Форумы сайта Особое детство

что делать со стереотипами

Фрэнни - 5-5-08 в 21:10

У моего ученика, аутичного мальчика четырнадцати лет, появился новый стереотип: на улице и в транспорте, когда замечает человека в наушниках, пытается наушники сорвать и разогнуть дужку. Поскольку сейчас люди в наушниках встречаются часто, маму мальчика беспокоит такой стереотип. Ещё он выискивает в переходах метро телефоны-автоматы и срывает трубки.
Как вы думаете, с чем это можент быть связано? И что можно сделать?

P.S. Мальчик неговорящий.

Лана - 6-5-08 в 10:27

Напоминает моего. Сильно.
Делать с этим почти ничего нельзя.
1. Убеждения. Действуют плохо, но все-таки... Нравоучения почти не катят. Но говорить, что люди будут плакать, потому что не смогут слушать музыку в наушниках все-таки стоит. еще можно попугать, причем тем, что действительно может случиться, а не абстрактным - а то мама любить не будет. Все равно ведь будет любить. Когда мой шалил вне дома, вне нашего радного города, я пугала его - нас выгонят из гостиницы, и мы будем ночевать на улице.
2. Перевод страсти в другое русло. Вы, обычные люди, не понимаете, как это здорово - разогнуть дужку. Вот разогну много-много дужек, и мир исправится... Ведь эти наушники - как мой аутизм, мешают людям воспринимать мир во всей его многогранности...
Так вот, достать проволоки равной по жесткости наушнической, понаделать дужек и дать ребенку поразгибать. Даже позаставлять его разгибать, когда он не хочет - чтоб надоело. Лучший способ погасить игру - заорганизовать ее.
3. Лишение стимула. Ребенок таким поведением добивается определенной реакции мамы - не давать ему эту реакцию! Дать понять, что ожидаемой реакции не будеи ни за что! Мой долго совал руки в окна квартир на первом этаже. Добивался, чтобы я рассказывала, что за окном, что есть форточка итд. Когда был малыш - терпимо было, а вырос огромным парнем - уже боюсь реакции жильцов. Молча оттаскивала его от окна и говорила одно и тоже : не буду смотреть, не буду говорить! Теперь как-то легче стало, пореже, почти прекратилось.
4. Терпение и бдительность. Выходя из дома - напоминать, что этого делать нельзя. Чуть завидя человека в наушниках - оттаскивать ребенка. Везде и всегда, почти на автомате.
5. Этот стереотип пройдет, появится новый. Еще неизвестно, будет ли новый лучше. Внушить себе, что ничего страшного, что с этим, как и прочим, мы успешно справимся. Не стесняться, не бояться, не раздражаться. Еще и не то преживали - переживем и это.

Галина - 6-5-08 в 18:06

Френни, а мы шли "от обратного"...
Мой тогда почти-неговорящий сын года 2 подряд рвался разбирать все встречные розетки под напряжением. Сколько ужаса тогда пережила...:oh: До сих пор не могу объяснить эту кошмарную манию: любопытство? Но точно не привлечение внимания - реакция людей на вскрытые розетки его мало интересовала, а вот бурный восторг на короткое замыкание - был, да...
От отчаяния я закупила ему кучу разных розеток. Он их пробовал на вкус, разбирал-собирал, разбивал, ломал...пока не надоело бросаться на все окружающие розетки. На мое бескрайнее счастье.

mamaZ - 6-5-08 в 18:11

А мой, когда ему было 3 года, бросался на встречные машины!!! Я чуть не умерла, когда водитель успел затормозить, а мой засранец перебежал дорогу и смотрит на меня. Тогда слово "НЕЛЬЗЯ" ему было непонятно, и "кренделя" не помогали. Теперь боится, ну и слава Богу!:yes:

Фрэнни - 6-5-08 в 18:16

Цитата:
Исходное сообщение от Лана
Напоминает моего. Сильно.
Делать с этим почти ничего нельзя.
1. Убеждения. Действуют плохо, но все-таки... Нравоучения почти не катят. Но говорить, что люди будут плакать, потому что не смогут слушать музыку в наушниках все-таки стоит. еще можно попугать, причем тем, что действительно может случиться, а не абстрактным - а то мама любить не будет. Все равно ведь будет любить. Когда мой шалил вне дома, вне нашего радного города, я пугала его - нас выгонят из гостиницы, и мы будем ночевать на улице.
2. Перевод страсти в другое русло. Вы, обычные люди, не понимаете, как это здорово - разогнуть дужку. Вот разогну много-много дужек, и мир исправится... Ведь эти наушники - как мой аутизм, мешают людям воспринимать мир во всей его многогранности...
Так вот, достать проволоки равной по жесткости наушнической, понаделать дужек и дать ребенку поразгибать. Даже позаставлять его разгибать, когда он не хочет - чтоб надоело. Лучший способ погасить игру - заорганизовать ее.
3. Лишение стимула. Ребенок таким поведением добивается определенной реакции мамы - не давать ему эту реакцию! Дать понять, что ожидаемой реакции не будеи ни за что! Мой долго совал руки в окна квартир на первом этаже. Добивался, чтобы я рассказывала, что за окном, что есть форточка итд. Когда был малыш - терпимо было, а вырос огромным парнем - уже боюсь реакции жильцов. Молча оттаскивала его от окна и говорила одно и тоже : не буду смотреть, не буду говорить! Теперь как-то легче стало, пореже, почти прекратилось.
4. Терпение и бдительность. Выходя из дома - напоминать, что этого делать нельзя. Чуть завидя человека в наушниках - оттаскивать ребенка. Везде и всегда, почти на автомате.
5. Этот стереотип пройдет, появится новый. Еще неизвестно, будет ли новый лучше. Внушить себе, что ничего страшного, что с этим, как и прочим, мы успешно справимся. Не стесняться, не бояться, не раздражаться. Еще и не то преживали - переживем и это.


Спасибо большое! Расскажу всё маме. Моей самой первой реакцией было "а купите ему свои наушники", но сказать вслух не решилась, хотела сперва посоветоваться.
Он вообще любит всякие провода, скакалки. На занятиях большую нежность питает к велосипедному шлему. Надевает на меня, потом на себя и т.д. Но это уже другая история. А ещё есть у меня мальчик, который, идя по улице, любит потрогать (так небрежно задеть рукой) каждого встречного.

mamaZ - 6-5-08 в 18:19

Забыла, мой год назад научился плеваться и плевался в ответ на запрет или то, что ему не по нраву. Я его заставляла плеваться в душе в течении недели!!! Когда последний раз предложила, четко и ясно сказал: "Не хочу!" :-)

Фрэнни - 6-5-08 в 18:20

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
Френни, а мы шли "от обратного"...
Мой тогда почти-неговорящий сын года 2 подряд рвался разбирать все встречные розетки под напряжением. Сколько ужаса тогда пережила...:oh: До сих пор не могу объяснить эту кошмарную манию: любопытство? Но точно не привлечение внимания - реакция людей на вскрытые розетки его мало интересовала, а вот бурный восторг на короткое замыкание - был, да...
От отчаяния я закупила ему кучу разных розеток. Он их пробовал на вкус, разбирал-собирал, разбивал, ломал...пока не надоело бросаться на все окружающие розетки. На мое бескрайнее счастье.


Знаете, у меня сразу мысль была - купите ребёнку наушники! Но сразу озвучить побоялась. Дело в том, что психологи, мои "учитиля по аутизму" идут по пути борьбы со стереотипами. Принято "отбирать верёвочку". Моя же позиция немножко другая, хотя случаи разные бывают, нельзя обобщать. Кстати, это очень интересная тема для обсуждения - стереотипы: бороться или "разворачивать"?
Обсудим на форуме?

Фрэнни - 6-5-08 в 18:22

Цитата:
Исходное сообщение от mamaZ
А мой, когда ему было 3 года, бросался на встречные машины!!! Я чуть не умерла, когда водитель успел затормозить, а мой засранец перебежал дорогу и смотрит на меня. Тогда слово "НЕЛЬЗЯ" ему было непонятно, и "кренделя" не помогали. Теперь боится, ну и слава Богу!:yes:


Даа, и такое бывает, я сталкивалась... Хорошо, что боится! У нас один товарищ любил по краешку крыши ходить, и это ж в случае с нашими любимыми аутистами не редкость!

Галина - 6-5-08 в 18:28

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Дело в том, что психологи, мои "учитиля по аутизму" идут по пути борьбы со стереотипами. Принято "отбирать верёвочку". Моя же позиция немножко другая, хотя случаи разные бывают, нельзя обобщать. Кстати, это очень интересная тема для обсуждения - стереотипы: бороться или "разворачивать"?
Обсудим на форуме?

Совершенно верно! Один известный специалист, работающий с аутистами, к которому я обращалась за помощью (ведь эл. напряжение!!!!) категорически запретил даже прикасаться к розеткам.
Но ведь не закатаешь в бетон все розетки...
Да, тема - актуальная! С нашими аутятами и не знаешь где и когда выстрелит очередной "интерес"...
Вот у нас сейчас закрепился "успокоительный" стереотип: резка бумаги до молекул :-D, но это уже не так страшно... Порежет-порежет и уходит у него негатив.

mamaZ - 6-5-08 в 18:41

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
Вот у нас сейчас закрепился "успокоительный" стереотип: резка бумаги до молекул :-D, но это уже не так страшно... Порежет-порежет и уходит у него негатив.
Теперь понимаю, почему мой требовал ножницы и бумагу, измельчая ее до невозможного, а потом такой веселый становился! Я и сама не прочь при плохом настроении бумагу порвать :-D или посуду побить (шучу :-D)

Фрэнни - 6-5-08 в 19:11

Цитата:
Совершенно верно! Один известный специалист, работающий с аутистами, к которому я обращалась за помощью (ведь эл. напряжение!!!!) категорически запретил даже прикасаться к розеткам.
Но ведь не закатаешь в бетон все розетки...
Да, тема - актуальная! С нашими аутятами и не знаешь где и когда выстрелит очередной "интерес"...
Вот у нас сейчас закрепился "успокоительный" стереотип: резка бумаги до молекул :-D, но это уже не так страшно... Порежет-порежет и уходит у него негатив.


Да я ещё давно в великой книге "Аутичный ребёнок. Пути помощи" прочитала, что нет смысла "отбирать верёвочку", она от этого не перестанет "крутиться в голове". И человек обязательно найдёт что-нибудь другое! Отнимут всё - будет руками трясти перед глазами. А с другой стороны, когда рассказывают мама с папой, что они пять лет ходили (то есть дочка ходила) с одной ленточкой в руке, они с ней и спали, и стирали её, а без неё сразу начиналась жуткая истерика - это, по-моему, именно тот случай, когда имеет смысл пытаться "верёвочку" убирать. Тут очень трудно сохранить равновесие. И принятье, и "ломка стереотипа", и его развитие, переведение в игру, и трудно понять, где кончается "присоединение к ребёнку" и начинается путь наименьшего сопротивления.

Лана - 8-5-08 в 10:40

Мы тоже режем бумагу. Особенно тонкий картон, в нем есть приятная жесткость.
Прогоняя один стереотип, на его место приходит другой. Стереотипы бывают
полезные (поздороваться, попрощаться
нейтральные (ну кому мешает веревочка?)
нежелательные
смертельно опасные
Так вот, опасные корчуем без сомнений, полезные поддерживаем (на каком-то этапе глубокоаутичные дети здороваются на автомате), а со средней фракцией поступаем по состоянию ребенка. Если это относительно спокойный ребенок, с хорошими перспективами, то и с веревочкой можно побороться. В моем случае уж лучше веревочка, чем хватание людей за лицо. Гошка мой в 2 года одно время складывал бумажки в игрушку - деревянный домик. Прекратил - после длительной борьбы. Так он начал монетки в телевизор, в щелки бросать, пришлось чинить. Сняли крышку, а там мелочи на 72 рубля, копейками и гривенниками. Уж лучше б в домик бумажки продолжал совать, безопаснее и менее накладно.
Дети разные! Для когото веревочка - вред, а для кого-то - спасение от еще более худшего. Уж лучше веревочка, чем ... (ну, тут у каждого свой опыт, например, хватание прохожих или резка воротников рубашек). А специалисты.. Как бы помягче-то.. Онм ведь 24 часа в сутки с этими детьми не живут, не осуществляют за ними уход и присмотр ОДНИ, без помощников... Хотя специалисты люди хорошие, респект полный. Им кое-что невдомек. Они ведь раньше утверждали, что ВСЕ аутисты сторонятся тактильного контакта и не могут смотреть в глаза.
Поэтому решать близким ребенка (в том числе и близким специалистам, такое тоже бывает), а не том, кто с конкретным ребенком как следует и не знаком.

Галина - 8-5-08 в 11:39

Цитата:
Исходное сообщение от Лана
Так вот, опасные корчуем без сомнений.

Однозначно!
Вопрос каким образом "корчевать" в каждом конкретном случае? Каждый ребенок - индивидуален, поэтому, видимо, пути решения проблемы надо искать совместно с родителями, очень тщательно анализируя причину этой стереотипии - интерес исследователя, страх, потребность внимания? Что еще?
Технически, в нашем случае (розетки под напряжением) - было бесполезно увещать, бросаться на амбразуры, заклеивать обоями - находил другие, в другом месте....
У нас (слава Богу!) ушло после основательного знакомства с монтажными розетками - исследовательский интерес.
Цитата:
Исходное сообщение от Лана
Гошка мой в 2 года одно время складывал бумажки в игрушку - деревянный домик. Прекратил - после длительной борьбы. Так он начал монетки в телевизор, в щелки бросать, пришлось чинить. Сняли крышку, а там мелочи на 72 рубля, копейками и гривенниками. Уж лучше б в домик бумажки продолжал совать, безопаснее и менее накладно.

Поэтому я и не парюсь, что мой сын в минуты напряжения режет бумагу...

Shella - 9-5-08 в 22:32

У моего ребенка тоже хватает стереотипов. Он очень любит писать на книгах (у нас большая библиотека), а потом может выкинуть их в окно. Как- то выкинул из окна маленький телевизор (7 этаж) и свои игрушки машинки, поезд. Я его боюсь оставлять одного дома. Даже страшно думать до какого возраста это может продолжаться. А у моей мамы сейчас инсульт. Она с ним сидела. А я работала. Теперь мне не с кем оставить ребенка. Мне же надо быть в больнице. Мама сама не ест, я ее кормлю и не ходит. А этого ребенка нельзя оставить дома одного, он и в окно все выбрасывает и все такое. Отставляла у соседей. Помочь мне некому. А ведь его надо еще в школу водить, он на индивидуальном обучении. Не знаю, как я теперь буду работать. Придется няню искать. Но это тоже не так просто сделать.

Эвелина - 10-5-08 в 07:15

Цитата:

Даже страшно думать до какого возраста это может продолжаться.



http://www.7ya.ru/conf/confer-theme.aspx?cid=Others&tid=...

Это ссылка на тему о выбрасывании из окон с конференции "Семья". Девочке, о которой там идет речь - лет десять.


У нас пока - самая безобидная из стереотипий (т-т-т), но все равно она напрягает. Рассматриваем собственную руку и при этом громко вокализируем, поскольку не говорим. Чем больше вокруг народу, тем, так уж получается, мы это делаем громче и отчетливее.
Спрашивала совета у всех специалистов, которые работают с дитем. Все единогласно говорят: "Не трогайте". Единственный совет на эту тему был такой: "Если ребенок будет все время занят, то у него времени на стереотипии не останется".

Галина - 10-5-08 в 07:16

Цитата:
Исходное сообщение от Shella
У моего ребенка тоже хватает стереотипов. Он очень любит писать на книгах (у нас большая библиотека), а потом может выкинуть их в окно. Как- то выкинул из окна маленький телевизор (7 этаж) и свои игрушки машинки, поезд. Я его боюсь оставлять одного дома. Даже страшно думать до какого возраста это может продолжаться.

Похоже, это один из самых распространенных стереотипов...
У нас он тянулся очень долго 1-2 года. Во-первых сразу же, после первого случая застеклили балкон. Ну, а потом стали искать выход из этого "интереса".
Тоже "изжили" своим путем: после "каждого" выбрасывания вещей - спускались вниз в любое время суток (хочет он того или нет), прихватив веник и совок и Тима САМ убирал за собой. Что не билось подбирал, а битое аккуратно убирал в ближайшую урну.
Может быть "трудотерапия" сделала свое дело? выбрасывать стал все реже, а сейчас и балкон настеж и окно - все спокойно, ничего не выбрасывает и уже очень продолжительное время.

Галина - 10-5-08 в 07:45

Цитата:
Исходное сообщение от Эвелина
http://www.7ya.ru/conf/confer-theme.aspx?cid=Others&tid=...

Это ссылка на тему о выбрасывании из окон с конференции "Семья". Девочке, о которой там идет речь - лет десять.


Кстати, в том случае психолог посоветовала "переключить" выбрасывание предметов (тяжелых, в том числе) на бросание бумаги.
Лично мне кажется, что это не выход (возможно я не права...). Ведь действия остаются те же самые, независимо от того что в руках "легкое" или "тяжелое": берем-целимся-бросаем-наблюдаем за падением/полетом. А наблюдать за траекторией полета -это настоящий кайф! :-D и не важно, что случится дальше...(это я уже влезаю в шкурку аутенка:-))
Цитата:
Исходное сообщение от Эвелина
"Если ребенок будет все время занят, то у него времени на стереотипии не останется".

Золотые слова! :yes:

Галина - 10-5-08 в 11:07

А у нас с месяц назад родилась новая стереотипия: когда возникают затруднения в письме, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО "расписать" ручку на отдельном листочке: чиркает подолгу. Хотя я ему подобрала и ручку и стержень очень легко-пишущие.
Но так он пытается скрыть неуверенность в своих силах сможет ли написать новою букву, или слог, или слово.
Надеюсь, это постепенно пройдет, когда придет опыт в письме.

Эвелина - 10-5-08 в 14:53

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
Кстати, в том случае психолог посоветовала "переключить" выбрасывание предметов (тяжелых, в том числе) на бросание бумаги.
Лично мне кажется, что это не выход (возможно я не права...). Ведь действия остаются те же самые, независимо от того что в руках "легкое" или "тяжелое"

Расчет у психолога был, наверное, на то, что надоест девочке когда-нибудь бросать. Похоже, ей действительно на какое-то время надоело это делать, но запрета-то на это действие не было! Поэтому, когда снова захотелось, тут уж не разбираем, что бросать - легкое или тяжелое.

Mashanna - 10-5-08 в 16:10

А как быть с такими "зацикливаниями", как хождение по одной и той же дороге, причем, если место, куда мы идем не очень (то есть идет с неохотой), то может и пойти по другому пути. А вот если идем домой (всегда с большим желанием), то тогда только одинаковым путем!
Еще ездим в вагонах метро одного типа, если приезжает другой, то пропускаем!
Еда - отдельная тема. Блинчики обажает, но если ест их не дома, а в кафе например - а там без меда подают, как она привыкла, или разложат на тарелке не так, то уже есть не будет!!! Чай или воду пьет только из своей чашки!

Галина - 10-5-08 в 17:11

Цитата:
Исходное сообщение от Эвелина
Расчет у психолога был, наверное, на то, что надоест девочке когда-нибудь бросать.

Да, по всей видимости именно так. Но не совсем учтена сущность аутиста. Я тоже полностью за четкий запрет. Несмотря ни на что, но исходя из ситуации.
Так, мой сын после напряженной работы за уроками, довольно часто стал сильно топать (прямо пятками вбивать) по полу, а мы на 3-м этаже. Представляю - какое "удовольствие" доставляет это нижним соседям. Поговорили с Тимкой, он сказал, что ему очень ХОЧЕТСЯ потопать после уроков. Ну что же потопали, но в другом варианте: переобулся и от души натопался на лестничной площадке, успокоился. А там не очень-то потопаешь - пол бетонный (больно вбивать-то пяточки, они ж свои! :-)), да и прохладно - пулей влетел обратно.
Цитата:
Исходное сообщение от Mashanna
А как быть с такими "зацикливаниями", как хождение по одной и той же дороге

У нас это тоже было.
Но мы тогда год как переехали на новое место и я предположила, что это страх нового направления.
"вылечивались" от этой не очень удобной привычки прямо шажками в "нехорошую сторону". Да еще много чего интересного "находили": "ах, какое смешное дерево там растет", "Тим, посмотри, а здесь больше одуванчиков, давай поиграем в выдувалы?"! Так и победили упрямое нежелание идти по проторенным дорожкам. Ну, а теперь он почти взрослый - 9 лет, просто проговариваем куда нам надо пойти и каким путем мы сегодня пойдем. Все. Никаких истерик. Идем по обозначенному плану :-D Но даже если нужно поменять направление, это уже не вызывает возмущения. Главное - он знает цель, куда и для чего.

Mashanna - 10-5-08 в 19:58

Цитата:

в "нехорошую сторону". Да еще много чего интересного "находили"


Так то оно так, только та дорога, которой она любит ходить, интереснее и менее шумная. А по поводу "интересного", так она на это интересное западает и потом только мимо него и ходит, получается разницы никакой, раньше ходили только по одной, а теперь только по другой! Ко всему прочему оч плохо речь понимает, соответственно слушать не хочет мои объяснения! Да и еще вроде бы интересы ее понятны, а иной раз увижу на мой взгляд классные качели (она их любит) и скажу ей, а она даже в их сторону не посмотрит (хотя вроде в этот момент просто идем и ничем она не заинтересована). Вот и понимайте, как хотите!
Ох как все не просто!

mamaZ - 10-5-08 в 20:10

Цитата:
Исходное сообщение от Галина
Так, мой сын после напряженной работы за уроками, довольно часто стал сильно топать (прямо пятками вбивать) по полу, а мы на 3-м этаже. Представляю - какое "удовольствие" доставляет это нижним соседям. Поговорили с Тимкой, он сказал, что ему очень ХОЧЕТСЯ потопать после уроков. Ну что же потопали, но в другом варианте: переобулся и от души натопался на лестничной площадке, успокоился. А там не очень-то потопаешь - пол бетонный (больно вбивать-то пяточки, они ж свои! :-)), да и прохладно - пулей влетел обратно.

Век живи - век учись! Здорово Галина придумала! Похоже на наши плевки. :-D

Галина - 10-5-08 в 20:13

Цитата:
Исходное сообщение от Mashanna

Ох как все не просто!

В том-то и дело, что нет для наших ребяток одного единого рецепта!
Яркие индивидуальности! :yes: Вот и приходится изощряться в фантазии даже с о своим собственным ребенком...

Shella - 20-5-08 в 10:05

А у нас из окна много не выкинешь, у нас под окнами крыша женской консультации. Много на крышу кидать не очень хорошо, потом не уберешь. и летит также соседям на балконы, они ругаются.
Сейчас у него новое увлечение - плевать на нашу собаку. А собака на него лает. Короче все очень весело. Любит также грызть свою одежду до дыр. И грызть пульт от телевизора.

Лана - 20-5-08 в 17:11

Пульт можно намазать чем-то горьким, но не вредным для здоровья. Как и те места одежды, где грызут. Бесцветным расствором. Хлористым кальцием.
Про собаку надо рассказывать - как ей плохо, чтобы пожалел. Предлагать вместе пожалеть собачку.
Кидание с балкона лучше пресечь - всеми доступными способами. Но и трагедии не делать - куча здоровых детей кидает с балкона - просто наши это делают дольше.

оля мама кирилла - 25-4-09 в 23:40

И у меня ребенок выбрасывал свои перчатки в сточные канавы, причем по одной. Так что теперь у нас много перчаток но только левых или правых. А в окна тоже свои игрушки выбрасывает. И в унитаз конструктор сливает:yes:

Ola - 26-4-09 в 08:05

Цитата: Исходное сообщение добавлено оля мама кирилла  
... теперь у нас много перчаток но только левых или правых. ... :yes:
А Вы покупайте по несколько пар одинаковых, тогда есть шанс, что от двух пар разные руки останутся :-D Но между прочим, из одиночных перчаток ведь можно "наручных" кукол наделать, на кончики пальцев пришивают какие-то кукольные или самодельные головки, потом надевают на руку детям и взрослым и вперёд: кук. театр готов :jump:, можно с помощью таких штук много чего интересного делать с ребёнком.

ktyz - 18-5-09 в 14:18

Цитата: Исходное сообщение добавлено Фрэнни  
Принято "отбирать верёвочку". Моя же позиция немножко другая, хотя случаи разные бывают, нельзя обобщать. Кстати, это очень интересная тема для обсуждения - стереотипы: бороться или "разворачивать"?
Обсудим на форуме?


Я подозреваю, что стереотипы бывают очень разные по причинам.

Например ребенок с большими латенциями может душевно участвовать в жизни только если она ритуализированна до тех пор пока эти латенции не сократятся до разумных величин.

Или ребенок со слабым, а то и никаким, как у многих аутистов, центральным зрением может понимать происходящее в поле зрения только если сам его и генерирует.
Естественно он дрыгает веревочку в боковом поле, а что ему еще делать?
Потому как эти боковые поля нормально дают опору адаптации и реагированию, но не пониманию и не деятельности во внешнем мире.

А ребенок с корковыми дефицитами, сидящий на подкорковых примитивах, вынужден этим заниматься, потому как не справляется просто с более сложными деятельностями, а жить то как-то надо.
Такой ребенок, введенный в доступную игру сразу и вполне охотно бросает свое занятие.

Но случаи обсуждаемые в теме больше похожи на сенсорные дезинтеграции в базе, естественно соединенные с другими, но мене выраженными аспектами.

Получается, что возникают некие своеобразные сверхценные игры, в рамках которых ребенку удается что-то важное проработать.
Иначе бы он скажем от ломания розеток никогда бы не отказался.
И ему сильно повезло, что у него оказалась такая уважительная мама, которая "От отчаяния ... закупила ему кучу разных розеток" вместо того, чтобы, тоже от отчаяния, пороть до полусмерти, и ему в этой проработке помогла а не помешала.

Так что по моему обобщать надо, они помогают понять что же конкретно происходит.

Так что кому-то надо помогать построить стереотип, а кому-то помогать из него выбраться.

И, главное наверно, не загонять детей в стереотипы взрослых, которые принято красиво называть теориями.

Для этого по моему надо в первую очередь стараться не путать понимание с объяснением.

prozerpina - 18-5-09 в 18:48

Блин, очень интересная точка зрения, я всегда подозревала, что в стериотепиях задействован то или одно корковое поле. Хлопаю в ладоши. Т.к часто сталкиваюсь со стериотепиями и не только у аутичных детях то энто прямо кладезь.... Хотя я всегда думала, что во многих случаях это ширма которая закрывает от внешнего мира, сохраняя собственное Я

Nata - 18-5-09 в 19:42

Мы стали потихоньку использовать, подкреплять стереотипы "полезные" - например, определенный ритуал жизни, посещение различных мест, гигиенические процедуры и т.п. И, соответственно, нейтрализовать (не подреплять) вредные - повторение ругательств, услышанных где-то и т.д.
Ведь сами по себе стереотипы присутствуют в нашей жизни в норме (встал-почистил зубы-умылся-позавтракал- на работу...), они помогают жить, особенно в сложные моменты. Главное, не доводить их до абсолюта;-)

ktyz - 18-5-09 в 21:04

Цитата: Исходное сообщение добавлено prozerpina  
Хотя я всегда думала, что во многих случаях это ширма которая закрывает от внешнего мира, сохраняя собственное Я


Такой вариант тоже бывает, например у детей с проблемами "сенсорной интерпретации" как я предлагаю эту версию называть.
У таких детей стереотипии "отваливаются" или сильно ослабевают в ситуациях, в которых их не деструктурируют трудно ими переносимые факторы.
Это гораздо более распространенная проблема похоже чем принято думать: сколько Вы знаете "нормальных" людей не переносящих скрип, шелест, мотыльков, еще какую-нибудь незначительную мелочь?
Но для них это фактор явно посильнее ледяного душа, который можно таки терпеть, а они ведь совсем не могут.

Что с ними при этом происходит трудно понять, но бывают варианты, когда такая проблема наблюдается в связи с обычными тактильными впечатлениями с какой-то локальной области тела.

В этих случаях можно себе представить что происходит просто исходя из того, что помогает с проблемой справиться, а помогает "обычная" сенсорная стимуляция.
В кавычках потому, что ей почти никто не занимается. Во всяком случае практически всегда приходится рассказывать полную программу занятий.

Из этого понятно, что такой ребенок просто не может сообразить сильное или слабое ощущение он испытывает, оно опасное, важное или незначительное и т. д.

Сереотип в таких случаях действительно служит опорой помогающей игнорировать непереносимое.

ktyz - 18-5-09 в 21:21

Цитата: Исходное сообщение добавлено Nata  
Мы стали потихоньку использовать, подкреплять стереотипы "полезные" ... И, соответственно, нейтрализовать (не подреплять) вредные ...
Ведь сами по себе стереотипы присутствуют в нашей жизни в норме ... Главное, не доводить их до абсолюта;-)


Бывают люди, совершено нормально социализированные и профессионально успешные, но черезвычайно стереотипные в личной жизни. Совсем.
По ним видно, что даже если стереотипы требуют значительного времени это может особенно не мешать жить. Смотрят же многие граждане по 3 часа в день телевизор и ничего.
Проблемы на мой взгляд связаны либо с принудительностью стереотипов, либо с очень узкими их границами и неспособностью их пересечения.
Скажем ботинок стоящий под стулом можно взять и надеть, а стоящий рядом уже нет.

А вообще для стереотипов есть вполне симпатичное слово -- уклад.
В деревенской жизни очень ярко проступающий: встал, подкинул в печку дровишек, подоил корову, принес ей сенца ... .




prozerpina - 23-5-09 в 22:21

Ну в обыденной тот же режим это тоже стреоитипия. Но стериотепия полезная. Это жизненный сценарий по которыму легче двигаться

ktyz - 23-5-09 в 22:50

Я бы несколько развел уклад и режим.

Уклад это скорее естественный порядок вещей, а режим -- больше система решений, требующая усилий для ее соблюдения.

Т. е. уклад кажется гораздо более душевным образованием чем режим, который в большой степени рассудочный (я не говорю про вынужденный режим).