Форумы сайта Особое детство

Проявление самоагрессии - что делать?

Анна-Мария - 26-1-08 в 00:56

Раньше у нас такое бывало, но не особо ярко. Потом на несколько недель исчезло. Теперь возникло сразу в нескольких разных формах - ни одна из них пока не закрепилась как основная, но сейчас Аня частенько то за волосы себя тянет, то ушко щиплет, то пупок, то пальцы. О чем это говорит? Что можно сделать?

Эвелина - 26-1-08 в 07:42

На мой взгляд - это не слишком страшная самоагрессия, то есть ее можно игнорировать за милую душу - это если ребенок таким образом пытается привлечь к себе внимание.

Если Анюта самоагрессивна сама для себя - либо не обращать на это внимание, либо отвлечь.

Некоторые психологи считают, что это от недостатка любви. На эту тему:
http://neivid.livejournal.com/253419.html

Нам, не слишком, правда, радикально, помогла гомеопатия. Но мы дубасились головой о стенки.

Нейролептики тоже могут помочь. И зачастую тоже не слишком радикально.

Анна-Мария - 26-1-08 в 08:47

Дело в том, что как раз сейчас Аня получает очень много внимания - вряд ли она хочет еще больше. И на этом внимании и играх сначала все было хорошо, а теперь вдуг эти новости! Таблетки ей дать практически нереально. Отвлекать - отвлекаю, но как только ручки не заняты - вперед... Как бы успеть это пресечь, пока оно не выросло в привычку?

Мария_Дименштейн - 27-1-08 в 01:53

Цитата:
Исходное сообщение от Анна-Мария
Раньше у нас такое бывало, но не особо ярко. Потом на несколько недель исчезло. Теперь возникло сразу в нескольких разных формах - ни одна из них пока не закрепилась как основная, но сейчас Аня частенько то за волосы себя тянет, то ушко щиплет, то пупок, то пальцы. О чем это говорит? Что можно сделать?

Такие вещи могут говорить о разном, но довольно часто - о дефиците тактильных ощущений. Чтобы понять, как можно пытаться этот дефицит восполнить, напишите, пожалуйста, какого рода тактильные воздействия Аня любит, не любит, терпит, не выносит, стремится и т.д. Как относится к воде, мытью, прикосновению губки или мочалки? Любит ли она обниматься? Позволяет ли мыть голову и причесывать волосы? Есть ли разница в отношении Ани к поверхностным и глубоким ощущениям (есть дети, которые не выносят прикосновений, но любят сильные нажатия или щипки, а другие - наоборот)? Естественно, проверять такие вещи лучше всего в игре (пришел медведь, сейчас поймает, схватит, ... а теперь пришла лисичка, хвостиком машет, то ручку заденет, то спинку, а вот прилетела пчела, жужжит, ой, в волосах запуталась, скорей ее отгоняй... и.т.д. - насколько у Вас хватит фантазии). В зависимости от этого подумаем, в какие тактильные игры сейчас важно поиграть, но , во всяком случае, не стоит запрещать и вообще фиксировать внимание на Аниных действиях такого рода - как раз чтобы не закрепить.

Эвелина - 27-1-08 в 08:59

Может, тогда это появилось от избытка внимания? От того, что все чего-то от ребенка хотят, а она боится не соответствовать?

Анна-Мария - 27-1-08 в 14:21

Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Такие вещи могут говорить о разном, но довольно часто - о дефиците тактильных ощущений. Чтобы понять, как можно пытаться этот дефицит восполнить, напишите, пожалуйста, какого рода тактильные воздействия Аня любит, не любит, терпит, не выносит, стремится и т.д.

Проверять не надо – я это уже знаю назубок, как сапер – родное минное поле. А вот особой логики я не вижу.
Обниматься любит (со мной, папой, сестрой и одной из бабушек – другим людям прикасаться можно только в редчайших случаях). Поцелуй, особенно неожиданный, будет долго стирать ручкой. И вообще, неожиданное прикосновение может сильно рассердить или расстроить. Но – шутливо подуть в шейку или в пяточку почему-то можно.
Буйные игры со столкновениями, возня с другими детьми – можно. Толпа в автобусе – нельзя.
Стричь ногти можно – если мама что-нибудь искрометно врет фоном. Стричь волосы – очень трудно, даже стекла дрожат. Гель на УЗИ – катастрофа.
Вода – и хочется, и боязно. Голову мыть недавно стало легче – теперь она просто плачет, а не орет на весь дом.
В ванну боится уже полгода (раньше любила), на душ согласна, но без желания и только если быстренько.
Мочалка или губка – нереально, массаж в моем исполнении терпит, но недолго. Мокрые руки, брызги на одежде, стул, который вчера утром был мокрый – повод для трагедии. Зубы чистить можно, а умываться трудно. А вот поиграть игрушками в тазике можно. И наступить в тазик с водой и камешками – можно (и мокрыми ногами потом бегать!). И шишками можно играть, и наступать на них. Колючие мячики и колючие коврики тоже любит.
Примечание: понятия «мокро», «грязно», «холодно», «горячо» и «больно» стали различаться совсем недавно.


Цитата:

Может, тогда это появилось от избытка внимания? От того, что все чего-то от ребенка хотят, а она боится не соответствовать?

А вот поди спроси у нее - она не говорит почти.:weep:
Но я, вроде, не жду от нее результатов - в армию не завтра;-) Да и избыток внимания при втором ребенке - малореальная вещь.

babushka_m - 27-1-08 в 14:48

Цитата:
Исходное сообщение от Эвелина
Некоторые психологи считают, что это от недостатка любви. На эту тему:
http://neivid.livejournal.com/253419.html

Спасибо за ссылку! Очень остроумный текст!

Мария_Дименштейн - 29-1-08 в 02:36

Цитата:
Исходное сообщение от babushka_m
Цитата:
Исходное сообщение от Эвелина
Некоторые психологи считают, что это от недостатка любви. На эту тему:
http://neivid.livejournal.com/253419.html

Спасибо за ссылку! Очень остроумный текст!

Да, смешно! Надеюсь, никто не принял это всерьез :) ?

Мария_Дименштейн - 29-1-08 в 02:41

Цитата:
Исходное сообщение от Анна-Мария
Проверять не надо – я это уже знаю назубок, как сапер – родное минное поле. А вот особой логики я не вижу.

Мне кажется все довольно логичным. Своим и в игре можно многое, чужим и неожиданно - намного меньше, + к некоторым ощущениям и явлениям повышенная чувствительность. Поэтому я думаю, что приучать к новому и непривычному получится как раз у "своих", и при этом лучше всего - в игре. Игра позволяет очень сильно расширить диапазон возможностей. То, что просто так нельзя, понарошку - можно. И в шутку - можно. Если много играть в возню, "щипалки", "брызгалки" и другие тактильные игры, то обычно потребность в аутостимуляции (кстати, мне кажется, что это все-таки не самоагрессия) постепенно сходит на нет.

Анна-Мария - 29-1-08 в 17:46

Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Если много играть в возню, "щипалки", "брызгалки" и другие тактильные игры, то обычно потребность в аутостимуляции (кстати, мне кажется, что это все-таки не самоагрессия) постепенно сходит на нет.

Да, я как раз сегодня читала "Особое детство" Ирис Юханссон (потрясающая книжка, я столько о своем детстве вспомнила! ее надо всем читать, не только "тематическим" родителям!) и подумала - у Ани это именно аутостимуляция, она не причиняет себе реальной боли, она ищет ощущений.
Вытащила ей кучу всякого разного: шишек, колючек, тонких платков, пушистостей и т.п. Танцуем, сколько ей хочется (то есть, много). Мне кажется, надо еще поиграть с водой и с пеной, но она сейчас кашляет.
Щипаться Аня не перестала, но явно меньше этим увлекается. И - мне кажется, это очень важно - в игре, называя по именам детей на картинке или своих зверушек, охотно называет себя - Аня. Может, все эти щипания - как раз к этому?

Мария_Дименштейн - 30-1-08 в 01:07

Цитата:
Исходное сообщение от Анна-Мария
Щипаться Аня не перестала, но явно меньше этим увлекается. И - мне кажется, это очень важно - в игре, называя по именам детей на картинке или своих зверушек, охотно называет себя - Аня. Может, все эти щипания - как раз к этому?

Совершенно точно! Это способ почувствовать свое тело и осознать его как свое, а тактильными играми, танцами и т.д. Вы Ане в этом помогаете.

Инка - 10-2-08 в 10:52

У меня тоже дочка Аня. В саду она научилась бить кого-то по голове. Ее это веселит. И себя тоже бьет. При этом она еще почти не говорящий ребенок и на слова "нельзя" так делать еще больше смеется. Как с этим справиться не знаю.

Мария_Дименштейн - 10-2-08 в 20:35

Цитата:
Исходное сообщение от Инка
У меня тоже дочка Аня. В саду она научилась бить кого-то по голове. Ее это веселит. И себя тоже бьет. При этом она еще почти не говорящий ребенок и на слова "нельзя" так делать еще больше смеется. Как с этим справиться не знаю.

Как всегда, прежде чем думать, как справиться, надо попробовать понять, с чем связано такое поведение. Это попытка общения? Привлечение к себе внимания? Желание чего-то добиться? Получить или вызвать определенные эмоции? Насколько часто и в каких ситуациях Аня "дерется"? Как реагируют окружающие?
Сколько Анечке лет? Как она обычно общается с детьми и взрослыми?

Инка - 11-2-08 в 13:13

Да, это скорее попытка общения. Она не понимает, что другим больно. Стала бить брата, он старше, ей не отвечает, плачет. Научилась этому в детском саду и ей видимо понравились эмоции других людей.
Ане недавно исполнилось 5 лет. Слов пока еще очень мало, любит петь, через пение и стараемся ее научить речи. Так очень ласковая, контактная. По Никольской аутист 2 типа, по крайне мере почти все про нас. Начали со слов из мультфильмов.
Со взрослыми общается охотно, но в глаза заглядывает изредка только мне и бабушке. От других в основном отворачивается. С детьми (кроме брата) общаться не умеет, хотя очень ими интересуется. Иногда пытается взять их за руки. А они частенько пугаются, к сожалению.

Инка - 14-2-08 в 13:30

Интересно, что агрессивное поведение в основном бывает после сада. Когда целый день дома или у бабушки, то вечером спокойна. Но сейчас в саду ее стала оставлять одну и она, похоже, очень скучает. Понимаю, что наказывать нежелательно.

Мария_Дименштейн - 18-2-08 в 01:14

А как в саду воспитатели и дети реагируют?
Любит ли Аня залезть к Вам на ручки, приласкаться? Если она в саду скучает, возможно, после сада ей нужно побыть побольше с Вами, посидеть рядом, послушать тихие сказки, песенки; расскажите ей, что Вы тоже скучали, а теперь наконец вы вместе и т.д. В какой степени это с Аней возможно? Пусть это ваше общее время займет всего 5-10 минут, попробуйте и посмотрите, будет ли это влиять на дальнейшее Анино поведение.
А наказывать, мне кажется, не стоит: если это попытка общения, то надо пытаться показывать ей другие варианты, как можно пообщаться, если же Ане нравится, какие эмоции появляются при этом у других - то есть риск наказанием подкрепить такое поведение. Но, конечно, Вы не должны равнодушно смотреть, как она обижает брата. В любом случае его стоит защитить, приласкать (если он плачет), можно объяснить, что это Аня хочет с ним поиграть, и затеять совместную игру (повозиться, потолкаться, побросаться подушками или что-то еще, что Вам и сыну доставит удовольствие и позволит включить Аню в эту игру).

Инка - 25-3-08 в 08:57

Спасибо! Агрессия пропала вместе с ревностью к брату. Самоагрессия немножко осталась, но с каждым днем становится все меньше.

Wassa - 14-4-08 в 23:50

Добрый вечер, поскольку у меня ребенок-аутист и мы прошли этот этап с аутагрессией (самоагрессией) , хочу поделиться своими мыслями по этому поводу:
Долго не могла понять причины такого поведения, привлечение ли это моего внимания или просто она меня так наказывала? Как-то вспомнила, как я сама зачастую щипаю себя когда сильно болит зуб или закусываю палец в момент укола (уколов не боюсь просто привычка с детства осталась). Возможно дело в сильнейшем внутреннем дискомфорте (зачастую ребенок сам не может определить его источник) и находит такое своеобразное утешение в боли (как не парадоксально) - т.е. переключается на оч. сильные ощущения которые ему доступны и он их контролирует (думаю это важно). Возможно надо в таком случа найти замену этих сильных болевых ощущений на другие столь же сильные, что я только не искала :weep::oh::-[]
Для нас в итоге это:
РИТМ (музыка, счет, считалки, стихи, постукивания, хлопки).
ПРОГОВАРИВАНИЕ поведения - четко, что происходит в этот момент.
Завести дневник (в какое время, после чего, как долго, что после и т.п.)
МНОГО ЗАНЯТИЙ НА СЕНСОРИКУ!!! НА СВОЕ ТЕЛО!!!Похоже это главное.
И еще держите ребенка на руках, целуйте, обнимайте, песни пойте, но старайтесь бальше контактировать телесно.
И еще что бы ребенок много ползал по пластунски (опора на все тело)
На мой взгляд аутагрессия намного страшнее чем просто агрессия. У нас тоже начиналось с щипков - потом перебинтованные руки ("ломала" себе пальцы)
:-(

Nata - 12-4-09 в 09:28

У нас самоагрессия пошла в школе, но фоне конфликта с одноклассником, следы остались до сих пор...:susp: (царапал лицо, прошло три года). Пришлось пропоить курс нейролептиков (кстати, это видимо один из тех случаев, когда польза - снять остроту явления, больше чем вред). А началось кстати с того, что сын хотел обниматься - подходил к детям и крепко обхватывал в районе плеч (но мог попасть и на шею). В д/саду у нас проблем не было, воспитатели были в теме и следили только за тем, чтобы не обнимал не желающих и не хватал за шею.
Что делали:
попили лекарста, а затем (после консультации в корр. педагогике) насыщали сенсорными ощущениями. Обнимались мы много и без консультаций, но позанимались в сенсорной комнате, в группе у психолога (общение), играли крупами, и прочим разнофактурным материалом. Дома выплескивали эмоции криком, рычанием, рвали и комкали бумагу (играли в "снежки", в "снегопад" и "листопад"), рисовали пальцами.
И постоянно ненавязчиво направляем в контактах с людьми - обнять и поцеловать кого-то можно, когда другая сторона тоже хочет обниматься и согласна.
Сейчас иногда на эмоциональном порыве может пошлепать себя по щекам, но это не членовредительство. Видимо, сенсорных ощущений порой все же не достает.
:yes:

Агриппина - 17-4-09 в 23:14

Здравствуйте! У моей дочки тоже случаются приступы самоагресии. Чаще всего это реакция на запрет. То есть, когда ей чего-то хочется, она об этом сообщает, но получив в ответ "подожди" или "нет" или "после того, как мы доделаем что-то" - с силой грызет свою руку. До крови не доходит, но синяк остается. Раньше кусала того человека, который давал "неправильный ответ". Сейчас может кинуться к нему, но кусает при этом себя. Я тоже склонна думать, что она так компенсирует дискомфорт, который возникает в результате отказа или отсрочки получения желаемого. К сожалению, действенного способа остановить такое поведение я не нашла. Иногда удается заменить кусание проговариванием ситуации. Т.е. я прошу ее сказать, чем она недовольна. Сама она говорит не очень резво, но я говорю, а она за мной повторяет. Но иногда она не дает мне сказать и начинаются крики и кусания, при которых внешние раздражители не действуют.

Tasha - 17-4-09 в 23:33

Цитата: Исходное сообщение добавлено Агриппина  
Здравствуйте! У моей дочки тоже случаются приступы самоагресии. Чаще всего это реакция на запрет. То есть, когда ей чего-то хочется, она об этом сообщает, но получив в ответ "подожди" или "нет" или "после того, как мы доделаем что-то" - с силой грызет свою руку. До крови не доходит, но синяк остается. Раньше кусала того человека, который давал "неправильный ответ". Сейчас может кинуться к нему, но кусает при этом себя. Я тоже склонна думать, что она так компенсирует дискомфорт, который возникает в результате отказа или отсрочки получения желаемого. К сожалению, действенного способа остановить такое поведение я не нашла. Иногда удается заменить кусание проговариванием ситуации. Т.е. я прошу ее сказать, чем она недовольна. Сама она говорит не очень резво, но я говорю, а она за мной повторяет. Но иногда она не дает мне сказать и начинаются крики и кусания, при которых внешние раздражители не действуют.


У нас происходит тоже самое, только она не кусает себя, а кричит и стучит по столу (бывало до синяков). Спасает только что-нибудь вкусненькое.

Эвелина - 18-4-09 в 10:21

Цитата: Исходное сообщение добавлено Tasha  

У нас происходит тоже самое, только она не кусает себя, а кричит и стучит по столу (бывало до синяков). Спасает только что-нибудь вкусненькое.


С точки зрения бихевиористики, это чрезвычайно неправильно - давать при истериках пищевое подкрепление. Это как ситуация с морскими пиратами - им платят выкуп за заложников, и они тут же захватывают следующий корабль :-[].

Tasha - 18-4-09 в 13:57

Цитата: Исходное сообщение добавлено Эвелина  
Цитата: Исходное сообщение добавлено Tasha  

У нас происходит тоже самое, только она не кусает себя, а кричит и стучит по столу (бывало до синяков). Спасает только что-нибудь вкусненькое.

С точки зрения бихевиористики, это чрезвычайно неправильно - давать при истериках пищевое подкрепление. Это как ситуация с морскими пиратами - им платят выкуп за заложников, и они тут же захватывают следующий корабль :-[].

Я понимаю, что это не выход. И дома таким способом уже почти не пользуюсь (да и истерики дома уже почти прекратились). Но вот в больнице и на детской площадке пока без этого никак. Дома все чаще в подобных ситуациях выручают игрушки. Но не возьмешь же их всех с собой.

Наталья Волга - 20-2-12 в 00:15

У нас тоже эта проблема - самоагрессия. Практически на любой запрет или если ребенок не хочет что-то делать (есть, спать и т.д.) одна реакция - бьет себя по голове руками, довольно сильно, и кричит. Если успокоить не удается, может пытаться биться об стену головой (мы, конечно, удерживаем), может вцепиться в волосы или ударить меня. Самоагрессия уже вошла в привычку, к сожалению, происходит по неск. раз в день, иногда без видимой причины. Пытаюсь отвлечь, успокоить. После истерики объясняю, что так нельзя, приучала бить по подушке - но все безрезультатно... КАК отучить его??? Сыну 4 года, очень эмоциональный, вспыльчивый, но при этом ласковый, когда спокоен, любит обниматься, целует. Как и ребенок Nata, обнимает детей на улице, в садике и т.д. Как же ему помочь? :weep:

Moonlike - 20-2-12 в 09:27

4 го - значит еще достаточно маленький? Попробуйте его насильно обнимать при каждом таком случае. Схватить и прижать к себе. Не гладить-жалеть, а именно так - обнять крепко-крепко.
У меня с 8-милеткой даже иногда срабатывает.

Наталья Волга - 20-2-12 в 12:23

Да, конечно, и так делаю, но он вырывается и заводится еще больше

Moonlike - 20-2-12 в 18:21

Если он может вырваться - значит недостаточно крепко. Это же 4хлетка, а не подросток-переросток.

Nata - 20-2-12 в 18:35

в общем-то и агрессия и самоагрессия - это крайние проявления недовольства и неприятия ребем ситуации.
Может, проследив, в каких случаях это бывает, попробовать сделать ситуацию ему понятной, предсказуемой?
Ведь, когда ребенок идет куда-то, непонимая куда, попадает в неожиданное и непонятное (для него) место - он вполне имеет право не быть довольным. Он-то другого ожидал:-D. Если отработать заранее (объяснить - словами, карточками что понимает и воспринимает), куда и за чем идем, что там делаем, повторять это постоянно - проблем меньше.

Обнимашки - в принципе, это неплохо, хочет тактильных контактов, просто постарайтесь ввести это в приемлемые рамки. Если не говорит - спрашивайте у того, кого пытается обнять сами - можно тебя обнять, и поясняйте - "Маша согласна - можно обнять ее" (следя за силой объятия, они просто не чувствуют, насколько сильно давят, и следить, что бы не за шею, за туловище. Ну а если "жертва" обниматься не хочет - таки нельзя это. Усвоит со временем. Лучше со знакомыми, кто в курсе проблем начинать это. У нас в садике это было, там воспитатели следили, что бы не сильно давил, обнимая.

Наталья Волга - 20-2-12 в 22:16

спасибо! в последнее время стал мой деть больше понимать, стараюсь все объяснять и предупреждать такие взрывные ситуации. но эта вспыльчивость... и ведь почти уже избавились от этого самобитья, но полежал сын 2 недели в ПНД, и опять по новой да еще с удвоенной силой :oh:

Nata - 21-2-12 в 09:36

Ну а что вы хотите - госпитализация в таком возрасте для ребенка - это оооочень и очень сильный стресс! Откат в такой ситуации - явление понятное и нормальное. Наберитесь терпения, за 2-3 месяца все придет в свою колею. Это - его реакция отсроченная на переживания.

Наталья Волга - 6-10-12 в 08:39

прошло почти 8 месяцев. становится все хуже. приступы по много раз в день: кричит ужасно, со всей силы бьется головой об стену, ни на секунду не отойти даже в соседнюю комнату. агрессию вызывает очень многое, даже просто переодеть и покормить его бывает сложно, сразу пытается биться об стену, всего выкручивает, сила чудовищная, вдвоем еле удерживаем. бросила работу и целыми днями держу его во время истерик. ни о каких занятиях даже речи нет. это невыносимо. третий раз за год будем ложиться в психиатрическую больницу и оформляться в интернат. другого выхода не вижу. я в отчаянии.

Надя и Сахарок - 6-10-12 в 16:49

Ой Наталья, сил вам!

Moonlike - 6-10-12 в 17:04

Вы думаете, в интернате ему будет лучше?
Ну не верю я чудовищную силу 5-летки. Я бы в такой ситуации даже на нейролептики бы согласилась.

Наталья Волга - 6-10-12 в 17:23

счастливая вы мама, Moonlike. мы уже очень многое перепробовали, где только не обследовались и не занимались, пробовали в том числе и нейролептики. я бы не стала думать об интернате, если бы все не было так серьезно. речи нет, заниматься нереально, постоянная самоагрессия. такая жизнь - ад.

rozab - 6-10-12 в 18:15

http://www.youtube.com/watch?v=PPWL5yimhyg
Долго думала, ставить ли это видео. Я его впервые увидела несколько лет назад. Первая мысль была, неужели ничем нельзя помочь? Очень тяжёлое ощущение ...
Как защита от самоагрессии - шлем, посмотрите...
У нас были приступы агрессии, нам помогли в церкви, хотя для атеистов это не выход. Если интересно, отвечу, но только в личку.

Наталья Волга - 6-10-12 в 19:41

тяжелое видео, заставила себя досмотреть до конца... не оставляет иллюзий.

Дилена - 6-10-12 в 20:53

Да, смотреть тяжело. Сколько нужно иметь сил и выдержки маме. И ребёнка жаль.

У нас бывает самоагрессия, но в виде наказания самого себя, что-ли... Не хочет что-то делать и бывает, бьёт себя по голове.

Nata - 7-10-12 в 20:53

Может, у него там болит (голова). Потому и бъется. Они даже говорящие о боли не говорят и не показывают очень многие.
Никогда не забуду, как сын бился головой о стену от дикой боли. Вызываем 'Скорую', с ужасом гадая, мененгит это или энцефалит. ..Короче, после кучи спецов, выяснили - фурункул в ухе, наружный Отит. По отзывам болевших - боль жуткая. Так ведь болело до того, как орать и головой остену лупить сколько!
У сына подруги - УО, в 14 лет не читает, не пишет, не считает, речевые проблемы, короткими фразами только говорит . Но с младых когтей мог показать, где болит . А мой - нет. Дискомфорт чувствует озвучить не может, показать - тоже.
Сил вам все это пережить!

Наталья Волга - 7-10-12 в 22:12

Спасибо вам! Я тоже поначалу думала, что голова болит, но ведь это КАЖДЫЙ день, целыми днями, совершенно непредсказуемо: сидим спокойно себе, книжку читаю ему или играем в любимый конструктор и внезапно бешеный крик , к стене кидается, старается биться об нее, я удерживаю, вырывается, чтобы удариться посильнее. Сегодня еще смеяться стал во время приступов. Бьется об стену, кричит и смеется... Пишу и слезы текут. Сил больше нет все это выдерживать.