Форумы сайта Особое детство

сочетанные нарушения развития

Фрэнни - 20-1-07 в 18:52

Здравствуйте!
Я занимаюсь с мальчиком девяти лет (на дому, два раза в неделю). У него нарушение зрения (слепота), 3-я степень тугоухости, ДЦП (ходит только с поддержкой, может самостоятельно сидеть около двадцати минут) эписиндром, гидроцефалия.

Умеет:

1. Удерживать в руке небольшие игрушки.
2. Перекладывать их (с некоторой помощью) из одной коробки в другую.
3. Доставать игрушки из коробки по моей просьбе (я громко говорю: "бери")
Вообще начал реагировать на "бери" и "что там". Протягивает руку, ищет предмет.
4. Снимать с магнитной доски маленькие магниты (двумя пальцами).
5. Находить лицо взрослого, снимать с него очки, маски или платок.
6. Протягивать руку к источнику звука (погремушке) находить, брать.
7. Трясти в руке теми игрушками, которые нравятся. Остальные бросает.
8. Находить ручку коробки, снимать с коробки крышку (с некоторой помощью).
Находить спрятанный в коробке предмет.
9. Расстёгивать застёжку-липучку.
10. Идти (только с поддержкой) к источнику звука.
11. Очень хорошо держит чашку, ложку. Но убедить родителей
использовать эти умения во время еды я не могу. Он и так ест слишком медленно,
не глотает. Твёрдую пищу не ест из-за нарушений глотания.

Не могу научить его:
-стучать игрушкой по столу.
-толкать мяч, машинку.
-тянуть за кольцо вибрационной игрушки.
-отрывать кусочки ваты, теста.

И не очень уверена, что знаю, чему его учить дальше.

Мария_Дименштейн - 23-1-07 в 22:56

Фрэнни, чтобы понять, чему учить мальчика, с которым Вы занимаетесь, видимо, надо знать, одна ли Вы с ним занимаетесь или есть еще другие специалисты? Сотрудничаете ли Вы с ними? Ходит ли он в какую-либо школу? Чего ожидают от занятий родители (раз они не готовы использовать умения мальчика для, например, еды, значит, Ваши и их представления пока не согласованы. Возможно, это и есть самая первая задача - договориться с родителями о плане совместных действий.

Marsha - 25-1-07 в 17:09

Мне кажется, еще нужно понять, что его интересует, а что - пугает. Он может бояться сильных ощущений от вибрационной игрушки и не видеть, куда укатывается мяч и машинка:sleepy:

мамаПоли - 25-1-07 в 17:17

Пока не пришла Френни, отвечу я. насколько я знаю, Френни - волонтёр в доме-интернате. Так что - никто с малышом не занимается :(

Мария_Дименштейн - 25-1-07 в 20:07

Цитата:
Исходное сообщение от мамаПоли
Френни - волонтёр в доме-интернате. Так что - никто с малышом не занимается :(

Тогда кого Фрэнни не может убедить использовать умение держать ложку?

мамаПоли - 25-1-07 в 20:11

ой. Пардон, не заметила. Значит она в данном случае про домашнего ребёнка и правда говорит. Простите, коль ввела в заблуждение ;-)
Хотя она и волонтёрит тоже :shuffle:

Мария_Дименштейн - 25-1-07 в 20:21

Хорошо, что в Южной Дакоте тоже есть волонтеры :-)
Не хуже, чем у нас в Северной :yes:

Фрэнни - 26-1-07 в 00:36

Т.к. плохо умею пользоваться форумом, отвечу сразу всем:)

1. Мальчик домашний. Я занимаюсь с ним довольно давно и всё время пытаюсь договориться с родителями о плане совместных действий. А они делают что-то только при мне. Я всё время говорю им: "делайте, пожалуйста, так-то" или "давайте ему то-то и то-то". Они кивают. Мама там очень занятая, всё время работает, а бабушка, кажется, почти не верит в успех.
2. Раньше (лет до семи) ученик мой очень много занимался: бассейн, психолог, сурдоцентр, два раза в неделю - детский сад. Постепенно всё отпало, осталась только я. "Некому возить" и т.д. Хотя ребёнка очень любят и т.д.
3. Раньше он очень-очень любил вибрации, да и сейчас любит, но тянуть за колечко не хочет:) А мяч он конечно не видит, но слышит (у нас "звучащий мяч"). Мы его катим к бабушке, а потом вместе "смотрим", у кого он оказался.

Marsha - 26-1-07 в 09:27

Френни, а как вы видите, в чём основная проблема ребёнка? Что не дает ему двигаться дальше?:rolleyes:
Я имею в виду не диагнозы, а его состояние.

Фрэнни - 26-1-07 в 12:55

Основная проблема в том, что ему почти ничего не хочется. Например, раньше он любил, когда его подкидывают, и это можно было использовать в качестве поощрения. Потом разлюбил. Учить его есть и пить самостоятельно трудно, т.к. он не любит есть и пить - да ещё проблемы глотания. Он плохо переносит вторжение в своё личное пространство - сердится, когда что то делают, "показывают" его руками. В последнее время соглашается на некоторые виды деятельности, но особой радости от них не получает. Любит скидывать игрушки со своего столика. Любит музыку, но не делать что-нибудь под музыку, а просто слушать - чтоб никто не трогал. Некоторое время назад во время занятий начал улыбаться, даже смеялся, и мы радовались, а потом (после операции) опять замкнулся. Я стараюсь, чтобы во время занятий он двигался - например, мы с ним много ходим и сидим на ковре, потому что на своём стуле он сразу "засыпает". Я боюсь, что в какой-то момент я переборщила, стала требовать от него слишком много (и быстро). По неопытности, наверное. И теперь не знаю, как создать ему мотивацию.

Marsha - 26-1-07 в 21:00

А если положить на сенсорный коврик? Чтобы сам по себе поисследовал пространство. Только надо, чтобы не испугался

Marsha - 26-1-07 в 22:44

Может быть, вам стоит вернуться назад и какое-то время стараться набирать не навыки, а способы взаимодействия, которые будут интересны вам обоим. Чтобы из таких кусочков складывалось занятие.
Потом, отталкиваясь от них, можно будет учить чему-то новому

Фрэнни - 28-1-07 в 21:16

Цитата:
Исходное сообщение от Marsha
Может быть, вам стоит вернуться назад и какое-то время стараться набирать не навыки, а способы взаимодействия, которые будут интересны вам обоим. Чтобы из таких кусочков складывалось занятие.
Потом, отталкиваясь от них, можно будет учить чему-то новому


Да, я всё время об этом раздумываю... А например?

Фрэнни - 28-1-07 в 21:17

Цитата:
Исходное сообщение от Marsha
А если положить на сенсорный коврик? Чтобы сам по себе поисследовал пространство. Только надо, чтобы не испугался


На сенсорный коврик? А можно самой сделать сенсорный коврик?

Marsha - 29-1-07 в 16:29

Да, я всё время об этом раздумываю... А например?

Поискать, что ему нравится из младенческих игр, типа "в ямку - бух", собрать мешочек с любимыми игрушками, чтобы в нём рыться, песенки ему петь, на дудочке играть, ходить под стихи, сделать "маршрут" - сначала идете по подушкам, потом перелезаете через валик, потом отдыхаете на мяче (и каждый раз так, пока не привыкнет).
Мне хочется, чтобы он начал хоть что-нибудь с интересом изучать, ждать каких то маленьких событий (типа "бух!"), а вам?
Сенсорный коврик шьется из кусочков ткани разной фактуры - меха, шелка, шерсти, ситца, бархата и т.д. А дальше - смотрите по ребёнку. Можно специально сшивать вместе только контрастные на ощупь кусочки, или наоборот делать мягкие переходы. Можно обозначить специальной тканью (напр. скользкой) центр или границу коврика. Можно пришить колокольчики, маленькие кармашки для игрушек, сделать место для "театра", и к нему персонажей на липучках, и т.д.
Я прицепила файл с разными играми того же плана, посмотрите, может быть Вам ещё что-нибудь понравится.

Вложение: Тактильные РёРіСЂС‹.doc (27kB)
Этот файл был скачан 3295 раз


Фрэнни - 30-1-07 в 02:37

Спасибо большое. У меня есть много тактильных пособий - делала ему сама - баночки, оклеенные разной тканью, разные мячики, тактильные коробки. Раньше его раздражали прикосновения к незнакомым предметам, теперь привык, можно понять, какие поверхности ему нравятся.
Я пробовала играть в "бух", просто качатся вместе - иногда проходит, чаще - нет, он раздражается.
"Маршрут" нужно попробовать - мы ходим "по препятствиям", но постоянства не соблюдается. Наверно, в этом всё дело.
Мне тоже очень хочется, чтобы он стал что-либо с интересом исследовать.

Marsha - 30-1-07 в 15:14

Мнение Анны Львовны Битовой (консультант ЦЛП): во-первых, обязательно нужна школа, потому что мальчик уже большой, а мотивация у ребенка школьного возраста лучше всего создается в группе. Как у вас в Дакоте с этим? В Москве таких школ две...
Во-вторых, сенсорную стимуляцию надо применять очень осторожно, чтобы не спровоцировать приступы (если есть предрасположенность), не напугать и не растормозить ребёнка

Фрэнни - 30-1-07 в 18:53

Цитата:
Исходное сообщение от Marsha
Мнение Анны Львовны Битовой (консультант ЦЛП): во-первых, обязательно нужна школа, потому что мальчик уже большой, а мотивация у ребенка школьного возраста лучше всего создается в группе. Как у вас в Дакоте с этим? В Москве таких школ две...
Во-вторых, сенсорную стимуляцию надо применять очень осторожно, чтобы не спровоцировать приступы (если есть предрасположенность), не напугать и не растормозить ребёнка


Я тоже считаю, что ему школа нужна (на самом деле мы в Питере живём). Раньше его возили два раза в неделю в садик, потом перестали ("трудно, машина одна, отец на ней уезжает на работу"). Мама говорила, что хочет индивидуальные занятия на дому - но и эта тема потом угасла.

Да, я заметила, что если сенсорных впечатлений слишком много, они провоцируют ухудшение самочувствия.
Наверное, знакомство с новыми ощущениями нужно проводить постепенно и в медленном темпе?

Marsha - 30-1-07 в 22:58

Френни, смотрите по ребёнку. Ему НЕ ДОЛЖНО становиться плохо от занятий, никогда и нипочему. Как минимум снимайте накал и давайте всё медленнее и понемножку (Может быть, вообще попробуйте с другой стороны - через стереотип, контактные игры и т.д.). Здесь вообще другой смысл у сенсорных занятий - не столько тонус поднять, сколько просто заинтересовать окружающим миром, чтобы начал исследовать его сам. +активизировать руки. Т.е. много интересных предметов и максимум его инициативы (а Вашу - минимизировать)
А Вам есть где проконсультироваться в Питере? Чтобы ездить показываться раз в месяц-два? Это важно, потому что очень нежный ребёнок, судя по Вашему описанию.

Има_Захарова - 30-1-07 в 23:22

Фрэнни, а как он относится к близкому контакту, эмоциональному взаимодействию? Имеется в виду, что вы просто общаетесь, обнимаетесь, шепчете что-нибудь на ушко, прикасаетесь к нему. Утомляет ли это его? Ухудшает ли самочуствие? Ищет ли он сам общения с Вами или родителями? С кем предпочитает общаться?

Фрэнни - 3-2-07 в 23:35

Сегодня попробовала - гораздо медленнее всё делали,
не побуждала его к хватанию, хотелось, чтобы сам брал. Гораздо лучше выходит, хотя местами очень "сонно". Но протеста не возникает. Интересно, что до операции ему многое нравилось, он улыбался, веселился... А теперь всё заново. Я знаю за собой эту ошибку - слишком быстрый темп, риск, что ребёнок превратится в "объект воздействия". Стараюсь отучиваться...
У бабушки, кстати, стериотип такой: надо заставлять. Чтоб всё делал. Быстро. Если нет - "плохо занимается".
Объясняю - не понимает. Мама понимает - и то хорошо.
Но у неё период надежд и энтузиазма прошел давно. Прошу, например, купить лёгкую чашку, учиться пить - не покупает, хотя каждый раз напоминаю. Прошу давать ему "посмотреть" ложку, тарелку перед едой - не даёт.
И так далее. Поэтому не знаю, согласится ли она возить его куда-нибудь по моей просьбе.
С ним занимались раньше педагоги из Института Раннего Вмешательства - но, кажется, без особого результата.

Фрэнни - 3-2-07 в 23:41

Цитата:
Исходное сообщение от Има_Захарова
Фрэнни, а как он относится к близкому контакту, эмоциональному взаимодействию? Имеется в виду, что вы просто общаетесь, обнимаетесь, шепчете что-нибудь на ушко, прикасаетесь к нему. Утомляет ли это его? Ухудшает ли самочуствие? Ищет ли он сам общения с Вами или родителями? С кем предпочитает общаться?


К такому общению он относится по-разному, в зависимости от настроения, самочувствия и т.д. Иногда резко отрицательно. Иногда спокойно, скорее положительно. Иногда радуется. Сам общения он не ищет - по крайней мере явно. В хорошем настроении кричит, размахивает руками, но, кажется, самодостаточен в своей радости. Раньше мог взять руку взрослого и показать, что хочет прыгать. Теперь перестал. Любит, когда кто-то кладёт на его столик игрушки, а он их скидывает на пол. Раньше веселился, когда мы играли в мяч - бабушка кидала, мы хватали обеими руками. Теперь и это разлюбил. На занятиях не улыбается уже пару месяцев. А я так радовалась, когда он начал эмоционально реагировать на игры.

Marsha - 4-2-07 в 17:40

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Прошу давать ему "посмотреть" ложку, тарелку перед едой

Т.е. расписание дня Вы пробовали. А если такое же расписание, но внутри занятия - перед каждым новым делом давать "посмотреть" символ (тоже в его темпе, без принуждения)

Фрэнни - 4-2-07 в 23:07

Цитата:
Исходное сообщение от Marsha
Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Прошу давать ему "посмотреть" ложку, тарелку перед едой

Т.е. расписание дня Вы пробовали. А если такое же расписание, но внутри занятия - перед каждым новым делом давать "посмотреть" символ (тоже в его темпе, без принуждения)


А как? Например, перед тем, как играть в мяч, я даю ему посмотреть мяч. А что давать, например, перед открыванием коробочек? Я и даю коробочку. Но это же не символ, а начало нового дела...
А вообще - сегодня было гораздо лучше! Будем пробовать дальше.

Мария_Дименштейн - 4-2-07 в 23:50

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
А как? Например, перед тем, как играть в мяч, я даю ему посмотреть мяч. А что давать, например, перед открыванием коробочек? Я и даю коробочку. Но это же не символ, а начало нового дела...

Ну да, наверное, символизация пока ему сложновата. А как он относится к возможности выбирать, чем сейчас вы будете заниматься (например, если дать ему потрогать мяч и коробочку, покажет ли он как-то свое предпочтение)?

Фрэнни - 5-2-07 в 23:03

Цитата:
Ну да, наверное, символизация пока ему сложновата. А как он относится к возможности выбирать, чем сейчас вы будете заниматься (например, если дать ему потрогать мяч и коробочку, покажет ли он как-то свое предпочтение)?


Да, это он может. Я часто так и делаю. То есть он может выбрать более привлекательный для себя предмет. Задержит свою руку на мяче, возьмёт погремушку и т.д.

little_orange - 6-2-07 в 08:56

А как? Например, перед тем, как играть в мяч, я даю ему посмотреть мяч. А что давать, например, перед открыванием коробочек? Я и даю коробочку. Но это же не символ, а начало нового дела...

У нас на занятиях для детей сделали фотоальбом с очень крупными фотографиями. На фото - то, чем они будут сейчас заниматься: кукла, кукольный театр, улитка, фантики... Мы листаем странички по ходу занятия и смотрим, чем же сейчас займемся.

Marsha - 6-2-07 в 14:22

little_orange, ребёнок-то незрячий! :glass: Нужно придумать такие символы, которые можно пощупать

Marsha - 6-2-07 в 14:25

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Да, это он может. Я часто так и делаю. То есть он может выбрать более привлекательный для себя предмет. Задержит свою руку на мяче, возьмёт погремушку и т.д.


:jump:Это очень важно, что он сам выбирает, я бы его всячески поощряла в этом направлении

Фрэнни - 7-2-07 в 21:12

Ура, товарищи!

Сегодня занимались - прогресс налицо!
Всем огромное спасибо за ценные указания!

Мария_Дименштейн - 8-2-07 в 03:14

Фрэнни, пишите, как будут идти дела! Можно и дальше время от времени устраивать "мозговые штурмы" про этого мальчика.
А еще, может быть, многим специалистам и родителям было бы интересно обсудить подробнее разные идеи и методы работы с детьми с сочетанными нарушениями, поделиться опытом и проблемами?

Фрэнни - 8-2-07 в 22:21

Хорошо, обязательно буду рассказывть, особенно если что-то новое появится.
Тема сочетанных нарушений - она всегда остро стоит - ведь довольно трудно найти необходимые материалы, методики и т.д.

Marsha - 13-2-07 в 22:39

Френни, а какими методиками Вы пользуетесь? Я не помню ни одной толковой книги по сочетанным нарушениям :weep:, приходится сочинять этакий компот: младенческие упражнения + методики работы со слепыми/глухими + оперантные расписания + всякие аутичные идеи и море интуиции :oh:. Поделитесь полезной информацией!

Фрэнни - 24-2-07 в 00:28

Цитата:
Исходное сообщение от Marsha
Френни, а какими методиками Вы пользуетесь? Я не помню ни одной толковой книги по сочетанным нарушениям :weep:, приходится сочинять этакий компот: младенческие упражнения + методики работы со слепыми/глухими + оперантные расписания + всякие аутичные идеи и море интуиции :oh:. Поделитесь полезной информацией!


Да, это большая проблема. У меня тоже "компот". Раскапывала разные статьи про множественные нарушения развития (есть хорошая статья, скажем, у Саламатиной. Вам не попадалась? Это мне надо было просмотреть все номера журнала "дефектология" подряд. Неплохой журнал... Но по нашей теме там очень мало информации.

Мария_Дименштейн - 24-2-07 в 23:27

Вот что находит Яндекс по запросу "Дети с множественными нарушениями":
Саломатина И.В.
Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями (Перевод с английского) // Дефектология. - 1998 .- N2
Баранова Н. Ю., Довбня С. В., Емец М. М. Опыт работы с детьми раннего возраста, имеющими множественные нарушения.
Вопросы дефектологии, 1999, № 4, с. 23-26.
Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением // Дефектология. - №3. - 1996.

Возможно, что-то из этого можно найти в электронном виде - пока не искала.

Посмотрим еще в нашей библиотеке.

Да, кстати, как открывается статья "Тактильные игры" из сообщения Marsha от 29.01 ? У меня не получается.

мамаПоли - 24-2-07 в 23:53

Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Да, кстати, как открывается статья "Тактильные игры" из сообщения Marsha от 29.01 ? У меня не получается.

Проверила. Всё открывается. Там нужно скачать файл. Нажимаете на ссылку. Появляется окно, в нём выбираете то, что вам предпочтительнее - открыть или сразу сохранить на компьютер. И жмёте соответствующую кнопку.

Ola - 25-2-07 в 00:49

А у меня тоже не скачивается: когда появляется табличка, там можно нажать только кнопку "Отмена"

копирую прямо сюда (у меня всё открывается)

мамаПоли - 25-2-07 в 00:53

Цитата:
Исходное сообщение от Ola
А у меня тоже не скачивается: когда появляется табличка, там можно нажать только кнопку "Отмена"

Тактильные игры

ТАКТИЛЬНОЕ ОДЕЯЛО
Сшейте его из кусочков разной ткани. Одеяло должно быть достаточно большим, чтобы ребенок мог лежать на нем в периоды игры|бодрствования.
Если оно будет теплым, ребенок сможет лежать на нем раздетым и получать тактильные ощущения всем телом.
Возможные материалы: вельвет, атлас, рубчатый плис, войлок, вышитая ткань, деним, винил, шерсть, вязаные кусочки, тафта.
Ребенок почувствует разницу не только между шершавым и гладким, но и между холодным и теплым.

Усложненный вариант - одеяло с нашитыми картинами, (историями, формами, цифрами, именами и т.д.) из лоскутков.

ТАКТИЛЬНАЯ ПОДУШКА
Для такой подушки можно придумать иcторию или просто сюжет, при этом сама подушка будет фоном, а герои истории могут прикреляться к ней пуговицами, кнопками, или липучкой, в зависимости от ловкости рук ребенка.
Такая подушка будет стимулировать зрение и тактильные ощущения ребенка, разовьет его мелкую моторику.

С ней можно считать, учить ребенка цветам и простым понятиям (части тела, верх|низ, такой же, сколько).

Яркие краски и разнообразные поверхности подушки могут побудить ребенка обследовать ее тактильно.

Можно задействовать еще и слух, прикрепив к фигуркам (или вложив к ним внутрь), колокольчики.

Части фона могут быть неизменными, а могут и меняться вместе с историей.

ЖЕСТЯНКА ДЛЯ ОЩУПЫВАНИЯ
Приклейте на старую банку из-под краски кусочки меха или фетра, можно в форме человечка или зверя. К крышке или верхнему ободку можно приклеить "волосы", так, чтобы они снимались.

Такое ведерко может стать местом для тактильных экспериментов с пенопластом, клубками ниток, деревянными кубиками, пластиковыми кубиками, мехом, перьями и т.д.

Можно узнавать спрятанные в ведре предметы на ощупь. Возьмите, например, машинку, пуговицу, кольцо, прищепку, кубик, ложку, фрукт, чашку, резинку, перо, фонарик, яйцо, вилку, очки, наждачную бумагу.

Можно играть, находя по заказу твердое, мягкое, маленькое, большое, шершавое, гладкое, легкое, тяжелое и т.д.

ТАКТИЛЬНЫЙ МЯЧ
Сделайте мяч из тканей разной фактуры.

ТАКТИЛЬНЫЙ КУБИК
Сделайте игральный кубик из тканей с одинаковыми или разными поверхностями. Вместо точек пришейте пуговицы (они тоже могут быть разными на ощупь).

КОРОБКА ДЛЯ ОЩУПЫВАНИЯ
Можно просто взять картонную коробку, пластиковую миску или пластмассовую коробочку от мороженого, можно сделать ее самим, яркой и интересной на ощупь.
Например, приклейте на коробку снаружи:
кусочки пенопласта
катушки
песок
опилки
яичную скорлупу
ткань
пуговицы
полистирол
пластик
другие предметы
Изнутри вы можете обклеить коробку полосками интересных для ощупывания материалов (рис, овес, шерсть, ракушки, пуговицы, полистирол и т.д.). Кроме того, ее можно наполнить разными на ощупь предметами.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК
В мешочек, перетянутый веревочкой, сложите разные предметы для ощупывания. Ребенок должен засунуть туда руку и какой-нибудь из них нащупать. Можно поговорить о свойствах предмета - длинный он или короткий, мягкий или жесткий, тяжелый или легкий и т.д, выяснить для чего он используется.
Кроме того, можно, не вынимая предмета из мешочка, угадывать, что это такое.
Можно приготовить два мешочка и отыскивать в них одинаковые на ощупь предметы.

ТАКТИЛЬНОЕ ДОМИНО
Сделайте геометрическое домино из картона, наклеив на него фигуры из наждачной бумаги. Играйте так же, как и в обычное домино.

ТАКТИЛЬНЫЙ СНЭП
Сделайте карты с поверхностями разной фактуры, или с приклеенными кусочками наждачной бумаги разных форм, так, чтобы было по две карты каждого вида. Цель игры - найти парные карты.

В СЕТКЕ ИЗ-ПОД ЛУКА
Сложите в сетку из-под лука пластиковые крышки от бутылок. Эту плетенку можно:
трясти
бросать
ловить
проводить ею по коже
использовать как мобиль для стимуляции слуха, зрения и тактильного восприятия.

Вместо крышек можно взять:
мраморные шарики
большие пуговицы
металлические крышки от бутылок
мячики для пинг-понга
колокольчики
бусины
маленькие деревянные кубики

Ola - 25-2-07 в 00:58

Спасибо!

Marsha - 25-2-07 в 17:34

Вот ещё забавная игрушка ;-)
(прикрепила файл, надеюсь, у всех откроется)

Вложение: Korobka.doc (12kB)
Этот файл был скачан 1449 раз


Lesik - 9-6-07 в 08:55

Здравствуйте. Если ребенок хорошо реагирует на музыку (если я правильно поняла, он плохо, но слышит) можно попробовать фортепиано. Многим деткам нравится. И много случаев было, когда слепой ребенок, играл лучше, чем некоторые взрослые. По поводу тактильных ощущений. Есть алфавит из пластика. Ребенок будет ощупывать буквы и по очертаниям находить нужные. Продаются также специальные мячики с разными поверхностями, тоже можно использовать для сенсорного воздействия. Если найду какие-либо игры, занятия - напишу.

Мария_Дименштейн - 13-1-08 в 19:38

Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Хорошо, обязательно буду рассказывть, особенно если что-то новое появится.
Тема сочетанных нарушений - она всегда остро стоит - ведь довольно трудно найти необходимые материалы, методики и т.д.

Ловлю на слове!

Фрэнни - 13-1-08 в 22:14

Цитата:
Исходное сообщение от Мария_Дименштейн
Цитата:
Исходное сообщение от Фрэнни
Хорошо, обязательно буду рассказывть, особенно если что-то новое появится.
Тема сочетанных нарушений - она всегда остро стоит - ведь довольно трудно найти необходимые материалы, методики и т.д.

Ловлю на слове!


Егор
стал заниматься с радостью.
то есть, я хочу сказать,
что раньше он злился или
изображал глубокий уход в себя
в ответ на любое предложение
делать что-то вместе.
А теперь у нас появилось некоторое
количество "форм взаимодействия",
игр и занятий, которые Егор делит
на "нравится" и "не нравится".
Очень чётко. Я думаю, это хороший
признак.

И список "нравится" постепенно растёт.
"нравится" - это улыбка, махание рукой
и звуки типа "пфффффффффф!" И, что лучше всего,
попытка найти мою руку с игрушкой,
чтобы я продолжила играть.
На самом деле, конечно, и раньше
можно было бы этого достичь,
нужно было только не торопиться
и внимательно слушать его.