В российских детских домах живут около 35 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Однако на самом деле в этих учреждениях детей больше – еще, по разным оценкам, не менее 20 тысяч детей находятся в детдомах по заявлению самих родителей. У многих из таких детей отсутствует связь с родителями, однако попасть в приемную семью они не могут. Комментарии профильных экспертов, в том числе юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Павла Кантора, о проблеме скрытого сиротства – в материале Сергея Гурьянова на портале «Известий».
Полный текст комментария Павла Кантора:
«Несомненно, проблема «скрытого» сиротства очень серьёзна. В своей практике я неоднократно наблюдал детские организации, в которых детей «без статуса» (не имеющих статуса ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей) большинство. Специалисты говорят о том, что даже если родители изначально действительно планировали поместить ребёнка в учреждение временно, детско-родительские связи имеют тенденцию очень быстро ослабевать, поэтому вероятность того, что ребёнок останется там навсегда – очень высока. Несомненно, в особой зоне риска находятся дети-инвалиды или дети с ограниченными возможностями здоровья. Отметим также, что если ребёнок-инвалид попал в детское учреждение, то по совершеннолетию он обычно переходит во взрослое, а не возвращается в семью и не начинает самостоятельную жизнь.
При этом надо различать разные ситуации. Во-первых, это дети, родители которых действительно не хотят заниматься их воспитанием и содержанием, но органы опеки и попечительства «не торопятся» подавать на лишение или ограничение таких родителей в правах, в том числе – чтобы не «портить» статистику региона. Нередки и случаи, когда, придя к выводу о ненормальной обстановке в семье, органы опеки и попечительства заставляют родителей написать заявление о помещении детей в учреждение (где они зависают на годы), чтобы не оформлять принудительное изъятие детей из семьи. В этих случаях родители не просто не навещают детей, но им даже препятствуют в этом.
Во-вторых, это дети, чаще всего – дети-инвалиды, родители которых просто не в состоянии обеспечить их нахождение дома (необходимость работать, сложность ухода, плохие жилищные условия и т.п.). В обоих случаях, положение таких детей совершенно ненормально, поскольку они находятся в худшем положении, чем «обычные» дети-сироты, так как не имеют возможности обрести приёмную семью.
Соответственно, проблема эта должна решаться разными способами. В первом случае необходимо вести работу с родителями. С одной стороны – психологическую и социальную, направленную на исправление ситуации в семье. С другой стороны – категорически настаивать на посещении родителями своих детей, участии в их содержании и воспитании. А в случае уклонения – не бояться ограничивать и лишать их родительских прав, чтобы дать детям возможность получить приёмных родителей.
Во-втором случае несомненно необходимо развитие самых разных форм надомной и полустационарной помощи по месту жительства. Речь идёт не только о помощи в уходе, но и о различных формах коррекционной и психологической работы, как с ребёнком, так и с родителями: о центрах дневного пребывания; о доступности детских садов и школ для обучающихся с ОВЗ, приближённых к месту их жительства.
В обоих случаях очень важная задача – это разукрупнение детских учреждений. Сейчас в большинстве регионов существует всего несколько учреждений, каждое на десятки и даже сотни человек. Как следствие – многие дети попадают в учреждения, находящиеся за десятки и сотни километров от места жительства родителей. Что, разумеется, приводит к тому, что навещают родители таких детей всё реже и реже. Если бы учреждения находились, как минимум, в каждом районном центре, связь с семьёй сохранять было бы гораздо проще.
Также надо упомянуть практически полное отсутствие услуги «передышки». Как правило, родители не могут поместить своих детей (кстати, это относится и к взрослым инвалидам) в учреждение на небольшой срок (на неделю, на две недели), чтобы немного отдохнуть, решить личные и бытовые проблемы. В результате родители, оказавшиеся в трудной ситуации, вынуждены «сдавать» детей на более продолжительный срок, причём эта процедура достаточно сложная и психологически тяжёлая. Что приводит к тому, что родители тянут свою лямку «до последнего», а потом уже надламываются и отдают детей в учреждение надолго.
Очень неохотно учреждения соглашаются и на «пятидневку» (что понятно – ведь это сокращает финансирование и создаёт неудобства), а между тем такая форма часто могла бы быть выходом для семей.
Что касается правового регулирования вопроса. На самом деле действующее законодательство предусматривает помещение детей в учреждение лишь в двух случаях. Во-первых, в случае временной неспособности родителей исполнять свои обязанности. Во-вторых – для получения социальных услуг (услуг по реабилитации, уходу, образованию и т.п.). В первом случае, согласно Письму Минпросвещения России от 28.05.2019 № ТС-1331/07, срок пребывания не должен превышать трёх месяцев. Во втором случае помещать детей в учреждение на постоянное круглосуточное пребывание рекомендуется только в случае, когда иначе невозможно («при предоставлении социальных услуг с сохранением их пребывания в привычной благоприятной среде не достигаются цели социального обслуживания», Приказ Минтруда России от 30.07.2014 № 500н).
К сожалению, эти рекомендации сплошь и рядом не соблюдаются, поскольку поместить ребёнка в учреждение проще, чем работать с семьёй и создавать необходимую помощь по месту жительства. Полагаю, что необходимо настаивать на том, чтобы органы опеки и попечительства, а также социальной защиты, придерживались этих рекомендаций. Пребывание «родительского» ребёнка в учреждении дольше трёх месяцев, на мой взгляд, может быть только в исключительных случаях (например, родители ребёнка – инвалиды, сами нуждаются в постороннем уходе, либо оказались в тюрьме, либо больны заразной болезнью или ещё какие-то особые обстоятельства). И такие случаи должны быть на контроле руководства региона. С другой стороны, недопустимо решать эту проблему «наскоком» типа «чтобы все забрали своих детей до 1 января, а иначе лишим родительских прав». В каждом таком случае необходимо индивидуально разбираться, чтобы понять, какая причина мешает родителям забрать детей и что можно сделать. И конечно, всячески профилактировать попадание новых детей в учреждения, для чего развивать социальную помощь и образование для детей с ОВЗ по месту жительства».
⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
Еще по теме:
Детей с инвалидностью помещают в интернаты из-за недостатка поддержки
Добавить комментарий