Чем регулируется прием (зачисление) ребенка c нарушениями развития в детский сад и как обстоят дела на практике?
При необходимости можно одновременно воспользоваться всеми тремя вариантами.По закону родители вправе привести любого ребенка в детский сад по месту жительства, и его обязаны туда принять. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Право на образование «особого» ребенка закреплено в весьма значимых международных и российских нормативных актах. В частности, в Конституции РФ (ст. 43), Законе РФ «Об образовании» (ст. 5, 18, 50, 52), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 18, 19),.
Статья 18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. N 3266-1 посвящена дошкольному воспитанию:
«3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому».
Если ребенку была оформлена инвалидность, то родителю при реализации его права на дошкольное воспитание следует опираться также на следующие правовые акты:
1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (статья 18). Государство гарантирует «образование детей-инвалидов» в «соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида», представляет им «необходимые реабилитационные меры» и создает «необходимые условия» для «пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа» и для обучения в «как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях». Мама ребенка при желании и возможности может сопровождать его на различные занятия. В индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида может быть вписан помощник, который будет его сопровождать его на различных занятиях. Поэтому, например, отказ заведующего детского сада принять ребенка под предлогом, что его будут обижать другие дети (1), что родители других детей будут против (2), что педагоги не смогут заниматься с таким ребенком (3), является незаконным. Рассмотрим поподробнее такого рода отказы:
(1) Предотвращение агрессии к такому ребенку со стороны других детей входит в число стандартных педагогических задач воспитателей детского образовательного учреждения (ДОУ);
(2) В случае протеста со стороны других родителей (что весьма сомнительно!) воспитатели и руководители учреждения должны разъяснять родителям позицию равенства и толерантности, подкрепив ее собственным примером отношения к такому ребенку;
(3) Поскольку в дошкольном учреждении общего типа в соответствии с законом ребенку-инвалиду должны создаваться специальные условия, руководитель должен озаботиться ставкой помощника воспитателя либо поддержкой медицинского работника (например, в случае эпилептических приступов – обучить персонал первой помощи) либо согласиться на присутствие мамы ребенка на занятиях или в помещении, если это необходимо).
2. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.1992г. № 1157, где закреплено, что «дети-инвалиды … обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке».
Правила зачисления ребенка в ДОУ и его пребывания там в Российской Федерации регулируются Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г № 3266-1, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» утв. Постановление Правительства от 01.07.1995 N 677 и др. документами.
Организация функционирования дошкольных учреждений является обязанностью органов образования местной администрации. Если мест в этих учреждениях не хватает, то создаются списки очередности предоставления детям мест в данных учреждениях, а дети-инвалиды имеют преимущества при распределении свободных мест. В частности, это позволяет преодолеть попытку чиновников не допустить «особого» ребенка в ближайший детский сад на основании «наличия очереди».
Основные проблемы у родителей возникают при поступлении в ДОУ, поскольку порядок комплектации детских садов по закону (п. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании») устанавливает учредитель ДОУ. В п. 25 Типового положения о ДОУ говорится, что «порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем». Однако там же делается оговорка, что в ДОУ в первую очередь должны приниматься дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов 1 и 2 групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов.
Факты нарушения обязательств, прописанных в уставе ДОУ, например, бесконечные списки, в которые необходимо записываться буквально с рождения ребенка. При выявлении подобных фактов родителям, имеющим право на льготные условия поступления в ДОУ, следует обращаться в территориальные органы управления образованием, а при необходимости – в органы прокуратуры.
Очень часто отказ в приеме в детский сад мотивируется неподчиненной территорией проживания. Как регулируется этот вопрос? Прежде всего, уставом ДОУ. Чаще всего преимущественное право отдается детям, постоянно проживающим на территории, где располагается ДОУ, что не противоречит Закону «Об образовании». Под «территорией» следует понимать муниципальное образование – город, район, поселок, управа. Однако при наличии свободных мест в саду место проживания ребенка не ставится во главу угла. Чаще всего в уставе так и прописано: при наличии свободных мест принимаются дети независимо от места проживания. Поэтому в случае отказа заведующего принять ребенка родителю обязательно следует ознакомиться с уставом ДОУ.
Прием детей проводится на основании документов, которые указаны в уставе ДОУ. С родителей могут потребовать:
1) свидетельство о рождении;
2) выписку из домовой книги о месте жительства ребенка;
3) медицинскую карту, оформленную в районной поликлинике, и др.
Если все же Вам отказывают в приеме ребенка в детский сад, Ваш первый шаг – мягко, но настойчиво потребуйте оформить отказ в приеме вашего ребенка в детский сад в письменной форме. Ни у одного руководителя образовательного учреждения никогда не хватит смелости написать такого рода отказ, потому что факт его документирования означал бы безусловное нарушение конституционного права на общедоступность образования. Заведующий (директор) это прекрасно понимает и может ограничиться лишь устными уговорами отдать ребенка в соседнее образовательное учреждение.
Если вы не получили письменный отказ:
- попросите ознакомить Вас с уставом данного образовательного учреждения;
- разъясните руководству учреждения содержание вышеприведенных обязательных для исполнения правовых норм;
- в случае сетований администрации ДОУ на свою неправомочность и ссылки на указания вышестоящих органов управления образования попросите реквизиты этих документов (дату и номер) и поинтересуйтесь, в каком средстве массовой информации данное указание было официально опубликовано в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, а также когда оно было зарегистрировано в органах юстиции. Поинтересуйтесь также, спросив от кого необходимо получить разрешение, чтобы ребенка все-таки приняли.
Если же и это не поможет и заведующий не согласится принять ребенка в данное учреждение, Вы можете обратиться в вышестоящие органы, курирующие данные вопросы (например, Департамент или Управление образования) или органы прокуратуры с жалобой на неправомерные действия должностных лиц, используя приведенное выше обоснование.
При приеме ребенка в ДОУ между родителями и администрацией заключается договор на воспитание в учреждении. Немаловажный момент, оговаривающийся в договоре, порядок посещения садика. В этом пункте должны быть обозначены дни недели и время пребывания. Некоторые сады гарантируют возможность свободного посещения. Родители вправе потребовать сохранения места за ребенком в случае его болезни или отсутствия по разным обстоятельствам. Рекомендуется оговаривать эти и подобные вопросы при заключении договора.
Таким образом, на основании ст. 18, п.п. 2, 3 «Закона об образовании» «особому» ребенку, находящемуся в любом уголке России, государство в лице местных органов образования обязано обеспечить «доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения». Поэтому при отсутствии поблизости адекватной коррекционно-воспитательной помощи для такого ребенка необходимо добиваться от местных властей выполнения их обязанности — создания такого учреждения, либо такой группы в составе обычного сада. До тех пор, пока такая группа не создана, ребенок, в соответствии с законом, имеет право посещать обычную группу детского сада. Мы рекомендуем добиться посещения обычной группы хотя бы на часть времени: прогулка, трапеза, свободная игра, по возможности — музыкальные и физкультурные занятия, при необходимости — в сопровождении мамы. Если, заведующая детским садом отказывает в приеме ребенка у родителя есть несколько вариантов поведения:
- Подать письменное заявление о приеме в детский сад лично заведующей и попросить оформить отказ также в письменном виде;
- Обратиться в органы образования с письмом на имя начальника департамента (управления);
- обратиться в органы прокуратуры с жалобой на неправомерные действия должностных лиц.
Комментарии
Закон о детских садах, точнее его новая версия, вышедшая в 2015 году, никоим образом не ограничивает детей-инвалидов. К счастью. Детишкам и так придётся достаточно тяжело, не стоит изгонять их из общества с самого детства.
http://yconsult.ru/zakony/detskix-sadax-2015/
Уважаемый dmsamoilov, уточните, пожалуйста, к кому Вы обращались в своём комментарии и что имели в виду. Кто здесь обижает "детишек" и кто изгоняет "их из общества с самого детства"? Или это риторические высказывания? Или Вы просто хотели попиарить сайт, на который привели ссылку? Вопросы и ответы на "Особом детстве" взяты из непосредственной живой практики, с этими проблемами реально сталкиваются родители. И рекомендации "Особого детства" направлены именно на содействие родителям в эффективном преодолении распространённых проблем, с которыми сталкиваются семьи детей в инвалидностью и детей без инвалидности, имеющих нарушения развития. Если Вы хотели обратить внимание читателей этого сайта на тот сайт, ссылку на который Вы привели - так напишите просто, что за сайт, кто его создал и поддерживает, тогда можно будет посмотреть, какие задачи он позволяет решать.
ФЗ о Соц защите ст 18 утратила силу. Интересует посещение сада в сопровождении мамы? Можно или нет. Нам говорили одно, теперь нельзя. Появилась такая потребность, после пс срыва, что били его.
Отвечает юрист Анна Басова:
Несмотря на то, что ст. 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" была отменена в 2013 году, это, не означает законодательный отказ от создания специальных условий для детей-инвалидов.
Согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082), заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и одновременно является основанием для создания рекомендованных в нем условий для обучения и воспитания детей.
ПМПК содержит заключение о специальных условиях обучения, воспитания и развития, создание которых необходимо ребенку и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ», п. 21 Положения о ПМПК).
Например, если ребенок при поддержке взрослого может соблюдать установленные правила поведения в коллективе и вести продуктивную деятельность, несмотря на наличие у него эмоционально-волевых проблем, то в рекомендации должно быть это отражено и предусмотрено постоянное сопровождение специальным помощником на период адаптации в классе, группе.
Кроме того, соответствующие рекомендации могут быть прописаны и в индивидуальной программе реабилитации инвалида (если имеется), которые также должны быть учтены в детском саду.
Однако из действующего законодательства не следует, что сопровождающим ребенка (помощником,тьютором) может или должна быть его мама. Более того, специалисты в области развития детей с ОВЗ полагают, что участие мамы в образовательном процессе, даже и дошкольном, скорее неправильно.
Следовательно, если ребенок признан нуждающимся в сопровождении, то сопровождающий должен быть обеспечен, однако это может быть лицо из числа сотрудников детского сада.
Если по неким причинам сад не может этого сделать, то в порядке исключения, в принципе можно предложить, чтобы мама сама ходила в качестве сопровождающего (нам такие примеры известны). В этом случае при нахождении Вас в детском саду как сопровождающего детский сад может потребовать предоставления медицинской книжки (п. 19.2 СанПиН 2.4.1.3049-13).
Добрый день! Пожалуйста, поясните, а как обстоят дела с оснащением обычных детских садов. Нам отказали в закупке вертикализатора и кресла-коляски, аргументируя тем, что по ИПР мы их уже получили для личного пользования.
И есть ли установленные нормативы по срокам закупки? Сейчас конец июня. 1го сентября ребенок должен пойти в детский сад, 3 года ему исполнится в октябре, в ЦПМПК прописана программа для обучения с 3х лет.
И подскажите, пожалуйста. где можно посмотреть обязанности помощника и его отличие от тьютора.
Спасибо!
Здравствуйте.Ребенок с УО (ИН) вариант 1 проучился в 1 классе. Программу не усвоил. Переведен во 2 класс (в 1 классе нельзя оставлять на повторное обучение). Можно ли пролонгировать обучение во втором классе?