Право на получение образования

Вопрос: 

Просим Вас помочь в восстановлении прав наших детей в обучении в школе «Возможность». Наши дети обучались в школе. С ними проводились занятия педагогическими работниками по приобретению навыков, необходимых нашим детям в дальнейшей жизни по программе для ГУО (глубоко умственно отсталых). В марте 2005 года было принято решение об отчислении из школы, где обучались наши дети, обосновывая это тем, что они «не обучаемые». Нас вызвали на МППК, где огласили решение с записью в медицинской карте. Родителям было предложено перевести детей в реабилитационный центр. Но реабилитационный центр является медицинским учреждением, а не образовательным и мы уже не один год являемся пациентами этого центра. Наши дети оказались брошенными на произвол судьбы и оказались никому не нужны, кроме родителей. Просим Вас помочь нам в восстановлении прав детей на образование в школе.

Ответ: 

В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый, без каких-либо исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ).

Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».

Так, в соответствии с п.3 ст.2 указанного Закона одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Статья 5 Закона «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования: гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Особо следует отметить, что в соответствии с п.6 указанной статьи государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

При этом, в соответствии с п.2.1 ст.28 Закона «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования подлежат ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием.

Таким образом, формулировка «необучаемый» является абсолютно незаконной и противоречит положениям Конституции РФ и Федерального закона «Об образовании».

Также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», одним из основных направлений реабилитации инвалидов является их обучение и образование (ст.9 Закона).

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации (ст.18 Закона).

Таким образом, решение МППК о том, что дети являются «необучаемыми», в соответствии с которым дети подлежат исключению из школы, незаконно. Оно нарушает конституционные права детей-инвалидов на образование.

Нельзя «выкинуть» ребенка из школы в никуда. Возможны следующие варианты: перевод ребенка в специальный (коррекционный) класс в школе и направление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, но не в реабилитационный центр, которые является не образовательным, а медицинским учреждением.

При этом, в соответствии с п.25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288) и п.30 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196), направление детей в коррекционное учреждение и перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

И, как отмечалось выше, в соответствии со ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», только при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии