Страницы:
1
2 |
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Рисование для детей с ДЦП - помогите советом!
Здравствуйте!Девочки, я волонтер, веду занятия рисованием и лепкой с детками с
диагнозом ДЦП.Недавно у нас создана новая группа для детей 4-7 лет.Детки не сидят
самостоятельно, а у нас нет спец.орт.мебели, они занимаются сидя на руках у
родителей!!!Мелкая и крупная моторика не развиты совсем, почти у всех
гиперкинезы.Все занятия проходят по принципу чужой руки.Иногда кажется, что дети
выключены из процесса.Но даже не в этом проблема.Я боюсь, что эти занятия могут
навредить детям.Я не дефектолог, не врач.Врач-реабилитолог, которая нас курирует
ничего определенного по-поводу того, что можно-нельзя не говорит.Я почитала
спец.литературу и запаниковала - я уже ни в чем не уверена.То, что мне казалось
правильным и полезным теперь кажется потенциально опасным для детей.Я боюсь, что
те достижения, которых с огромным трудом достигли родители и дети , могут быть под
угрозой из -за того, что дети не так сидят или из-за того, что наши занятия
предполагают напряжения мышц, которые ребенку не нужно бы напрягать, увеличиться
спастика или гиперкинезы.Мне стыдно за этот страх, но я не знаю куда обратиться за
помощью.В нашем ОУ эти вопросы почему-то никого не волнуют.Буду очень
признательна за любую информацию.
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Училка, это потрясающе, что Вы задались таким вопросом! Будем надеяться,
что консультанты откликнутся, во всяком случае желаю Вам найти информацию по этой
проблеме. Но пока что Вы уж по крайней мере не должны так переживать: эти детки, про
которых Вы беспокоитесь, столько всего имеют в жизни, столько разных ситуаций,
поз, возможно даже и занятий, которые им не полезны, что предполагаемый Вами
дополнительный вред думаю никак не превышает конкретную пользу от общения и
причастности к общей творческой работе. Все бы волонтёры, а особенно даже
специалисты о таком переживали - вот было бы хорошо. Желаю Вам удачи!
|
|
Галина
Заслуженный участник
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 9-11-06
Пользователя нет на форуме
Настроение: :)
|
|
Отсканировала немного из книги Юрия Красного "Арт-всегда терапия". Эту книгу я
покупала в озоне.
Рамки u фОны. Облегчающие работу приспособления: резиновые трубки. «мышки» и пр.
На каких форматах рисуют обычно дети? Как правило, им покупают школьные альбомы
для рисования, формат бумаги - А5. Кисть ребенка лежит на таком листе, «переползая»
С одного места на другое. Два сустава из трех - локтевой и плечевой - практически
бездействуют, а значит, не развиваются.
Своим ученикам, и здоровым, и со специальными потребностями, я стараюсь как можно
чаще предоставлять возможность работать «от плеча», на больших форматах. Тут
годятся и листы ватмана, закрепленные на стене или мольберте, и расстеленные на
полу обои. При индивидуальной же работе, особенно с «колясочными» детьми, лучше
всего подходит планшетный размер бумаги А3.
Описывая занятие с Витой Канаровской, я уже касался вопроса об освоении всей
плоскости листа. После «узнавания» на рисунке того или иного персонажа такое
освоение легко мотивировать:
-Боюсь, что твоей собаке будет холодно, - ведь сейчас зима.
Давай построим для нее будку! (Для строительства ребенку придется провести четыре
линии по краям рисунка, каждый раз меняя направление руки).
-у тебя на рисунке вышла такая симпатичная девочка! Не хочешь ли подарить ей
много-много воздушных шариков? Вот она обрадуется! (Заполняем лист кружками, от
каждого нужно протянуть ниточку к девочкиной руке).
-Корабль мы нарисовали, а вот воды под ним нет! Куда же он поплывет-то без воды?
(Рисуем волны, каждый раз обязательно касаясь и левого, и правого края бумаги).
За всеми подобными сюжетами прячется одна из терапевтических задач: научится
отводить притянутую к туловищу руку как можно дальше; освоить движения справа
налево и слева направо,
или по диагонали; выполнять мелкие круговые движения, держа руку на весу, - и пр., и
пр. Освоив такие движения, дети уже легче справляются с более трудоемкими
задачами: закрасить фигурку, не сильно выходя за ее контуры, или, скажем, плотно
наштриховать синее небо.
Многим детям с церебральным параличом очень трудно удерживать фломастер или
кисть в непослушных пальцах. Часто зажатый в руке инструмент располагается
параллельна листу бумаги, а изменить угол его наклона - задача для ребенка пока
непосильная. Существуют различные ортопедические приспособления, чтобы
зафиксировать положение всей руки или только кисти. Использовать их нужно умело и
дозировано, чтобы со временем рука ребенка смогла заработать самостоятельно.
Приспособления, к помощи которых я изредка прибегаю, направлены не на
«усовершенствование» руки, а на трансформацию самого инструмента. Так, воткнув
торец фломастера в короткую резиновую трубку, можно расширить число вариантов
захвата его рукой. Трубка подлиней позволит закрепить инструмент на запястье,
чтобы для его удержания требовалось меньшее усилие пальцев.
Хорошо показало себя такое устройство: на одном из концов толстой резиновой
трубки, примерно в сантиметре от края, я сделал две продольные прорези, одну над
другой. Воткнутый в них фломастер расположился перпендикулярно трубке, так, что
его рабочий конец едва выглядывал из нижней прорези. Рисуя, ребенок сжимал
пальцами только трубку; при этом вертикальное положение фломастера
обеспечивалось автоматически, а угол его наклона по отношению к бумаге можно было
регулировать, вращая трубку в руке ребенка.
Еще одним удачным приспособлением можно считать ~<фломастерную мышку» (по
аналогии с «мышкой» компьютерной). Роль «мышки» может играть любая гладкая снизу
пластинка, хорошо помещающаяся в ладонь. Это может быть брусок дерева, или плотный
пенопласт, или фрагмент игрушки, подобранный в детском уголке.
Перпендикулярно к «мышке» крепится широкий фломастер (или мелок, или стержень
жирового карандаша), подобно тому, как мы поступали с резиновой трубкой.
Вся «соль» заключается в том, что ребенок охватывает «мышку» раскрытой ладонью, и
движения его рисующей руки сводятся к скольжению по поверхности листа. Для многих
форм ДЦП выпрямление пальцев и «раскрытие» ладони ребенка - важнейшее условие его
реабилитации. У меня в записных книжках стоит немало восклицательных знаков,
отмечающих успешную работу с «мышкой» самых сложных детей.
Приспособлений, подобных описанным выше, можно придумать множество. Иногда я,
например, соединяю фломастеры попарно, рисующими концами в противоположные
стороны; или надеваю трубки-«патроны» С рисующими поролоновыми стерженьками на
детские пальцы; или собираю из нескольких фломастеров рисующего «ежика».
Каждый педагог сможет отыскать свои варианты таких приспособлений. Все они
хорошо помогают на первых этапах работы с ребенком, пока у нас устанавливается
контакт и взаимопонимание. В дальнейшем я стараюсь избегать любых искусственных
устройств, поскольку убедился: увлеченный ребенок, как правило, способен
расслабиться в достаточной мере, чтобы удержать инструмент в руке.
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Мне тоже сразу пришла в голову книга Ю.Красного, только вот не помню, есть ли там
что-то про позиционирование. Посмотрю. В любом случае, книга замечательная, стоит
купить.
Вопрос двигательным специалистам обязательно зададим.
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Спасибо!Книга Красного у меня есть, правда частично только отсканирована.Сейчас у
нас освоено пока три техники- пальчиковые краски, растирание мела(трем его на
терке, некоторые детки сами и им нравится этот процесс) и рисование губками, сверху которых прикреплены пробковые
ручки(стыдно признаться - это натуральные пробки от шампанского, очень уж они
удачно ложаться в детскую руку(Это мое НОУ-ХАУ)йй2.Ну и штампы, конечно.Очень хочу попробовать рисовать малярными валиками и
крупными кистями на стенах.Т.к. детям иногда трудно заметить мелкие следы своей
изодеятельности на листе.По поводу рабочих поз ничего, к сожалению, в книге не
нашла, во всяком случае в той части, которая есть у меня.Девочки, вот день наступил
и страх отпустил.Просто нужно больше работать и искать информацию.Но что делать
со спец.мебелью?Не представляю.Старшие занимаются в колясках, а малышам слишком
столы велики.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Училка
Здравствуйте!Девочки, я волонтер, веду занятия рисованием и лепкой с детками с
диагнозом ДЦП.Недавно у нас создана новая группа для детей 4-7 лет...
...Буду очень признательна за любую информацию. |
Мы спросили об этом Л.М.Зельдина, помещаем ответ, подготовленный на основе его
соображений.
Вам надо ответить себе на несколько вопросов, чтобы нащупать почву под ногами.
1. Как часто вы занимаетесь?
2. Сколько времени продолжается одно занятие?
3. Как долго вы собираетесь заниматься? (Месяц, год, два...?)
Только исходя из временнЫх ограничений Вы сможете ставить перед собой какие-то
цели и задачи.
4. Обучены ли мамы технике обеспечения правильных положений?
Если нет, то важнее всего заниматься именно этим (и это гораздо эффективнее делать
в группе).
Ваше волнение очень правильно, ведь ДЦП-енок не только нарабатывает деформации в
неправильных положениях, но и очень быстро утомляется, не может сохранять
внимание, неэффективно двигается.
Но готовой ортопедической мебели, обеспечивающей адекватную поддержку при ДЦП,
практически нет, хотя это категорически необходимо. Ее нет не только у вас, но и в
большинстве учреждений, т.к. универсальные системы, которые упорно выпускает
промышленность, черезвычайно дороги, громоздки и непрактичны.
Проблема в том, что общими словами в этом деле не отделаешься: часто нужны очень
разные решения, универсальных решений нет, и при этом с "подгонкой по месту". Хотя
при наличии понимающего человека практически всегда достаточно эффективными
могут быть конструкции из трех палочек и пары фанерок. Литературы по этой теме
практически нет.
Выход только в опоре на квалифицированного специалиста и "умелые руки", к нему
приделанные.
К сожалению, не часто встречаются люди способные грамотно выстраивать "рабочее
место" для ДЦП-енка. Задача оказывается на перекрестке профессий: нужно видеть и
ортопедические аспекты, и неврологические, и кинезиологические, и
педагогические.
Теперь по поводу собственно Ваших занятий. Забудьте про "обычные" технологии.
Попробуйте в первую очередь оценить возможности и интересы каждого ребенка и уже
исходя из них выбирайте, чем и как с ним заниматься.
Например, одного ребенка можно положить на спину и дать ему возможность
раскрашивать маме лицо, другого можно посадить верхом на валик, за его спиной
пристроить маму, а впереди на стульчике фанерку с пластом глины, на котором можно
чем-то что-то выдавливать, а кто-то может делать красивый коврик, наклеивая
комочки мятой папиросной бумаги на смазанный клеем лист.
Ну а совсем ничего не умеющему ребёнку можно очень красиво разрисовывать руки
фломастерами, так что он сможет унести домой это произведение.
В общем, при желании каждому можно найти подходящую технологию, да такую, что
произведение и на выставку пойдет. Только надо приноровиться.
Не бойтесь неудач. Детям ведь должно быть интересно само занятие, а удачный
результат это скорее дополнительный приз, который, конечно, очень приятно будет
показать дома папе или бабушке.
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Спасибо большое!Просто огромное!Можно я еще поэксплуатирую Вашу доброту?Хочу
спросить про критерии, которыми можно руководствоваться при выборе позы и
техники.Если это спастическая форма - снижение спастики при выборе определенной
позы является таким критерием?Отсутствие или снижение тремора при
атонической?Снижение частоты гиперкинезов?Можно спросить родителей об этом, ведь
я детей еще мало наблюдаю и мне не очевидны изменения в их состоянии?Как и что
именно спросить?Еще хотела спросить про тетр.При гиперкинетических формах можно
ли проводить театральные занятия(тетр на столе и кукольный ширмовый) при
локальном освещении, т.е., когда освещена только тетральная площадочка.Это
поможет деткам или наоборот осложнит восприятие?Есть ли смысл устроить
"Песочницу" из круп?Можно ли перед занятием делать контрастные ванночки для рук
или нет в этом смысла?Извините, вопросов много.С пониманием отнесусь, если не
ответите.
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Занятия идут два часа один раз в неделю, они включают занятия на мелкую моторику с
малышовыми игрушками, рисование, лепку, качание на мячах, релакс-комнату.Надеюсь,
что заниматься будем долго
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
И ещё немного от Л.М.
> Училка
> **
> написано 11-2-08 в 22:16
> Спасибо большое! Просто огромное! Можно я еще поэксплуатирую Вашу доброту?
Эксплуатируйте, эксплуатируйте. Мы, собственно, сами подставляемся
> Хочу спросить про критерии, которыми можно руководствоваться при выборе
> позы и техники. Если это спастическая форма - снижение спастики при выборе
> определенной позы является таким критерием? Отсутствие или снижение тремора
> при атонической? Снижение частоты гиперкинезов? Можно спросить родителей об
> этом, ведь я детей еще мало наблюдаю и мне не очевидны изменения в их
> состоянии? Как и что именно спросить?
Критерии простые: уменьшение или исчезновение всех проявлений патологии. В
идеале детей надо научить компенсироваться так, чтобы они были неотличимы от
здоровых в статике.
Я бы Вам предложил обговорить этот вопрос с родителями, выделить некое время и
заняться взаимным обучением.
Технология может быть такая. Берете одного ребенка, самая "способная" мама
организует ему позу, остальные смотрят и обсуждают. Набираете некоторую сумму
впечатлений, критериев и соображений. Следующая мама пристраивает этого же
ребенка. Другие смотрят, что у нее получается, и помогают, не упуская из вида и
переходные положения. Очень важен именно опыт, приобретаемый не со своим
ребенком. Возьмите фотоаппарат и видеокамеру и снимайте, чередуясь и в этой роли.
Это очень полезно для понимания происходящего. Если прямо так не получается,
например, из-за отсутствия "лишних рук", то попробуйте высвобождать временно хоть
одного человека, который сможет присматриваться к каждому ребенку и помогать
поддерживающему его человеку найти решение проблем, обучаясь при этом и сам.
Важнейшие критерии просты: правильное положение позвоночника относительно таза,
прямая шея, положение плечевого пояса. Ребенок не должен "висеть". Ноги должны быть
не в патологическом положении, очень желательно на что-то поставленные. Позы
должны варьироваться. Мы с Вами в одном даже самом лучшем положении долго тоже на
продержимся. Надеюсь, условия вам позволяют располагаться и на полу. Используйте
полулежачие положения. По мере проработки темы и вы и родители поймете, чего вам
не хватает. Бывают нужны всякого рода подушки, валики, коробки. И ищите человека со
столярными талантами. Имейте в виду, что для большинства ваших детей могут
оказаться очень проблемными занятия на горизонтальной поверхности. Старайтесь
оценить и использовать имеющиеся рабочие зоны, в которых ребенок наиболее
успешен и мотивирован. Если возможно, поддерживайте общий сюжет, в рамках
которого дети делают очень простые действия, но приводящие к грандиозной
успешности. Можно, например, налить на большой лист немного краски и развозить ее
рукой, а потом сверху вы положите маленький кораблик, или уточку. Все это в рамках
продолжающейся истории, желательно переходящей из занятия в занятие в виде
"сериала". Очень важны общие занятия, в которых дети видят, как другие делают то же
самое, но нужны и индивидуально подобранные. На все это можно тратить буквально по
пять минут "на ходу", главное задачу держать.
> Еще хотела спросить про тетр.
> При гиперкинетических формах можно ли проводить театральные занятия
> (театр на столе и кукольный ширмовый) при локальном освещении, т.е.,
> когда освещена только тетральная площадочка.Это поможет деткам или
> наоборот осложнит восприятие?
Крайне желательно. Только продумывайте спектакль и на сенсорном уровне. Для этого
забудьте, что вы понимаете речь, следите за сюжетом. Спектакль должен оперировать
в первую очередь освещенностью, цветом, очень выраженными интонациями, яркими
тембрами, ритмами.
> Есть ли смысл устроить "Песочницу" из круп?
Самой практичной пока является фасоль. В идеале ящик бы завести примерно метр на
метр на пол метра с парой мешков этой самой фасоли ... .
А программа минимум: высокие банки с насыпаной в них всякой всячиной, в которые
можно засовывать детские руки по локоть. Только смотрите внимательно, чтобы края
были травмобезопасные.
> Можно ли перед занятием делать контрастные ванночки для рук или нет в
> этом смысла?
Этими играми лучше дома заниматься, а на занятии, конечно, можно выстроить игры на
сенсорную активацию в виде ритуала с речевками и поочередными или одновременными
интенсивными тактильностями. Желательно не забывать при этом про важность
глубокой чувствительности, сдавлений, натяжений и про медленность многих реакций
у ваших детей. Следите за "включенностью".
Например, вы можете завести стаю голодных домовых в виде рабочих рукавиц, которые
пока не наедятся детскими ручками, не дают ни красок, ни глины.
> Извините, вопросов много. С пониманием отнесусь, если не ответите.
Извините, на этот раз не получилось
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
СПАСИБО!!!!!!!!За информацию и идеи.Только
вопросы- они как снежный ком. Особенно после того, как почитала Л.М.Получается, что, если наш деть сам начал
брать мелки, т.е. развивается захват, которого раньше не было, но при этом
возникает патологическое напряжение и неправильные позы - нужно искать срочно
другое положение для ребенка?А мы просто глупо радуемсяВот цитата Л,М,, я ее себе выписала Иначе результатом
оказывается только видимость успеха. За которой прячется ухудшение
прогноза..Вот я и думаю - имею ли я право этим заниматься?
Нашла на форуме много полезной информации про деток со спастическими парезами , а
какие особенности при атонических формах ?Не посоветуете до кучи на что делать акцент в работе с таким
детенком?И почитать что-нибудь посоветуйте, пожалуйста.И я от Вас отстану тогда...
на некоторое время.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
И ещё комментарий Л.М.
> Училка
> **
> написано 12-2-08 в 09:48
> Занятия идут два часа один раз в неделю, они включают занятия на
> мелкую моторику с малышовыми игрушками, рисование, лепку, качание
> на мячах, релакс-комнату. Надеюсь, что заниматься будем долго
Вот и отлично!
Мы забыли спросить: сколько детей и сколько "свободных рук"? (Пока что мы исходим из
представления, что все дети "ручные". Если кого можно оставить на несколько минут
одного, то это уже дает "полусвободные руки".
При такой красивой жизни можно следующим образом распределить задачи:
1. Набирать под каждого ребенка наборы удобных положений, оценивать разумное
время пребывания в каждом, строить технику перехода в другое, способы
варьирования позы в каждом из них, подбирать и осваивать техники перемещения с
места на место. Это, как ни печально, вопросы, которым обычно меньше всего уделяют
внимания, но очень значительно определяющие будущее ребенка. При этом они вовсе
не катастрофически сложные, просто требуют проработки.
2. Обеспечивать ориентированность, мотивированность, дозированность нагрузок,
адекватную для каждого ребенка.
3. Выносить к детям домой как можно большую часть ваших процессов не только в виде
готовых результатов и не только собственных, но и других детей, но именно в виде
деятельностей в виде подготовки к занятиям и "доделок". Это необходимо просто для
усвоения получаемых навыков.
Извините, немножко поругаюсь, воспользовавшись поводом.
Всех уговариваю успокоиться по поводу "мелкой моторики". Это просто мантра вроде
"развитОго социализма". Родилась в пятидесятые годы, когда пара авторитетных
товарищей решила найти причину, почему дети стали так плохо писать в начальной
школе. Естественно, нашли. Естественно, дети оказались виноваты, а не методисты и
их методики занятий. Это все было всерьез, целая книжка сделана, в которой,
например, утверждалось, что одна из причин плохой "мелкой моторики" это незрелость
костной системы кистей у детей. Хотя что из себя представляет сам предмет
рассмотрения авторы определять не стали. Так оно и живет.
Я по этому поводу обычно запуганным везде поминаемой "мелкой моторикой" родителям
напоминаю, что годовалые дети легко поднимают крошку с пола, одним точным
движением, и предлагаю сопоставить такое с собственными возможностями. До
взрослых обычно сразу доходит, что у детей получается гораздо лучше чем у них.
Конечно, очень важны занятия с руками, но только все книжки на эту тему не содержат
ничего кроме бесконечных наборов зачастую очень интересных и удачных, но
сваленных в одну кучу описаний возможных занятий. И небольшого набора магических
формул, прилагаемых к основной мантре, начиная с необоснованного энгельсовского
утверждения про труд, сделавший человека из обезьяны.
А тема действительно серьезная. Надо будет как-нибудь расписать.
4. В рамках рисования можно решать очень много задач, только обычные технологии
ДЦП-ятам обычно не подходят. Поэтому для начала поменяйте хотя бы у себя в голове
название "рисование" на "изобразительное искусство", например, и сразу появится
множество возможностей. В первую очередь это различные техники апликации.
Например, цветной пряжей или просто окрашенным папье-маше. Самая доступная обычно
-- это комочками смятой папиросной бумаги.
Для всех подобных занятий надо согласиться с тем, что они -- "грязные", и как-то с
этим научиться справляться. Мы обычно одеваем на детей старые рубашки задом
наперед и имеем под рукой запас тряпок, чтобы сразу вытирать "лишнее" и с рук, и со
стола, и с пола.
5. С лепкой аналогичная история. Собственно, до лепки далеко не все Ваши дети
вообще доберутся, а вот работать с плоским "листом" глины получается у всех.
Постарайтесь обеспечить занятия качественной, хорошо промятой глиной. Это часто
не просто. Но пластилин ее не заменяет никоим образом.
Обычно желательно наличие в глине песка, она не должна быть плохо ощутимой, как,
например, скульптурная. Очень красивые вещи получаются в виде гипсовых отливок с
рельефа, раскрашенных гуашью или акварелью. Они яркие и очень хорошо смотрятся на
стене.
Следите за доступностью всех задач. Мамы не должны лепить и рисовать вместо детей.
Эстетика получаемых вещей сильно отличается от исходно мамам знакомой, поэтому
ни под каким видом никому не отдавайте лучшие ваши произведения. Они должны быть
на стенах.
6. Качание на мячах -- занятие очень не однозначное. При ДЦП, как известно, большие
трудности и с тонусом, и с координацией, и с ориентацией. Дети во время этих
качаний, конечно, получают сильные впечатления, но очень часто уходят в патологию.
Любимое всеми расслабление на мяче, например, обычно просто срыв адаптации, так
что поосторожнее с ними.
Хорошая ориентированность, отсутствие вегетативных реакций, моторная
успешность -- простейшие признаки правильности.
7. От сенсорных комнат вообще рекомендую держаться подальше.
Попробуйте сами, например, упорно хоть пять минут смотреть на мигающую лампочку,
которыми подобные помещения густо утыканы, а еще лучше посидите там часок в
одиночку ни на что не отвлекаясь, а потом попробуйте заняться чем-то. Сразу
поймете, что Вы вовсе не отдохнули. К сожалению, все эти конструкции ничего
другого не несут, кроме сенсорной депривации (ограничение сенсорных впечатлений),
интеллектуальной депривации (недостаток стимулов, которые упражняют развитие
умственных способностей), эмоциональной депривации. Иногда используют понятия
"педагогический дефицит", "игровой дефицит". Депривации вызывают, извините,
обалдение, а не релаксацию. А распространение эти "релаксационные комнаты"
получили благодаря тому, что позволяют "оттормозить" ребенка не хуже иных
психотропных препаратов, сделать его хоть на время гораздо более удобным.
Другими достоинствами, как показывает практика, не обладают. Представьте, что бы
Вы использовали как релаксирующую среду для себя? Лес? Море? Горы? На лугу
полежать, на птичек посмотреть из под цветов? В любом случае это был бы
гармоничный и активный природный комплекс. Обратите внимание, что из наборов
"релаксационных комнат" таинственным образом исключено все, что хоть какое-нибудь
отношение имеет к реальности.
Ваши ДЦП-пенки и так имеют множество проблем с восприятием реального мира, не
стоит их усугублять.
Детям, говорят, нравится в релаксационных комнатах, но им нравится и клей нюхать и
Кока-колу пить по три литра в день. Мне, отлично помню, черезвычайно нравился запах
галош и резиновых сапог в нашем обувном магазине, где они занимали целый отдел.
Запах казался просто чудесным. Это потом я понял, что это просто вонь
растворителя.
Конечно, бывают очень полезны различного рода сенсорные ограничения с целью
повышения эффективности занятий, или отдыха, но не иначе.
В заключение предлагаю иллюстрацию к тому, что множество вложенных людьми усилий
вовсе не свидетельствуют о движении в сторону содержательного результата.
Это описание некоего замечательного набора детских кубиков (возможно, Вы его уже
видели, но хочу привести их в пример). Это, конечно, не релаксационные комнаты,
подешевле будет, но труда ведь тоже и разработчики, и производители, и торговцы
вложили немало, чтобы эти кубики сделать и покупателю всучить. И о чем-то они ведь
все думали ... .
http://trinixy.ru/2008/02/01/megakubiki_smejalsja_do_slez__s...
Этот пример -- просто "иллюстрация на тему". Кто-то придумывал, художник рисовал,
типография печатала и т.д. и т.п., а результат изумительный.
Но свои деньги товарищи ведь получили, что, собственно, и требовалось доказать.
Это ведь и было единственной целью всех участников кубической истории, кроме
покупателя.
Этот пример просто для того, чтобы Вы не забывали, что в очень многих других
случаях все ровно так же, только лучше маскируются.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
А вот и ещё ответы от Л.М.Зельдина, пока что объявляем конец первой серии :-)
Цитата: | Исходное сообщение от Училка
СПАСИБО!!!!!!!!За информацию и идеи. Только
вопросы- они как снежный ком. Особенно после того, как почитала Л.М. Получается, что, если наш деть сам начал
брать мелки, т.е. развивается захват, которого раньше не было, но при этом
возникает патологическое напряжение и неправильные позы - нужно искать срочно
другое положение для ребенка? А мы просто глупо радуемся Вот цитата Л,М, я ее себе выписала Иначе результатом
оказывается только видимость успеха. За которой прячется ухудшение
прогноза.. Вот я и думаю - имею ли я право этим заниматься?
Нашла на форуме много полезной информации про деток со спастическими парезами , а
какие особенности при атонических формах? Не посоветуете до кучи на что делать акцент в работе с таким
детенком? И почитать что-нибудь посоветуйте, пожалуйста. И я от Вас отстану тогда...
на некоторое время . |
К сожалению нигде не видел даже простейших анализов ручной деятельности, которые
мог бы порекомендовать Вам как готовый текст. Писать систематичный текст на фоне
всяких других обязательств не посильно совершенно, но попробовать отвечать на
штучные вопросы можно. Например, про мелок очень удачный вопрос
Кисть должна быть парадоксальным образом в своих напряжениях и движениях
совершенно отвязана от тела для успешности манипуляций предметами, и надежно
связана и синхронизирована с движениями и напряжениями в теле для успешности
действий предметами.
Задача эта решается различными способами, но не просто.
Чтобы понять, о чем речь, рекомендую взять мягкий карандаш и густо и довольно
часто, но без напряжения штрихуя им, плавно и медленно увеличивать амплитуду
движения, присматриваясь к тому, что делает Ваша рука. Вы обнаружите, что на самых
маленьких амплитудах у Вас чисто пальцевое движение, затем вовлекается кисть, а
пальцы потихоньку замирают, затем вовлекается локоть а кисть замирает, а потом и
плечо вовлекается, а потом и корпус. Остановившиеся части при этом тоже "не спят",
работают. Их мускулатура постоянно переключается для обеспечения неподвижности
суставов. А теперь поделайте то же только с очень высокой, предельной для Вас
скоростью. Оказывается, резко нарастает тонус уже на самой маленькой амплитуде,
устойчивость движения разваливается, и трудно увеличивать амплитуду. Реально вы
будете скачками переходить из координации в координацию.
ДЦП-енок имеет не просто всевозможные, а буквально все возможные описанные
трудности. И координаторные, и скоростные, не говоря про множество других.
Поэтому, хотя я горячий сторонник именно восковых мелков, использовать их
рекомендую совсем не на начальных этапах обучения. Именно потому, что успешность
-- лучший способ закрепить патологию.
Цитата: | А мы просто глупо радуемся |
Правильно делаете.
Посему в первую очередь ищешь устойчивую позу в которой рука может быть
высвобождена.
Во вторую нарабатываешь способность эту руку перемещать в пространстве.
Предоставляя самую освоенную зону, а она бывает очень разной и может сильно
зависеть от положения тела.
В третью подбираешь сенсорное обеспечение. Например, можно предложить обминать
бумагу, наклеиваемую мамой на края конфетной коробки, из которой потом вырезать
аккуратно донце и получить красивую рамку для рисунка или фото. В общем нужны
трехмерные объекты, с ними гораздо легче справиться.
(Обратите внимание, что такое обминание позволяет разделить и согласовать задачи
перемещения руки и внутрикистевых действий в правильном месте пространства. В
таком анализе и Вам и мамам надо упражняться).
Очень часто перемещение руки по воздуху мало доступно и не скоро таким станет.
Не надо его форсировать. Техники, поначалу предлагаемые, должны быть
"безотрывными", типа размазывания или выдавливания.
Задача -- освоение перемещения руки с выходом на регуляцию давления без
перемещения корпуса, с неподвижным плечевым суставом. действуешь обычно от
обратного, наоборот: делая движения с глобально вовлеченностью и постепенно
уменьшая амплитуду. Помните как штриховали? Подмена движений кисти движениями
корпуса крайне нежелательна. Вполне работающая в ряде ситуаций, во многих других
она крайне неэффективна, так что на занятиях она вам не нужна.
Тем временем можно и внутрикистевыми задачами заниматься.
Про них в следующий раз.
Цитата: | Вот я и думаю - имею ли я право этим заниматься? |
Конечно. Отлично можете, даже без диплома Майкрософта
Цитата: | Нашла на форуме много полезной информации про деток со спастическими парезами, а
какие особенности при атонических формах? Не посоветуете до кучи на что делать акцент в работе с таким
детенком? |
На тонусе, внимании, активности, включенности в окружающее.
Училка, давайте теперь сделаем перерыв в вопросах-ответах: Вам ведь надо
это всё воплощать в занятиях, а если чисто теоретически накапливать и накапливать
идеи, то практический смысл потеряется. Если понадобится, попозже будете
спрашивать уже по результатам и практическим наблюдениям. Хорошо?
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Училка
Вот я и думаю - имею ли я право этим заниматься?
|
Училка, мне кажется, если вы занимаетесь два часа один раз в неделю, и в течение
этого времени чередуете разные занятия, дети меняют положения и не застревают в
одном, неудобном или патологическом - ну никак Вы им не повредите! Вы думаете, если
они это время просидят дома, они будут находиться в более правильных позах и
заниматься чем-то более интересным? Не уверена... При желании вполне можно понять,
что в данный момент для ребенка хорошо, и как и чем стоит заниматься. А желание у
Вас есть, и это, по-моему, уже очень много!
Я посмотрела книгу Красного еще раз, и в очередной раз порадовалась, какие бывают
замечательные и творческие люди. И хотя он нигде специально не акцентирует
внимание на позах, в которых дети занимаются, по результатам понятно, что никакого
вреда, кроме пользы, для них не происходит :) Я не призываю не обращать внимания на
положения, я предлагаю не бояться и внимательно наблюдать, и Вы постепенно
разберетесь! Успехов!
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Всем спасибо большое за участие.
Леониду Михайловичу низкий поклон за очень развернутые ответы и терпение.
Основные направления заданы.Это очень для меня важно.Про трехмерность
артобъектов я тоже уже думала.Теперь голова распухла от идей, их бы воплотить.Если
будет интересный опыт - обязательно напишу.По поводу отсутствия литературы - я,
честно, просто в недоумении.Леонид Михайлович, срочно пишите книгу!Это грех, что
такой опыт и знания не доступны широкой аудитории.
Сегодня отправила нашим мамочкам Вашу гимнастику на мячах.За нее - отдельное
спасибо от всех.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
Мария_Дименштейн, как я догадываюсь, тревога происходит из-за таких,
например, верных фоновых соображений, что ... успешность -- лучший способ
закрепить патологию ... и ... Качание на мячах -- занятие очень не однозначное
... но по-моему каждому специалисту приходится "пролезать в игольное ушко"
многих подобных ситуаций - тут важно понимать задачу, иметь знания о возможных
сопутствующих эффектах, наблюдать, быть внимательным к происходящему. Разве не
так?
P.S. Училка, кстати, если мамы Вашей группы, прочитав текст Л.М., будут-таки
заниматься на мяче - пусть не стесняются присылать конкретные вопросы: что не
понятно в тексте, какие возникают проблемы при выполнении и т.п. Автор будет очень
признателен, ведь без заинтересованного читателя/исполнителя трудно довести
текст до правильной понимаемости читателем, который не имеет возможности
связаться с автором и задать вопрос.
Второе - каждый пользователь имеет возможность править свой профиль. Если
настроение у Вас станет менее "ужасное", чем Вы записали при регистрации, Вы можете
забираться в профиль и писать там что-нибудь более подходящее к моменту
|
|
Мария_Дименштейн
Консультант ЦЛП
Сообщения: 851
Зарегистрирован: 1-12-06
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Ольга
Мария_Дименштейн, как я догадываюсь, тревога происходит из-за таких,
например, верных фоновых соображений, что ... успешность -- лучший способ закрепить
патологию ...и ... Качание на мячах -- занятие очень не однозначное ... но по-моему
каждому специалисту приходится "пролезать в игольное ушко" многих подобных
ситуаций - тут важно понимать задачу, иметь знания о возможных сопутствующих
эффектах, наблюдать, быть внимательным к происходящему. Разве не так?
|
Тревога, я полагаю, возникла ДО "верных фоновых соображений" )) И надеюсь, ПОСЛЕ
всех обсуждений уменьшилась. К тому же никакое утверждение само по себе, в отрыве
от контекста, не может быть абсолютно верным. Я подозреваю, что в фоновом режиме
могут оказаться верными любые утверждения: как "успешность -- лучший способ
закрепить патологию ..." так и "неуспешность -- лучший способ закрепить патологию".
Может, еще более лучший :) А что надо понимать задачу, наблюдать и т.д. - вроде мы все
в этом согласны, и человек, который этому самому наблюдению ХОЧЕТ научиться -
непременно научится, не помню случая, чтобы не научился.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
А вот ещё от Л.М. про кисти рук
Про кисти рук
Как мы уже говорили, кисть должна уметь жить и отдельно от тела, используя его
только для своего местоопределения, и подчиняться ему, например, в висе на руках, и
согласовывать тело с окружающими предметами, например, при ползании, и гармонично
сочетать все эти дарования, например, при письме.
У ДЦП-ят, как правило, со всеми этими талантами те или иные сложности. Какие-то
отсутствуют, а какие-то гиперактивны. Например, типична ситуация жесткой
взаимосвязанности напряжений в теле и в кистях или симметричная связность: при
напряжении одной руки напрягается и вторая.
Чтобы разобраться, что к чему у конкретного ребенка, надо проанализировать, а
значит, "разобрать на части" функции его рук. Не забывая при этом, что
целенаправленные действия являются маленькой надстройкой на крыше большого
здания моторных функций.
Хотя надо отметить, что и в системе отношений произвольное-непроизвольное тоже
очень много всего интересного. Для этого надо строить различного рода тестовые
ситуации. Сейчас их описывать не берусь, но не бойтесь экспериментировать в этом
направлении.
Для начала просто надо понаблюдать, что делают руки у людей, со стороны,
отстраненно, чтобы научиться выделять непроизвольное в движениях. Наблюдение
можете поначалу просто себе комментировать. Берем коротенький фрагмент: ага, Маша
берет чашку с чаем со стола. Пронаблюдали. Теперь разнимаем на части. Маша начала
движение с того, что легко нашла чашку глазами.
Значит, знала где искать. То есть хотя она исходно смотрела совсем в другую
сторону, но, внесознательно (не люблю почему-то устоявшиеся слова бессознательно
и подсознательно) помнила (память по определению внесознательна, только
вспомненное оказывается в сознании, но про это приходится обычно напоминать), где
находится виденная ею раньше чашка. Это не простое дело! Надо ведь не просто
помнить чашку как явление в окружении "соседей", соседних предметов, но и помнить
ее включенной в конфигурацию помещения, и себя тоже помнить как такой же элемент
предметной среды. Иначе ведь нельзя определить - как же посмотреть на чашку,
которой нет в поле зрения в данный момент. Таким образом оказывается, что, с одной
стороны, надо иметь способность воспринимать пространственные отношения, с
другой стороны - уметь их запоминать, с третьей - к этой памяти обращаться, с
четвертой - уметь включать себя в такую память, и тогда, только с пятой стороны,
можно найти глазами чашку, не осматривая вокруг все подряд. Со всем этим при ДЦП
проблемы. Но у разных детей разные.
Дальше наша Маша удерживает направление взгляда на чашку и наклоняется,
несколько поворачиваясь, одновременно протягивая руку. Что происходит? Ага! Маша,
тоже внесознательно, соотносит свое местоположение с направлением и расстоянием
до чашки, уточняя на ходу с помощью зрения запущенное на основании памяти
(обратите внимание, без вспоминания!) движение. Таким образом одновременно
происходит два действия: одно с внесознательной опорой, а другое с сознательной. С
согласованием этих двух при ДЦП тоже проблемы. При этом наша Маша опять
внесознательно "знает", как устроено то положение, в котором она должна оказаться,
протянув руку к чашке, и не только это "знает", но умеет успешно преодолевать все
трудности, подстерегающие ее по дороге от одного положения к другому, например,
справляется с сохранением равновесия. Ох, не простое это дело для ДЦП-енка!
Наша Маша тем временем, в основном на конечной фазе движения, меняет конфигурацию
кисти, опять внесознательно "подгоняя" ее к встрече с чашкой.
И вот - апофеоз! Она под конец делает еще хитрое движение кистью на фоне общего,
глобального, чтобы завести пальцы за ручку чашки, схватывает ее и ... поднимает!
Может быть глядя в этот торжественный момент уже совсем в другую сторону и заодно
разговаривая по телефону.
Давайте попробуем сообразить, где же здесь сознание и целенаправленность.
Сдается мне, что в некий момент из внесознательного проступило у Маши на
мгновение желание глотнуть чайку, затем Маша вознамерилась это желание
удовлетворить и это, похоже, единственный эпизод целенаправленности. И это
желение и это намерение проступили в ее сознании, да и дальнейшее дотягивание, как
и последующие события, доставившие ей желанный глоток чайку, но называть их
сознательными ведь язык не поворачивается. Кажется разумней назвать их
разворачивающимися в сознании. А чем завершится вся эта история? Представляется,
что Маша сочтет свое намерение реализованным и в следующие минуты забудет весь
этот эпизод. Во всяком случае до тех пор, пока что-то не спровоцирует его
вспоминание.
Зачем я все это описал? Затем, чтобы показать, насколько маленькую роль в реальной
жизни играет столь избирательно любимая педагогами и психологами
целенаправленность. Которая зачем-то выдается за произвольность, хотя, кажется,
легко заметить, что произвольность может быть только в эпизоде целеполагания, в
нашем случае в моменте принятия решения удовлетворить желание глотнуть чайку и в
эпизоде признания результата действия состоятельным. Хотя подозрения, за что так
любят целенаправленность, конечно, есть, но я, честное слово, не вовлекал бы Вас в
попытку выяснения с помощью чая и Маши, если бы видел другой способ помочь Вам
сориентироваться в вопросе.
Даже в двух. С одной стороны, в том, что ДЦП -- это не только двигательные проблемы,
но и проблемы организации различных психических функций, зачастую значительно
большие, чем двигательные. Причем умеющие неплохо под двигательные
маскироваться.
С другой стороны - в том, что произвольное и сознательное живут как порхающие
бабочки на мощных обеспечивающих их существование процессах, часть которых
вообще не попадает и, что очень важно, не должна попадать в сознание, часть
проносится через него легким облачком, часть переживается, но само по себе
сознание ничего не совершает, это просто арена, на которой разворачиваются
некоторые события.
Я всех уговариваю не пользоваться термином "сознательная деятельность" и ему
подобными. С чего бы? Ну термин и термин.
Дело в том, что с одной стороны деятельность не может быть сознательной просто
потому, что сознание запаздывает по отношению к любому событию, о чём легко
догадаться, а с другой - буквально все педагогические программы создают
специальные инструменты для того, чтобы заставить ребенка пытаться сознавать,
что он делает. Так как это в принципе не возможно, то что происходит? Здоровый
ребенок погружается в глубоко патологическое состояние, по проявлениям очень
близкое к парезу. Смотрите тетрадки первоклассников. Аналогичным образом
пытаются строить не только занятия письмом, но и любые другие, а когда все это
накладывается на уже имеющийся парез ... .
Но большинство мам и не только мам ни с какими подходами к обучению, кроме таких,
не знакомы. ("Такие" содержат характерное требование параллельного действию
контроля). Другие подходы сохранились только в "экологических нишах", например, в
обучении ремеслам, в спорте. (Обычный признак нормальности подхода -- обучение
через сопоставления получаемого результата с желаемым).
Извините за очередное лирическое отступление, но в занятиях ручной
деятельностью, каковыми Ваши по сути и являются (я вовсе не принижаю важность
"художественности" в них, просто основанием художественных результатов является
обычная умелость), давление усвоенных всеми нами в школе педагогических
стереотипов очень велико, а с Вашими детьми просто патогенно.
Одним из хороших признаков правильности организации ручной деятельности
является положение и стабильность головы. Вы видите, как ДЦП-ята голову легко
"теряют". Такая "потеря головы" довольно надежный признак и потери ориентации. А
как мы поняли уже, ориентированность -- одна из важнейших основ любых действий.
По этому признаку, зайдя в любую детскую группу, можно за секунду оценить
методическую правильность занятий. По этому признаку и Вы можете оценивать свою
работу. Конечно, с поправкой на то, что, может быть, многие Ваши дети вообще сами
голову держать не умеют пока. Но обеспечение ее правильного положения одна из
важнейших задач. Кроме помощи ребенку в организации правильного положения надо и
рабочую зону создавать так, чтобы эту ориентированность поддерживать. Очень
многие дети с ДЦП очень плохо ориентируются на горизонтальной плоскости. В
частности поэтому надо стараться обеспечивать условия для занятий на
вертикальной или наклонной плоскости и с трехмерными объектами.
Существуют специальные приемы для развития способности работать на
горизонтальной плоскости. Если этими задачами не заниматься, то детям потом очень
сложно в школе, где материал предъявляется на вертикальной плоскости, а
транслировать его надо на горизонтальную. Попробуйте потрясти нейропсихологов, у
них по этому поводу много наработок.
Но вернемся "к нашим баранам", то есть к рукам.
Попробуем чуть разобраться с кистями.
Возьмите любую палочку самыми кончиками пальцев.
Посмотрите, что получилось: большой палец противопоставился остальным,
выстроившимся рядком. Причем противопоставился он где-то между указательным и
средним пальцами, так что с точки зрения физики безымянный и мизинец вроде как и
не нужны. Ан нет, нужны. Попробуйте покачать палочку в пальцах десяток-другой раз.
А теперь оторвите от нее мизинец и, определив его положение, попробуйте покачать
палочку еще. Впечатление может быть довольно сильным. Вы разучились это делать!
Через секунду Вы справитесь и палочка закачается, но посмотрите на мизинец. Он
пришел в движение! Запретите ему двигаться и палочка вновь замрет. Оказывается,
внутрикистевые движения в очень большой степени организует именно мизинец.
Теперь давайте сообразим, что это за движения, пространственно. Их всего два типа:
Вращение палочки в плоскости, примерно перпендикулярной предплечью, и в
плоскости, примерно параллельной ладони. Запястье у нас пока неподвижно.
Оба эти движения троичны:
1. Большой палец противопоставлен остальным.
2. Мизинец с безымянным пальцем двигаются в одну сторону.
3. Указательный палец двигается в противоположную сторону.
Ровно таким образом пальцы работают и с зажатой в кулак палкой, "ТяниТолкаем" с
всадником в виде большого пальца, только не двигаясь, а тонически выстраиваясь
"супротив внешних сил": попробуйте зажав палочку в кулак нажимать на нее в разных
направлениях другой рукой.
Да и во всех других случаях, например, в захвате щепотью или указательном жесте,
кроме сложных координаций с выделением функций отдельных пальцев вроде игры на
фортепьяно, происходит то же самое. Присмотритесь, и Вы везде увидете нашего
"ТяниТолкая".
Эта основная координация отсутствует, как правило, у ДЦП-ят.
Им доступно обычно только простое схватывание с тотальным, недифференцированным
сокращением всех сгибателей пальцев, потерей устойчивости запястья и торсии
предплечья, которые уезжают в какое-нибудь крайнее положение.
Но без этой координации кисть кроме как хватать и неправильно держать больше
ничего не может.
Более того, как мы уже поняли, напряжения из кисти могут и должны вызвать
соответствующие им напряжения во всей руке, да и во всем теле в соответствующих
ситуациях.
У ДЦП-ят такие напряжения обычно возникают всегда, а не когда надо, и носят
стереотипный характер, разрушая и позу, и перемещение руки в пространстве.
Поэтому восковые мелки (только именно из натурального воска, а не те, которые
просто восковыми называются в надежде обдурить покупателя и которыми сплошь
завалены магазины), замечательно работающие в силу их особого, вязкого скольжения
в деле улучшения координации с некоторого уровня готовности этой координации ,
"простому ДЦП-енку" противопоказаны в силу вышеописанного.
Попозже попробую описать, как отстраивать эту основную внутрикистевую
координацию, текстов про это нигде не встречал, и как бороться за правильные
координации запястья.
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Леонид Михайлович, спасибо!Вчера первый раз попробовали устроить детей
поудобнее.Вышло не очень.Но все-таки уже
были заметны результаты).По поводу положения головы-у нас с этим катастрофа
почему-то в любых позах.Или это мне так кажется?Есть в группе одна девочка, она
только мельком смотрит на то,что делает, головушка все время в движении, но мама
говорит - "К. увидела, она посмотрела".Очень здорово порисовали валиками и
малярными кистями на стене - действительно, вертикальные поверхности детям
доступнее и интереснее (спасибо за рекомендации).Хочу одного папу попросить нам сделать простую конструкцию - лист ДВП и
брусок по одному краю снизу, чтобы укладывать на стол и поднять плоскость на 30
градусов(или лучше на больший угол?)(как парты раньше были у первоклашек) -
правильно ли это?С трехмерными объектами оказалось все сложнее-нам их не удалось
закрепить так, чтобы дети резкими движениями их не сбивали.Зато с крупами играем
на ура.Понравилась детям такая игра - я на обычный столовский поднос положила
лист из детского журнала с крупной картинкой(на весь лист - машинка, или слон или
медвежонок) и засыпала тонким слоем гречки, нужно было рукой расчистить рисунок и
угадать, кто там.Угадали - вот другой рисунок и т.д.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
И наконец - немного про работу с кистями рук
Надо же, как много интересного Вам уже удалось придумать! Когда накопятся
наблюдения - задавайте конкретные вопросы.
Пока что помещаю заключительный (на этот раз) текст от Л.М., возможно, тут Вы тоже
сможете почерпнуть полезные идеи к занятиям.
И напоследок попробуем разобраться, что же мы можем с кистями поделать.
Понятно, что это тема достаточно далека от художественного творчества, но именно
благодаря очень широкой его технической вариативности оно создает замечательные
условия и возможности для развития кисти, но для использования этих возможностей
надо понимать и проблемы, и подходы к их решению.
Так что я здесь, конечно, пользуюсь предлогом, но, думаю, вовремя.
Естественно, предложить можно вовсе не универсальные действия, которые тем не
менее могут оказаться полезными в ряде случаев и помогут понять некоторые логики
построения занятий.
Для начала надо постараться добиться, чтобы в кисти "не пролезали" различные
напряжения и движения из тела когда не надо.
Всерьез с такой проблемой надо бороться через активные напряжения движения в
кисти на фоне движений в теле, что часто поначалу не удается, поэтому подбираем
положение, в котором просто нет движений, вызывающих эти ненужные события в кисти
- создаем ей "режим наибольшего благоприятствования".
Теперь, когда нам ничего не мешает, можно попробовать завести свои пальцы между
пальцами ребенка, спокойно и осторожно: поначалу такая процедура может вызывать
весьма интенсивные тонусы, так как порождает сильные и непривычные ощущения, а
иногда и дискомфорты. В этом случае можно завести и один палец для начала. Обычно
это удобно делать, сидя за спиной ребенка.
Захватив таким образом кисть, некоторое время вообще ничего не надо делать, надо
дать ребенку адаптироваться. Хорошо бы вообще от руки отвлечься. Возможно,
потребуется еще несколько заходов для освоения этой ситуации.
Через некоторое время кисть обычно "оттаивает" в Вашей руке и тогда ее можно
начинать просто тихонько покачивать. Если она в патологической установке, не надо
пытаться эту установку силой преодолевать, хотя, конечно, надо стремиться вывести
кисть в правильное физиологическое положение, которое определяется прямым
положением кисти по отношению к предплечью с небольшим тыльным сгибанием. Если у
ребенка пронаторная установка, то ее надо корректировать мягким захватом за
запястье, а не за кисть. Попытки преодолевать пронаторную установку вращением
кисти приводят к растяжению связок запястья, а не пронаторов. Тонусы,
определяюшие патологические установки кисти, обычно связаны с положением. Надо
постараться его покорректировать. Могут быть, естественно, и контрактуры. Пока
ничего не преодолеваем, а просто понемногу покачиваем кисть в различных
направлениях. Если это получается, то, используя свою вторую руку для правильного
направления плеча и предплечья ребенка, пробуем так же медленно и спокойно
шевелить всю руку в различных направлениях в тех пределах, в которых не возникает
скачков напряжений в кисти.
Это вполне самоценное занятие, которым можно заниматься под песенку или любимый
мультик, хотя в общем случае вводить телевизор или магнитофон в занятия очень
нежелательно. Обычно после некоторого расслабления кисти наступает некоторое
расслабление руки, после которого еще высвобождается кисть и так далее. Все это
без всякого внимания со стороны ребенка.
В некоторых случаях "влезть в кисть" таким образом не удается и тогда можно
начинать заниматься просто обхватив кулачок ребенка, но уже одноименной рукой.
После некоторого продвижения по этой дорожке можно попробовать создавать в кисти
ребенка некие ощущения, например, похлопывая по кисти с тыльной стороны своей
свободной рукой, водить ей по бедру и т.д., желательно ритмично и с текстовкой. Всё
по началу слабенько и медленно, лишь постепенно прибавляя интенсивности
событиям, причем эти ощущения и движения должны являться сопровождающими к речи и
совершенно для ребенка пассивными.
Постепенно Вы делаете их частью его переживания совместной активности, в которой
на его долю достаются пока только ощущения и эмоции.
Это один из общих принципов работы при ДЦП во многих ситуациях: вначале снятие
контроля положения, передача его буквально в Ваши руки, затем пассивное движение
вне сферы внимания ребенка, затем постепенное введение этого пассивного движения
в совместную активность, в которую ребенок душевно вовлечен, с постепенным
введением движения в центр событий по-прежнему пассивно, с последующей
провокацией небольшого участия ребенка в движении (обычно достаточно начать чуть
запаздывать движением относительно ритма речи, как мы провоцируем заучивание
первых стишков у малышей), с последующей плавной, и, конечно, не всегда простой и
прямолинейной, передачей движения в его пользование.
В данном случае мы решаем одну, но крайне важную задачу: налаживаем правильное
взаимодействие мышц пальцев и кисти, большая часть из которых находится на
предплечье. Движение кисти без движений пальцев возможно только при таком
взаимодействии. Конечно, позже надо будет учиться не только менять положение
кисти относительно предплечья, но и всего тела с зажатым в кулаке, да и в более
сложных захватах, предметом, да еще и преодолевая сопротивление, но начинать
обычно приходится с такого легкого пассивного покачивания. Его придется
повторить и пассивно зажимая в кулачке ребенка различные предметы, используя все
бОльшие до тех пор, пока не удастся полность расправить кисть на плоскость, к
которой ее можно поначалу просто прижимать, а покачивать предплечье.
Здесь Вы можете столкнутся с проблемой высокого тонуса мышц, приводящих большой
палец.
Никогда не растягивайте их захватив большой палец!
Никогда не привязывайте кисть к плоской картонке или фанерке!
И то и другое очень часто рекомендуют, но это легко приводит к растяжения связок с
формированием привычного подвывиха, обычно пожизненого.
Нормальные способы существуют и вполне работают.
В первую очередь это простое разминание приводящих мышц большого пальца, при
котором одной рукой удерживают палец в некотором отведении (с правильным
положением кисти!), а другой рукой, захватив приводящие мышцы кончиками пальцев,
медленными и плавными движениями их разминают. Помогает образ разминания кусочка
воска или пластилина. Мышца ведет себя очень похоже и расслабляется,
разогреваясь. Попытки форсирования не приводят ни к чему, кроме боли. Это и очень
хорошая школа для родителей потому, что это достаточно податливые мышцы,
"помогающие" освоить массажную технику, часто необходимую и в других местах.
Естественно, нужно подобрать ситуацию, не провоцирующую спазм этих мышц.
Во вторую очередь это лечение положением с помощью индивидуально и
профессионально изготовленного, нормально из термопластика, "предмета". Не
поддавайтесь на попытки всучить вам нечто стандартное! Не работает в доброй
половине случаев. Упор должен быть в пястную кость большого пальца. В ряде случаев
можно и из гипсового бинта сделать отличный корректор, который затем проклеить и
получить вполне прочный предмет, но справиться с этой задачей самостоятельно
шансов немного. Ортопеды не любят такую работу. Ведь надо удерживать руку в
правильном положении пока гипс не схватится, а предварительно умудриться ее в
него вывести, что бывает не просто, требует времени и умения, но может Вам
попадется терпеливый... .
Ну и в третью, конечно, простая разработка, для которой надо освоить правильный
захват и кисти и большого пальца.
Ну и надо не забывать, что все это только подготовка к освоению ребенком
правильного "пальцеупотребления".
Привести в порядок большой палец очень важно не только "ради него самого", но и
потому, что с его напряжением бывает связано много патологических синергий.
Помните про рефлекторные связи кисть-тело?
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Ну вот я опять и испугалась.Л.М., то, о чем Вы пишите - требует огромного внимания и
времени к каждому конкретному ребенку.Но на групповых занятиях этому никак не
уделить время.По поводу рекомендованного упражнения для кисти сразу вопрос - если
взрослый сидит позади ребенка, животом к его спине, захват кисти ребенка
производится одноименной рукой взрослого сверху, т.е. по аналогии, когда рука
лежит ладонью вниз, а на нее сверху кладут свою?Или ладонь в ладонь?Туплю, извините
- перечитала два раза - и не поняла.
|
|
Ola
Заслуженный участник
Сообщения: 850
Зарегистрирован: 1-2-07
Пользователя нет на форуме
|
|
Цитата: | Исходное сообщение от Училка
... Но на групповых занятиях этому никак не уделить время ... |
Так у Вас же мамы все на занятии с детками сидят, может быть это мамы как раз
смогут?
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Я им обязательно все распечатаю и раздам.Поэтому и спросила о том, что не поняла
сама.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
Ответы от Л.М.Зельдина
> <i>Училка</i>
> написано 17-2-08 в 16:42
> Леонид Михайлович, спасибо!Вчера первый раз попробовали устроить
> детей поудобнее.Вышло не очень.Но все-таки уже были заметны
> результаты).
Это не может получиться ни за раз, ни за десять. Поза -- очень инертная материя,
складывается годами. Только когда пытаешься ее изменить понимаешь с каким
"сопротивлением материала" сталкиваешься.
> По поводу положения головы-у нас с этим катастрофа
> почему-то в любых позах.Или это мне так кажется?
Может быть и не кажется, трудно сказать.
У меня впечатление, что " в старое доброе время" такого массового "недержания
голов" у ДЦП-ят не было. Практика показывает, что такая проблема образуется
исключительно редко если не форсируется вертикализация, что сейчас носит
массовый характер.
К сожалению, у Вас на занятиях не могут быть очень уж хорошие условия для
отработки этой проблемы, все таки это тема для кинезотерапевтических занятий на
полу, но нужно понимать, что падающая постоянно голова -- привычна, а рефлексы,
которые должны ее держать, ослаблены и истощены. По-хорошему надо обеспечивать
внешнюю, рукой, поддержку для головы во время занятий с такими детьми. Часто у них
"потеря головы" не только проблема, но и привычка. Многие из них вполне способны ее
держать практически сразу после преодоления этой единственной известной им
формы поведения.
Поймите, этим детям было некуда деваться, пришлось привыкнуть, к тому, что голова
болтается. Обычно никто им не предоставляет возможности ее положить или
прислонить. С этого и надо начинать.
> Есть в группе одна девочка, она только мельком смотрит на то,что делает,
> головушка все время в движении, но мама говорит - "К. увидела,
> она посмотрела".
Это, видимо, еще и несколько другая проблема под названием зрительно-моторная
координация. И с ней попробуйте к нейропсихологам подъехать, они ее хорошо знают.
> Очень здорово порисовали валиками и малярными кистями на стене -
> действительно, вертикальные поверхности детям доступнее и интереснее
> (спасибо за рекомендации).
Закрашивание больших поверхностей часто очень эффективно при гиперкинезах,
характерная черта которых -- активизация пропорционально целенаправленности
действия.
Я по этому поводу предлагаю принцип, часто эффективный: "Действие -- отдельно,
событие -- отдельно". Поясню на Вашем примере.
Действие -- махание кистью, результат -- разрастание цветного пятна. Понятно?
У гиперкинезника такое спокойное заливание стены краской может получаться
вполне успешно, как только он сообразит, что ему надо просто густо махать кистью.
Но если он попробует целенаправленно закрашивать случайные пропуски, тут-то
гиперкинезы и повылезут во всей красе.
Конечно, просто равномерно закрашеная стенка не интересна, но это ведь и не
обязательно делать. Можно хаотически помахать кистью, а потом использовать эти
мазки для следующего этапа игры, например, попечатать на них ладошками.
> Хочу одного папу попросить нам сделать простую конструкцию - лист
> ДВП и брусок по одному краю снизу, чтобы укладывать на стол и поднять
> плоскость на 30 градусов(или лучше на больший угол?)(как парты раньше
> были у первоклашек) - правильно ли это?
30 градусов для многих детей оказывается недостаточно, все равно загибаются, а 45
обычно хватает. ДСП не нужно, достаточно нетолстой фанерки. Впереди снизу
планочка, чтобы не уезжала, а сзади пара брусочков -- ножки. такие пюпитры вы легко
сложите в углу стопкой. вложив их один в другой. Кроме того они оказываются вполне
подходящими и для занятий на полу: передний край кладется на бедра сидящего по
турецки или на пятках ребенка, а ножки стоят на полу. Пюпитры должны быть
достаточно большие, порядка 50*70, чтобы было где размахнуться. Не экономьте бумагу.
очень хороши самые дешёвые обои или оберточная бумага, они достаточно фактурные.
Если найдете жесткий оргалит, то он особенно хорош для пюпитра под рисование
цветными мелками или карандашами, посмотрите имеющийся на сайте мой старый текст
про письмо, (забыл уже как он называется, извините)
> С трехмерными объектами оказалось все сложнее -- нам их не удалось
> закрепить так, чтобы дети резкими движениями их не сбивали.
Все зависит от условий. Конечно, надо бы, чтобы предмет хотя бы вращался. Тут
поможет полоска фанеры, прижатая струбцинкой, и шуруп снизу в предмет.
> Зато с крупами играем на ура. Понравилась детям такая игра - я на обычный
> столовский поднос положила лист из детского журнала с крупной картинкой
> (на весь лист - машинка, или слон или медвежонок) и засыпала тонким слоем
> гречки, нужно было рукой расчистить рисунок и угадать, кто там. Угадали -
> вот другой рисунок и т.д.
Это Вы отлично придумали.
================================
> <i>Училка</i>
> написано 18-2-08 в 01:24
> Ну вот я опять и испугалась. Л.М., то, о чем Вы пишете - требует
> огромного внимания и времени к каждому конкретному ребенку. Но
> на групповых занятиях этому никак не уделить время.
Ваша главная забота: не дети, а родители.
Тяжесть состояния детей в значительной степени, к сожалению, определяется
неэффективным родительским поведением. Но с чего бы это им правильно себя вести,
если их никто нигде ничему не учит? ДЦП не насморк, грелкой в ноги не отделаешься,
требуется большой объем знаний и навыков, которые крайне сложно набрать
самостоятельно. Ваша задача -- в первую очередь помочь родителям, которые ведь
проводят с ребенком во много раз больше времени, чем Вы, и многое могли бы сделать,
если бы умели.
При этом, конечно, ни в коем случае не надо забывать делать детям праздник.
Это все, как ни странно, вполне сочетается.
Основная трудность для Вас -- научиться находить мгновенные решения проблем. Я
видел в работе женщину, которая умудрялась поддерживать полный порядок
одновременно в нескольких помещениях с разными занятиями более чем с полусотней
детей одновременно. Легко порхая из комнаты в комнату в свои 60 лет, она, кажется, не
тратила ни на одну из непрерывно возникающих проблем больше десяти секунд.
Пораженный этим зрелищем я поинтересовался, когда она успевает находить решения.
"А мне не надо их искать" -- ответила она, -- "я их знаю". Для нее все было постоянно
очевидно, представляете? Такое бывает ...
> По поводу рекомендованного упражнения для кисти сразу вопрос - если взрослый
> сидит позади ребенка, животом к его спине, захват кисти ребенка производится
> одноименной рукой взрослого сверху, т.е. по аналогии, когда рука лежит ладонью
> вниз, а на нее сверху кладут свою? Или ладонь в ладонь?
Ладонь в ладонь обычно, но если не получается, то можно для начала и просто кулачок
обнять, желательно что-нибудь в него предварительно вложив. Но на ситуацию ладонь
в ладонь все равно надо бы выбираться, она малозаменима. Обычно проще всего
начинать с этого захвата, он позволяет кисть контролироать наиболее надежно, но в
общем это конечно не правило, смотрите как лучше в конкретном случае.
|
|
Училка
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 11-2-08
Пользователя нет на форуме
Настроение: уже лучше, спасибо!
|
|
Ой, извините.Я не догадалась топ пересмотреть.Просто заходила и смотрела, что нет
обновлений.Куда-то не туда смотрела?Спасибо-Спасибо-спасибо!!!!Просто нет слов, как я Вам признательна!Никогда еще я не была
такой жадной до информации и не мучилась так от ее дефицита.Все ясно!Еще хочу поделиться - мы приобрели мелки восковые,
которые одеваются на пальцы как наперстки.Вот такие http://7pd.ru/product.php?id=11402 Мне показалось,что должно быть удобно и полезно для
установки кисти. особенно . если одеть несколько, но еще не пробовали - было бы
интересно мнение Л.М. услышать - не пробовали ли рисовать такими в ЦЛП.
|
|
Ольга
Администратор
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 15-11-06
Откуда: Москва
Пользователя нет на форуме
|
|
Бывает :-)
Вот и отлично, что всё нашлось. Кстати, имейте в виду, что иногда компьютер вообще
не показывает наличие новых собщений. То есть сообщения имеются, в правом
столбике по дате-времени-автору они записаны, а серых точек в левом столбике нет.
Редко, но случается. Так что на всякий случай глядите ещё на дату-время последних
сообщений
|
|
Страницы:
1
2 |
|