Пропуск в ПНИ

Вопрос: 

Очень часто сталкиваюсь с просьбой предъявить пропуск в ПНИ. Обосновано ли это требование?

Ответ: 

Вы не уточнили, о каких пропусках идет речь: о допуске посетителей в ПНИ к получателям социальных услуг или о выходе проживающих в ПНИ людей (получателей социальных услуг) за пределы территории ПНИ. Как лучше поступить в каждом конкретном случае – заранее сказать сложно. Вряд ли, например, ознакомление охранников с правами получателей социальных услуг даст какие-то положительные результаты. Для начала проанализирую правовой аспект описанных проблемных ситуаций по обоим вариантам.

Если администрацией интерната в целях обеспечения безопасности получателей социальных услуг привлечено частное охранное предприятие, то применим Закон РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», определяющий, в том числе, понятие «пропускной режим» – «порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны)». Среди прав охранников предусмотрено право «осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц» (ст. 12.1). При этом информация о пропускном режиме должна быть размещена «в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию» и пропускной режим должен быть организован таким образом, чтобы не ограничивать права получателей социальных услуг и их посетителей.

Допуск внешних посетителей в ПНИ не может ограничиваться в том случае, если это посетители проживающих в ПНИ граждан (то есть, если они знают, к кому идут, и их ждут) – это право следует из права получателя социальных услуг на свободное посещение родственниками и иными лицами, закрепленное в ст. 9 ФЗ «Об основах социального обслуживания РФ». Поскольку на основании ст. 9 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» получатели социальных услуг имеют право принимать любых посетителей по своему желанию, то процедура оформления пропуска, если она существует, не должна становиться препятствием для посещения. Это означает, что по закону охрана не может произвольно отказать посетителю в проходе на территорию интерната в дневное или вечернее время на основании отсутствия пропуска.

То же касается входа и выхода проживающих в ПНИ получателей социальных услуг: охранники не имеют права произвольно ограничивать право человека на свободу перемещения, если интернат является местом его постоянного проживания. Выход проживающих в ПНИ граждан, как дееспособных, так и недееспособных, не может быть ограничен охранниками ПНИ в силу конституционного права каждого на свободу передвижения и выбора места пребывания, поскольку ограничения конституционных прав возможны только на основании прямого указания федерального законодательства, а ПНИ не являются по закону местами ограничения или лишения свободы. Хотя это пока мало соотносится с реальностью интернатов, но есть правовые основания отстаивать именно такую позицию. Конечно, в ПНИ немало людей, которым для их безопасности или для помощи в передвижении при выходе за территорию интерната нужны сопровождающие. Но обязанность интерната – не ограничивать права получателей социальных услуг, а обеспечить условия для их реализации.

И конечно, какое-либо ограничение выхода человека из интерната с правовой точки зрения недопустимо на основании решения охранника (скорее всего, на практике охранники руководствуются распоряжением персонала ПНИ). Можно попробовать добиваться того, чтобы процедура выдачи «пропусков» и «разрешений» по крайней мере была доведена до сведения проживающих в ПНИ людей, чтобы было понятно, кто и на каком основании принимает решение о том, разрешать или не разрешать выход.

В качестве практического совета человеку, которому охранник запрещает выход, можно рекомендовать узнать у охранника, на каком основании он это делает. Конечно, такой вопрос может вызвать негативную реакцию охранников, но альтернатива этому одна – не выходить за пределы ПНИ, если это запрещено.

На практике мне не приходилось сталкиваться с информацией о том, что в каком-то ПНИ всем посетителям был полностью запрещен вход. Бывает, что устанавливают «часы посещений», не пускают на «закрытые отделения», не пускают волонтеров общественных организаций. На мой взгляд, в этих ситуациях можно и нужно добиваться посещения, тем более, что «внешним» для ПНИ людям это делать, конечно, гораздо безопаснее.

Что касается права свободного выхода проживающих в ПНИ граждан за пределы интерната, то ситуация на практике складывается иначе. Часто для выхода требуется разрешение персонала либо обязательное сопровождение сотрудником персонала (прежде всего это касается, конечно, лишенных дееспособности людей). «Степень свободы» выхода может различаться от интерната к интернату. Как мне кажется, это та сфера, в которой вполне возможны улучшения – по крайней мере, законодательные условия для этого есть.

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии