс вниз-вперед, и опять ЗА НИМ ПЫТАЕТСЯ СЛЕДОВАТЬ ГОЛОВА, и назад, ГОЛОВА ОПЯТЬ СЛЕДУЕТ, а зависит это от предшествующей давлению постановке плеч: если их заранее приподнять, то они с появлением давления готовы двигаться вверх-назад, а если опустить, то вниз-назад.
Да, но мы попробовали только горизонтальное давление вперед. Никто не мешает попробовать горизонтальное давление назад. Плечи при этом пойдут вниз-назад, а ГОЛОВА – НАЗАД.
Ура!
Мы обнаружили, почему руки "улетают". У некоторых детей вверх, у некоторых вниз. Они просто помогают держать голову! И почему дети голову роняют, это – руки виноваты, которые тянут ее за собой!
И все это – никакая не патология. Любой ребенок, осваивая положение лежа на животе с поднятой головой, проходит через этапы с "летающими" руками и "падающей" головой. И вашему надо пройти.

Далее следует:

Что надо уметь, чтобы не было этих эффектов связности рук и головы, т.е. чему надо научить ребенка, прежде чем осваивать опору на руки.
Просмотреть профиль пользователя Просмотреть все сообщения этого пользователя
 Страницы:  1    3  4

  Наверх

Powered by XMB
XMB Forum Software © 2001-2017 Группа XMB
Сопровождение форума: Центр лечебной педагогики